Правописание one после шипящих. 14 страница
19. Этот сарай, между прочим, был для декораций
(Сим.).
298. Выделите составные именные сказуемые. Укажите,
какую роль в них играют глаголы со значением движения
и состояния.
1. Стою я тверд и прям (Кр.). 2. Жизни даль лежит
светла, необозрима (П.). 3. Я возвратился к Зурину
грустен и молчалив (П.). 4. И вот она в саду моем явилась
барышней уездной (П.). 5. Он [Тарас] сидел неподвижен
и слегка барабанил пальцами (Г.). 6. Он уже
полтора года как сидит воеводой в Дубне (Г.). 7. У него-
то вот я кучером и ездил (Т.). 8. Барыня ходит та-
187
кая унылая (Н.). 9. Кити возвращалась домой, в Россию,
излеченная (Л. Т.). 10. Отец и мальчики сидят
теперь без нее голодные (Ч.). 11. Он девять лет бессменно
старшиной в цехе сидел (М. Г.). 12. Цитадель
стояла безмолвной и неприступной (Фед.). 13. Вы пойдете
старшим (Казак.). 14. Лес теперь был редкий
(Бакл.).
299. Определите типы связок в составных именных сказуемых:
а) связка быть; б) связки, выражающие не
только грамматические значения, но и различные оттенки
лексических значений типа делаться, становиться
и т. п.; в) знаменательные глаголы, имеющие значения
движения, состояния, в роли связок.
1. Мы расстались большими приятелями (П.). 2. А
вот он-то и есть этот чиновник (Г.). 3. Княжна слыла
любительницей музыки (Т.). 4. У него двоюродный
племянник в барской конторе сидит конторщиком
(Г.). 5. Ты все еще смотришься мальчиком (Остр.).
6. Письмо это почиталось образцом патриотического
духовного красноречия (Л. Т.). 7. Загорелые холмы,
равнина с туманной далью представлялись теперь
бесконечными, оцепеневшими от тоски (Ч.). 8. Понемногу
все прошлое становилось для него как сон
(Kop.)i 9. Были они люди темперамента гуманного,
образа мыслей либерального (М. Г.). 10. Я чуть не с
детства жил в восхищении им (Бун.). 11. Кирилл станет
вам опорой (Фед.). 12. Он оказался болтливым, надоедливым
собеседником (Шол.). 13. До революции
это место называлось Батбах, то есть болото (Эренб.).
14. Он два года прослужил на действительной в армии,
приехал оттуда младшим лейтенантом (Сим.).
15. До войны он работал агентом по снабжению на одном
из московских заводов (Сим.).
300. Разберите составные именные сказуемые, состоящие
из трех и более элементов, представляющих собой
сочетание глагольного и именного составных сказуемых.
188
1. Шаг его начинал становиться ленивее (Г.).
2. Доброхотные пожертвования зажиточных владельцев
не могли быть достаточны (Г.). 3. Вы ни перед кем
виноваты быть не можете (Т.). 4. После этого всякий
может надеяться быть моим зятем (Т.). 5. Вы должны
трудиться, стараться быть полезным (Т.). 6. Арина
Петровна видела все это и должна была оставаться
безмолвной свидетельницей расхищения (С.-Щ.). 7. С
этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым
(Л. Т.). 8. Я не хотела быть начальницей (Ч.).
9. Она всегда должна быть красивая, строгая (М. Г.).
10. Он переставал стараться быть умником (М. Г.).
11. Учитель должен быть артист, художник (М. Г.).
12. При отце Вадима Андреевича — Андрее Вадимы-
че — Кондратий начал служить казачком (А. Н. Т.).
13. Она начинала пробираться пешая (А. Н. Т.).
14. Ты можешь привыкать быть простой хозяйкой
этого дома (Сим.). 15. Больше всего он боялся показаться
смешным (Гран.). 16. Человек на любом месте
должен оставаться человеком (Гран.). 17. Некоторым
развлечением служил и граммофон (Наб.).
301 (повторение). Укажите типы сказуемого в предложениях
приводимого ниже текста.
