Лондонская школа. бэкон
24.06.2014
Ф.Бэкон. Автопортрет. 1973 г.
Бэкон - художник XX века, который всегда вызывает неоднозначную реакцию: от полного неприятия до восхищения.
Его картины шокируют, возмущают, вселяют страх, но никогда не оставляют равнодушным.
Художник меньше всего хотел нравиться публике, говоря, что ее похвала для него означала бы поражение.
Фрэнсис Бэкон был очень удивлен, когда его картины стали продаваться м пользоваться спросом. «Это просто моя удача».
Бэкон – художник-философ, заставляющий задумываться над вечными вопросами: «Что есть человек? Животное? А если нет, то в какой степени?» «Что есть реальность? Смерть? Рождение? Жизнь?»
Не зря он потомок Фрэнсиса Бэкона, известного английского философа 16-17 века и его полный тезка.
Мое поколение воспитывалось в благостно-идеалистическом, книжно-правильном мире, где война – аномалия, зло – ненормальность, стремление к богатству – порок, ложь и обман – грех; смерть, отчаяние, боль, страх и ужас – вообще не из этой жизни.
Ф.Бэкон. Этюд к триптиху "Три фигуры о подножия Распятия".
Жизнь прекрасна и удивительна, а человек рожден для счастья. В этом мифе мы выросли, а некоторые до сих пор пребывают. Фрэнсис Бэкон утверждает, что реальность – это все наоборот: жестокость, боль, ужас и страх - ее сущность.
В 1976 году в Лондоне прошла выставка «Человеческая глина», в результате которой ее участники объединились в «Лондонскую школу» и под этим названием вошли в историю современного искусства. Лондонская школа оказалась самым значительным явлением в живописи Англии.
Художники предъявили свой манифест, направленный против абстракционизма и за возрождение реализма. Хотя, глядя на их работы, мало кто из простых зрителей, особенно живущих в России, отнесет их к числу реализма, привыкшего с реализмом связывать нечто совсем иное.
Ф.Бэкон. Фигуры в движении
В числе имен, причисляемых к этой группе, Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Леон Кософф, Фрэнк Ауэрбах, Рон Б.Китай, Филипп Аккерман, Майкл Эндрюс. Все они, кроме Майкла Эндрюса, были в Англии иностранцами и ощущали себя отщепенцами. Их семьи бежали от нацистских и еврейских погромов в Германии и России. Отщепенцем ощущал себя и Фрэнсис Бэкон, ирландец по происхождению, но имевший нетрадиционную ориентацию.
Много пережившие и передумавшие, много испытавшие, каждый из них по-своему пытался осмыслить XX век, понять человеческую природу. Они создали свой образ реальности, шокировавший современников.
Ф.Бэкон. Портрет Люсьена Фрейда
Узнавая истории художников, меня больше всего поразило их стремление к свободе. Однажды Бэкон, глядя на картину «Ночное кафе» Ван Гога, который был одним из его кумиров, сказал: «Я не знаю, почему Ван Гог говорит, что здесь можно сойти с ума или спиться.
Если человек этого хочет, почему нет». Человек вправе сам выбирать свою жизнь. Про друзей, которые к концу жизни Бэкона все умерли: «Да, жизнь превращается в пустыню, это цена, которую требует старость, но большинство моих друзей были пропойцами и выбрали этот путь сами».
Все художники Лондонской школы философы-экзистенциалисты, читавшие Кафку, Ницше, Фрейда, Сартра, Камю и пытавшиеся осмыслить их идеи. Они смогли, каждый своими средствами, выразить ужас и одиночество заброшенного в мир человека, вынужденного жить в реальности, сотканной из боли, страданий, крови и страха.
Ф.Бэкон. Триптих "У подножия Распятия"
То, что Достоевский пытался ухватить в человеческой природе, Ницше – осмыслить, а Кафка описать, художники Лондонской школы выразили в потрясающих по силе воздействия образах – жестокой, холодной и безразличной к человеку реальности.
На картины Фрэнсиса Бэкона страшно и порой жутко смотреть, хочется отвернуться, забыть, сделать вид, что этого нет и мир прекрасен, забыть, что ежедневно рвутся на куски мяса человеческие тела, гибнут дети, льется кровь, что ежедневно совершаются самоубийства, человек спивается и страдает, гибнет от наркотиков.
Ф.Бэкон. Триптих на тему поэмы Т.С.Элиота. 1967 г.
Мир не заретушируешь, с ним ничего не поделаешь, он такой, какой есть. Но человек должен знать и понимать, куда он попал, что его ждет между рождением и смертью и что с этим придется жить до конца.
Сегодня хочется закрыть глаза и уши, перестать смотреть новости из Украины или Ирака, Афганистана или Сомали. В храмах батюшки советуют отгородиться от мира, не слушать новостей и замкнуться в своей клетке. Это понятно: не хочется видеть ужасов войны и бед, так спокойней и к Богу ближе, но от этого война и боль не прекратятся.
Фрэнсис Бэкон говорит, что жизнь эфемерна, хрупка, а смерть всегда рядом, она приходит, когда приходит, но ее надо принимать, потому что она - тень жизни и ее оборотная сторона. Художник считал себя по натуре оптимистом, но закрывать глаза на реальность никогда не хотел и отворачиваться от нее - тоже.
Ф.Бэкон. Эсхил Орестея. Триптих. 1981 г.
