V. Слово учителя о поэте
Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в Воронеже в крестьянской семье. В 1949 г. Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического института — был арестован за участие в подпольной организации (в конце 80-х годов Жигулин расскажет об этом в автобиографической повести «Черные камни»); до 1954 г. включительно находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу Тайшет-Братск, работал на золотых и урановых рудниках.
Образ России — один из главных в поэзии Жигулина: знакомые с детства «маковки церквей за пиками елок» («Дорога на плес», 1964 г.), «И ржавый крест над колокольней...» («О, Родина! В неярком блеске...», 1967 г.). Жигулин вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколов, Н.М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик Святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. Но Жигулину дорог «И низкий холмик со звездой...», ибо она над могилой товарища по лагерю или солдата, защищавшего страну от фашистского нашествия. В 70-е годы «церковь белая» с «серебряным крестом» перестает быть только приметой национального пейзажа или принадлежностью русской культурной истории. Герой Жигулина задумывается о Боге («Воронеж, детство, половодье», 1972 г.); его все сильнее волновал вопрос смерти и бессмертия души вне «этой жизни на земле» («Скоро, скоро холода...», 1973 г.), о «связи небес и человека» («Суздаль», 1973 г.; «Крещенье. Солнце играет», 1976г.)
Образ света озаряющего становится сквозным в поэзии Жигулина в конце 70-х годов и в 80-е годы («кресты не померкли», «кресты блестят», «светится лик золотой»). Христианская идея любви определяет теперь этику Жигулина: «церковь для меня — любовь» («Коломенское», 1975 г.). Он убежден, что только «Бог — задумчив и суров» и еще «Любовь, что так кротка и терпелива» могут вдохновить на создание подлинных произведений искусства («Архангельское», 1973 г.). Духовность, заботу о душе Жигулин полемически противопоставлял «радостям быта» («Пишу о душе. А душа...», 1974 г.). В те же годы Жигулин активно разрабатывал историческую тему (фрагменты поэмы «За други своя»). Особое внимание Жигулин уделял фактам уничтожения духовных ценностей в начале 30-х годов («Из российской истории», 1976 г.; «Сто лет горит лампада...», 1980 г.). «Огонь лампады» у могилы героя русско-турецкой войны 1878 г. Жигулин ставил в один ряд с Вечным огнем у могил солдат Великой Отечественной войны. В 1984 г. он написал об исторической связи между Георгиевским крестом и орденом «Знак Почета» («Георгиевский крест — награда небольшая...»).
Идея единства русской истории и преемственности поколений защитников чести и достоинства Отечества — характерная черта исторического сознания Жигулина 80-х годов.
В 80-е годы усилилось трагическое начало в поэзии Жигулина: жизнь «боли полна»; «ветер боли и тревоги / Над бедной родиной моей...» («Покинутая деревня», «На родине»). В 1982 г. Жигулин написал о своей вещей тревоге, о предчувствии новых бед и страданий: «С кроткой молитвой / За камни святые берусь, / Вижу, как ворон кружится / Далече-далече...» («На псковской земле»).
В начале 90-х годов Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России» («Литературная газета». 1992 г. 23 декабря), где нашли отражение основные темы жигулинс-кого творчества (ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о «колымском конвое»; любовь, не подвластная времени; защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта, видящего укрепление власти дьявола и разгул зла, терзающих «горемычную страну». Жигулин рисовал картину разрушения родины.
VI. Работа над стихотворением «О, Родина!»
1. Самостоятельное чтение стихотворения.
2. Беседа по содержанию стихотворения.
О чем стихотворение Жигулина?
—Как можно его озаглавить?
—Как поэту удается подчеркнуть, что он любит Родину без громких слов?
—Подберите синоним к слову: трепетный (дрожащий, взволнованный).
—Найдите в тексте слова-антонимы. (Обиды и прощенье.)
—Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему поэт использует такое сравнение?
—Что является для автора главным?
3. Выразительное чтение стихотворения
VII. Итог урока
—Какие чувства испытывает автор?
—Что вы о нем узнали на уроке?
Домашнее задание:найти и прочитать другие стихи А. Жигулина; подготовить выразительное чтение одного из них.
Урок . Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.А. Слуцкого; формировать навыки правильного, выразительного чтения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания.
Ход урока