После ужина пили чай, просматривали газеты,
только что привезенные с почты. Потом все постепенно
разошлись спать. Остался один и все читал. Вдруг
случайно взглянул на окна: за переплетами старых
рам — красота старых сосен и елей, романтическая
путаница их хвои, ветвей, сучьев и синее небо апрельской
лунной ночи. Быстро встал, прошел в лакейскую,
взял картуз и палку, вышел на крыльцо.
Ах, как прекрасна ночь! что за ночь!
Крыльцо и вся эта сторона дома в лунной прозрачной
тени, впереди — просторный светлый двор и озаренные
стены и старые крыши надворных построек.
Сбежал с крыльца легко, молодо, повернул к саду:
ночь свежая, но сухая, полная луна стоит высоко, небо
совершенно чисто. Вошел в аллею — она еще го-
189
лая, извилистые короткие тени спокойно лежат на сухой
земле, по которой так приятно идти. Далеко насквозь
виден голый сад.
Из аллеи повернул на дорожку между кустами сирени
и акаций: светлая ночь сияет в уюте сада, над
его полянами, на которых стоят низкорослые старые
яблони, уже зацветшие. Луна смотрит с высоты прямо
в лицо. Вдали направо, во флигеле, уже много лет
догнивающем в саду без призора, светится огонек.
Иду на него.
Поднявшись на крылечко и отворив дверь из сеней
в прихожую, не сразу понимаю, что это такое: ад какой-
то! Прихожая вся полна едкого дыму, в дыму багрово
коптит на столе лампочка, а из дымной печки
красными языками вырывается пламя. Старик, сидя
на полу на коленях, топит. Он энергично, с сухим треском,
ломает корявыми руками бурьян, пихает его в
печку, и огонь вместе с клубами дыма то и дело вышибает
назад.
(И. А. Бунин)
1. Озаглавьте текст.
2. Найдите в нем примеры простых и сложных предложений.
3. Укажите односоставные предложения.
4. Объясните написание выделенных слов.
302 (повторение). Укажите, чем выражены подлежащие
и сказуемые в предложениях приводимого ниже
текста.
Театр есть та область искусства, о которой прежде
других можно сказать: здесь искусство соприкасается
с жизнью, здесь они встречаются лицом к лицу; здесь
происходит вечный смотр искусству и смотр жизни;
здесь эти вечные враги, которые некогда должны
стать друзьями, вырывают друг у друга наиболее
драгоценные завоевания; рампа есть линия огня; сочувственный
и сильный зритель, находящийся на
этой боевой линии, закаляется в испытании огнем.
190
Слабый — развращается и гибнет. Искусство, как и
жизнь, слабым не по плечу.
(А А. Блок)
1. Составьте схему первого предложения.
2. Объясните постановку тире.
3. Разберите по составу слова соприкасается, драгоценные,
сочувственный.
§ 44. Согласование сказуемого
с подлежащим.
303. Сопоставьте формы согласования в числе сказуемого
с подлежащим в приводимых попарно предложениях.
Особенностью их является то, что в словосочетаниях,
выступающих в роли подлежащего, имеются слова со
значением количества (обычно такие слова, как большинство,
меньшинство, ряд, часть, несколько, много,
мало, или количественные числительные). Обратите
внимание на следующее: а) обозначает ли подлежащее
лицо или неодушевленный предмет; б) обозначает ли
сказуемое активное или пассивное действие (глаголы со
значением состояния, бытия, наличия, существования).
Эти условия влияют (хотя не строго обязательно) на выбор
грамматического числа сказуемого.
1. Большинство товарищей меня сожалели и прямо
говорили, что они не хотели бы быть на моем месте
(Леск.). — С первым выпавшим снегом большинство
работ в Кедровой даче прекратилось (М.-С). 2. Несколько
дам скорыми шагами ходили взад и вперед
по площадке (Л.). — Несколько пуль провизжало над
моей головой (Л.). 3. Заговорили сначала несколько
человек туманно и нетвердо (Фад.). — Несколько
человек умерло от ран (С.Ц.). 4. Несколько человек
были наказаны плетьми и сосланы на поселение
(Герц.). — По стенам навешано было весьма тесно и
бестолково несколько картин (Г.). 5. Много рыцарей
кастильских вкруг него стоят и плачут (Жук.). —
И много других подобных дум проходило в уме моем
(Л.). 6. Четырнадцать человек тянули бечевой тяжелую
баржу с хлебом (А. Н. Т.). — В комнате было два
191
окна с широкими подоконниками (Кав.). 7. В душе
его боролись два чувства — добра и зла (Л. Т.). — Кроме
его, при больнице состояло два человека (Т.).