Он не пытается выразить человеческую скорбь, он только передает свое ощущение от нее. Он не рассказчик и не интерпретирует свои картины. Он создает образы и ощущения реальности, образы, которые должны потрясать. Прежде всего, самого художника. И если этого нет, картина должна быть уничтожена. Более самокритичного и беспощадного к себе, чем сам художник, никого не было.
Сегодня на аукционах за его картины платят миллионы. Почему они так притягательны с их кровью, скрученными телами, кровавыми мясными тушами и искривленными в крике и ужасе лицами? Почему? Хотя интерьер ими не украсишь, слишком жутко, и гламурненько от них не будет, слишком ужасно.
Ф.Бэкон. Живопись, 1946
Тело человеческое на картинах Фрэнсиса Бэкона больше чем тело, оно передает боль от жизни, которая человека скручивает, корежит и превращает в полуживотное, заталкивает в клетку и делает безнадежно одиноким.
Люди у него завязаны в какие-то узлы, безногие, безглазые уроды, лица которых размазаны и перекошены. В них трудно увидеть того человека, что привыкли мы видеть на улице. То ли обезьяна, то ли человек, то ли борьба, то ли любовь, то ли насилие, то ли совокупление.
Клетки, круги, замкнутое пространство. Здесь нет места красоте. Женское тело Энгра – безусловно, красиво, м.б. самое красивое тело, переданное когда-либо рукой художника, но такая красота, говорит Бэкон, разжижена, она не дает насыщенности и силы образа.
Ф.Бэкон. Центральный этюд из триптиха "У подножия Распятия". 1962 г.
Реальность – это всегда страх и боль. И художник передает их через свои образы, возникающие случайно, из бессознательного, сами собой. Он контролирует только мазок, только то, как наиболее точно передать возникший образ.
Однажды, художник рассказывал своему другу, что когда он был маленьким, отец надолго закрывал его в шкафу. Там он кричал часами, но его не выпускали. И жизнь ему кажется таким закрытым шкафом, в котором одинокий человек кричит, но его никто не слышит.
Отсюда серия картин кричащего Папы Римского, прообразом которого стала картина Веласкеса "Папа Иннокентий X" (1650 г.). Фрэнсис Бэкон вообще считал, что ротовая полость может многое передать, хотя самому художнику, как он считал, никогда этого не удавалось добиться до конца.
Ф.Бэкон. "Кричащий Папа Римский"
Образ кричащей головы возник у него случайно. Однажды он купил книгу по болезням ротовой полости, в которой было много картинок, нарисованных от руки, он начал их изучать. Потом он посмотрел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», в котором его поразила медсестра с кричащим от ужаса лицом в разбитом пенсне. Но именно крик и Распятия стали основными темами художника.
Жиль Делёз, французский философ, считает, что у Бэкона ротовая полость изображена так, словно все тело выворачивается от ужаса и страха наизнанку. У Э.Мунка «Крик» тоже потрясает, но по-другому. У Бэкона рот – эта бездна страха и ужаса, в которой живет человек.
Деформация человеческого тела – один из существенных приемов Фрэнсиса Бэкона; с ее помощью он лепит образы страсти, тревоги, страха, ужаса, человеческого общения. Человеческое тело – только материал, подобный глине, из которого создаются его потрясающие картины.
Ф.Бэкон. Фигуры в постели
Художник считал, что старые формы уже не могут создать впечатления, которого жаждет современный человек, потому что в них нет насыщенности, способной потрясти и передать реальность. Безобразие и отвращение, которые вызывают картины Бэкона, то, что больше всего хочет художник.
Бэкон создает образ той реальности, которая заполняет пространство между рождением и смертью и которая называется жизнью. Остальное его не интересует...
"Лондонская школа" живописи ("School of London") - яркое явление в художественной культуре двадцатого века. Это условное название было дано группе из пяти британских художников, в которую входили Френсис Бэкон (Francis Bacon, 1909-1992), Люсьен Фрейд (Lucian Freud, р.1922),Леон Коссов (Leon Kossof, р.1926), Франк Ауэрбах (Frank Auerbach, р. 1931), Майкл Эндрюс (Michael Andrews, р.1928). Впервые работы всех пятерых художников были собраны вместе в 1976 году на выставке "Человеческая глина". Работы были отобраны художником Рональдом Китаем - он же впервые и употребил название "Лондонская школа" по отношению к группе несравнимых по стилистике лондонских художников, единственной точкой соприкосновения которых была их стойкая привязанность к изображению человеческих форм - то, что Китай называл "основной художественной идеей, благодаря которой родилось большинство великих произведений искусства". Название прижилось - идея наконец-то объединить пятерых ярких представителей британской послевоенной фигуративности под одним названием привлекала критиков. Понятие "Лондонская школа" довольно условное - среди искусствоведов принято считать, что она существовала, но, возможно этих художников объединял всего лишь тот факт, что они были друзьями и писали фигуративные картины в то время, когда уже никто этим не занимался? Главной чертой, связывающей их, был тот факт, что основой их творчества было возрождение интереса к изображению человека и его месту в окружающей среде - начиная от их собственных мастерских, заканчивая грязными городскими улицами, а также вера в силу живописи как таковой и интерес к её практической стороне, в то время, котороё часто характеризуется абсолютным равнодушием к старомодной живописи маслом. Их творчество не испытало на себе ни малейшего влияния современных и успешных направлений в искусстве послевоенных лет. Они являются продолжателями традиций таких художников-реалистов как Уолтер Сиккерт, Мэтью Смит, Пол Нэш, Дэвид Бомберг.