8. Три дома на вечер зовут (П.). — Три царства перед
ней стояло (Я.). 9. После атаки два танка остались на
поле среди засыпанных снегом копен кукурузы
(Бакл.). — Прошло сто лет (П.). 10. Множество автоматных
гильз валялось на земле (Бакл.). — Множество
деревьев, расщепленных словно от удара молнии,
белеют в темноте (Бакл.).
Для справок. При подлежащем, выраженном
именем существительным собирательным с количественным
значением (большинство, меньшинство, ряд,
часть и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного
числа другого существительного, сказуемое
обычно ставится во множественном числе, если речь
идет о предметах одушевленных или если подчеркивается
активность действия, и в единственном числе, если
подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Ср.:
Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.
— Ряд новых домов стоял в конце деревни. Таков
же способ согласования, если в состав подлежащего
входит количественное числительное. Ср.: Пять нападающих
бросились в атаку. — Засеяно сверх нормы,
пять гектаров.
щ
304. Вместо точек поставьте, где нужно, окончания, со-
гласуя в числе сказуемое с подлежащим.
1. На протяжении столетий крестьянство России
борол..сь против помещиков. 2. Ряд столов стоял., посередине
класса. 3. Большинство старшеклассников,
состоящих в спортивных секциях, уже сдал., нормы
по лыжам. 4. Подавляющее большинство учеников и
учениц нашего класса показал.. на экзаменах глубокие
знания. 5. Установлен.. три новых рекорда по тяжелой
атлетике. 6. Сорок два станка неумолчно гудел..
и равномерно вздрагивал.. . 7. Много детей отдыхал.,
летом в санаториях. 8. Пять учеников
подошл.. к экзаменационному столу. 9. Двадцать две
тетради, проверенные учителем, лежал.. на столе.
192
10. На совещание прибыл.. пятьдесят один делегат.
11. Тысяча человек отправилась в массовый поход.
12. Пятерка истребителей бросил..сь на вражеские
бомбардировщики. 13. Много выпускников нашей
школы пошл.. работать в различные фирмы. 14. Полмесяца
прошл.. с тех пор, как начались каникулы.
15. Многие из недавно открытых элементов уже хорошо
исследован.., но почти столько же еще мало изучен..
.
305. Вместо точек поставьте, где нужно, окончания, согласу.
в роде сказуемое с подлежащим (см. упр. 258).
1. Такси стоял.. у ворот дома. 2. Сочи расположен..
севернее Сухуми, но южнее Туапсе. 3. Франс Пресс
передал.. экстренное сообщение. 4. Бюро по трудоустройству
опубликовал.. новый бюллетень. 5. Кто же из
учениц параллельного класса оказал.. лучш.. цо итогам
первой четверти? 6. Актер снял огромные круглые
очки; небол..п.. пенсне в золотой оправе придал..
его лицу совсем другой вид. 7. Хорошими вкусовыми
качествами обладает колумбийск.. кофе. 8. Недавно
здесь открыт., кафе-столовая.
§ 45. Тире между подлежащим
и сказуемым.
306. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и
сказуемым.
I. 1. Услуга в дружбе вещь святая (Кр.). 2. Долг
наш защищать крепость до последнего нашего издыхания
(П.). 3. Я не то, что вы предполагаете. Я не
француз Дефорж, я Дубровский (17.). 4. Спина у акулы
темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое
(Гонч.), 5. Аврал это значит общая работа, когда одной
вахты мало и нужны все руки (Гонч.). 6. Полог
единственное спасение от вечерних и ночных нападений
комаров (Акс). 7. Тамань самый скверный городишко
из всех приморских городов России (Л.).
8. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Солнце
ярко, небо сине (Л.). 9. Поэзия это огненный взор
юноши, кипящего избытком сил (Бел.). 10. Романтизм
вот первое слово, огласившее пушкинский период
(Бел.). 11. Назначение каждого человека развить
в себе все человеческое, общее... (Бел.). 12. Говорить
с вами только слова тратить (Остр.). 13. Обман всегда
обман (Дост.). 14. Значит, девятью сорок триста
шестьдесят, так? (Писемск.).
II. 1. У тебя брошка вроде как пчелка (Ч.). 2. Я честный
человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.).
3. Вишневый сад мой (Ч.). 4. О решенном говорить
только путать (М. Г.). 5. Поэзия та же добыча радия
(Маяк.). 6. Самое страшное для него сейчас было
покинуть батарею (Бакл.). 7. Это вовсе не главное
захватить плацдарм (Бакл.). 8. Хозяйка дама худая,
угловатая и не вполне в себе уверенная (Зайц.).
9. Они не люди волчата, у них звериная масть (Гум.).
10. Крупные звезды как званый вечер. Млечный Путь
как большое общество (Паст.). 11. Жизнь прожить
не поле перейти (посл.). 12. Чай пить не дрова рубить
(посл.).
Для справок. Тире между подлежащим и сказуемым
ставится:
1) если оба главных члена предложения выражены
именительным падежом существительного, а связка отсутствует
(часто перед словами это, вот, это значит);
2) если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной
форме или если один из главных членов
выражен именительным падежом существительного, а
другой — глаголом в неопределенной форме;
3) если оба главных члена выражены именем числительным.
307. Найдите подлежащие и сказуемые. Объясните, почему
между ними не поставлено тире.
1. Он порча, он чума, он язва здешних мест (Кр.).
2. Вы, сударь, камень, сударь, лед (Гр.). 3. Обитатели
Горюхина большею частью роста среднего (П.).
4. У нее сердце очень доброе, но голова бедовая (Т.).
194
5. Рука просто как каменная, не ворочается (Т.).
6. Красивые, ровные зубы что крупные перлы у ней
(Н.). 7. Ты меж сестер словно горлинка белая промежду
сизых простых голубей (Н.). 8. Разве я своему
детищу враг? (Л. Т.). 9. Так вот я какой человек.
Я охотник (Л. Т.). 10. Горы как пышные складки на
богатой одежде земли (М. Г.). 11. Жизнь прекрасна и
удивительна! (Маяк.). 12. После школы печать, несомненно,
первый учитель языка (Фед.). 13. Ты полевая
ромашка, никем не любимый цветок (Бальм.).
14. Севастополь, очевидно, город чудес (Пауст.).
15. Бедность не порок (погов.).
Для справок. Тире между подлежащим и сказуемым
не ставится:
1) если подлежащее выражено личным местоимением;
2) если сказуемое выражено именем прилагательным;
3) если в роли связки выступает сравнительный союз
(как, словно, будто и т. п.);
4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное
слово;
5) если перед сказуемым стоит отрицание не.
308. Перепишите, ставя, где нужно, тире между подлежащим
и сказуемым. Объясните наличие или отсутствие
тире.
1. Встречи наша единственная радость (Бун.).
2. Всякая жизнь это воспоминание вложенного в человека
от рождения пути. Иначе какой смысл пускать
его в мир? (Расп.). 3. Ее воспоминания это документ,
характерный для лиц сословия ≪ответственных
≫. Автор не то троцкистка, не то вдова крупного
партийца-троцкиста (О. В.). 4. О себе иначе не говорят,
как ≪мы фронтовики, у нас на фронте≫ (Некр.).
5. Да мое ли это дело заниматься такими вопросами
(Тендр.). 6. Ты для меня дороже славы! Ты все на свете
для меня (Сев.). 7. Мой первый час не первый
крик, а первый долгий миг молчанья, как будто слушал
я родник... (Бальм.). 8. И счастье большое смот-
7* 195
реть у забора, как ящериц серых семья купается
в солнце... (Бальм.). 9. Мой долг предостеречь тебя
(Солж.).
309. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.
I. Поэзия и старость несовместимы. По духу своему
поэзия ровесница юности. Одно из самых красноречивых
доказательств Михаил Светлов. Для него
поэзия второе имя молодости.
≪Молодежь! Ты мое начальство≫, — не без улыбки
но и не без гордости писал Михаил Светлов.
(По Л. А. Озерову)
II. Поэзия Николая Клюева это прежде всего любовь
к России, вера в духовные силы народа. Самоцветный
язык, поразительная красочность образов,
яркая орнаментальная живопись неувядаемы, как неувядаема
красота народного слова.
Несмотря на то что магистральная тема произведений
Клюева тема избяной, мужицкой России, его
творчество гораздо шире, оно выходит за пределы
исключительно деревенской проблематики. В сущности,
это была вечно живая тема искусства всех
стран й народов отношение человека и природы.
У поэта особый взгляд на природу. Разгадать
≪письмена≫ природы значит приблизиться к ней.
Прочитать ≪книгу природы≫, по Клюеву, значит
всмотреться в ≪чернильные пятна≫ на реке, в лесные
прогалины, в синеву заонежских далей... Изба это не
только дерево, сруб, строение, но и жилище, где все
напоминает о человеке. Изба и земля-кормилица неразлучны.
≪Избяные песни≫ это песни о плоти земли,
о чаше крестьянской жизни, о родной природе и о пахаре.
(По В. Г. Базанову)
1. Объясните случаи постановки и отсутствия тире между
составом подлежащего и составом сказуемого.
196
2. Найдите сложные слова в текстах, выясните, как они
образованы.
3. Объясните, почему сочетание вечно живая тема пишется
в три слова.
Второстепенные члены
предложения.
§ 46. Дополнение.
310. В приводимых ниже предложениях найдите дополнения,
укажите, чем они выражены. Выделите
дополнения прямые и косвенные. Выпишите отдельно
дополнения с теми словами, к которым они относятся:
а) с глаголами; б) с именами прилагательными; в) с именами
существительными.
1. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой
мрачной тишиной и красотой (М. Г.). 2. Он снова молчит,
точно задремал; думает о чем-то, смотрит в окно,
скосив глаза, маленький и острый весь (М. Г.).
3. Иногда он долго и молча разглядывал меня, округлив
глаза, как будто впервые заметив (М. Г.).
4. Зеленая река стремит свой шумный бег по черному
ущелью (Бун.). 5. Пред тобой голубую пустыню простер
замурованный льдами Амур (Заб.). 6. Дерсу сначала
перенес через реку ружья и котомки, а затем
помог переправиться мне (Арс). 7. Она заставила Ивана
Ильича выпить несколько чашек кофе (А. Н. Т.).
8. Пришлю вам огнеприпасов и табаку (А. Н. Т.).
9. Невидимо откуда наволокли со всех сторон щеп,
досок, дранок, рам, фанеры, подкатили мокрое бревно
(Фед.). 10. Детей вводит в мир сказки не только народная
поэзия, но и театр (Пауст.). 11. На театр не
было денег. Тогда мальчик заменил подлинные спектакли
воображаемыми (Пауст.). 12. Она читала ему
стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой
(Пауст.). 13. Тесная толпа ребят заполнила конец коридора
(Тендр.). 14. Обратите внимание на мой профиль
в лунном свете (Булг.). 15. Должно быть, даль-
197
ность расстояний и скудость транспортных средств
породили распространенную в нашем народе поговорку
≪моя хата с краю≫ (О. В.). 16. Герасимович ёжился
от ветра, держал руки в боковых карманах — и, щуплый,
походил на воробья (Солж.). 17. Воздух гудел
все теми же голосами, творившими вокруг меня прощальный
хоровод (Расп.).
311. Вместо точек допишите окончания (если это необходимо).
1. Некоторые ученики не выполняют домашн.. задан..
. 2. Успехи наших спортсменов не должны заслонять
недостатк.., которые все еще имеются.
3. Ученик отвечал хорошо, но не приводил пример..
для подтверждения правил. 4. Врач не обнаружил никак..
признак., болезни у ребенка. 5. Некоторые мастера
не приняли участи., в розыгрыше первенства
страны по шахматам. 6. К сожалению, я не часто получаю
извести.. из дому. 7. В своей теплой шубке
мальчик не чувствовал холод.., хотя на дворе был
сильный мороз. 8. Друзья поэта не скрывали сво..
опасени.. за его судьбу. 9. Нельзя не учитывать сил..
общественного мнения. 10. В первой половине игры
ни одной из команд не удалось открыть счет.. .
11. Туристы не встречали еще так.. живописи..
уголк.., как этот. 12. Еще недавно наша библи-
отекачитальня не удовлетворяла запрос.. читателей.
13. Есть опасения, что кое-кто из учеников задан.. не
выполнит. 14. Собственно≫, мнени.., как видно, вы не
имеете. 15. Долгое время ученица не могла решить
эт.. трудн.. задач.. . 16. Свои.. собственны.. недостатк..
мы часто не замечаем.
Для справок.
Дополнение при переходном глаголе с отрицанием
может стоять или в родительном, или в винительном падеже.
1 . Р о д и т е л ь н ы й падеж обычно используется в
следующих случаях:
а) если в предложении имеется частица ни, или отрицательное
местоимение, или наречие, усиливающие от-
198
I^HH
рицание, например: Никогда никому не доверял своей
тайны (Ч.);
б) если дополнение имеет разделительно-количественное
значение (действие переходит не на весь предмет,
а только на его часть), например: Не купил к чаю баранок
(Фед.);
в) если дополнение выражено отвлеченным существительным,
например: Утро не принесло ясности (Леон.).
2 . В и н и т е л ь н ы й падеж обычно используется в
следующих случаях:
а) если дополнение выражено существительным с
конкретным значением, в частности со значением лица,
например: Не наклоняй знамя-то... (М. Г.); Ты не любишь
мать (Л. Т.);
б) если дополнение стоит перед управляющим словом,
например: Землю не отнимут у них (Шол.);
в) если имеется конструкция ≪не + вспомогательный
глагол в личной форме + неопределенная форма управляющего
глагола + дополнение≫, например: Не стану
описывать Оренбургскую осаду (П.).
312. Действительные обороты замените страдательными.
Образец: 1. Раковины усеяли весь берег реки. —
Весь берег реки усеян раковинами. 2. Северное сияние
озаряет полярные льды. — Полярные льды озаряются
северным сиянием.
1. Ученик с большим подъемом прочитал стихи
Маяковского. 2. Сильный ветер оторвал лодку от причала
и унес далеко в море. 3. Растущие около дома деревья
посадил еще мой дед. 4. Мальчик сплел небольшую
корзину из ивовых прутьев. 5. Золотые солнечные
лучи пронизали тайгу. 6. Пелена тумана закрыла
спящую землю. 7. Бурая весенняя вода наполнила
низины и болота. 8. Несколько месяцев подряд яркое
полуночное солнце освещает снежные пустыни Севера.
9. Сумерки вечера окутали сосновый бор. 10. По
утрам тонкий ледок еще сковывает лужи. 11. Тонкая
пыль застлала весь воздух. 12. Ураган свалил несколько
деревьев в парке. 13. Солнце нагревало при-
брежные камни. 14. Ансамбль исполнил народные
песни. 15. Ветер шевелил шторы у меня за спиной.
16. Голос его заглушил разрыв снаряда.
§ 47. Определение.
313. Найдите согласованные определения. Укажите,
чем они выражены.
1. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю
заплату на локоть зеленого мундира (П.).
2. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые
стены моего нового жилища (Л.). 3. Скажите мне
какую-нибудь новость (Л.). 4. Долго не находил я никакой
дичи (Г.). 5. За чаем Левин узнал всю историю
старикова хозяйства (Л. Т.). 6. Она была уже не молода,
и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий
след она принимала за собачий (Ч.). 7. Сквозь
опущенные шторы сюда не проникали солнечные лучи
(Ч.). 8. Всякий разговор, даже о погоде, она непременно
сводила на спор (Ч.). 9. Второй урок по словесности
был в пятом классе (Ч.). 10. Вот я чаем вас напою
с вареньем малиновым (М. Г.). 11. На платформе
прохаживались жандарм и две молоденькие чему-то
смеявшиеся девушки (Шол.). 12. Каждая мелочь этого
дня врезалась в память (Пауст.). 13. Меня уже не
интересует выдуманная жизнь (Пауст.). 14. Взнесенная
птица, с пронзительным криком, сложила два
белых крыла и пала близ друга, — в молчанье великом,
— свободна, мертва и светла (Балъм.). 15. Черный
ворон в сумраке снежном, черный бархат на
смуглых плечах. Томный голос пением нежным мне
поет о южных ночах (Бл.).
314. Рассмотрите формы согласования определений со