Композиция выступления

Чтобы выступление было эффективным, нужно продумать его композицию. Классической является структура, состоящая из вступления, основной части, заключения. Один из законов организации информации - "закон края", в соответствии с которым лучше запоминаются начало и конец речи. Поэтому следует обратить особое внимание на отработку вступления и финала речи. Средняя часть несет основную информационную нагрузку, начальная должна заинтересовать аудиторию, а в заключительной части целесообразно повторить ключевые мысли. Именно последние слова в речи запоминаются лучше всего.

Каналы воздействия на аудиторию:

1. лингвистический -язык;

2. визуальные(экстралингвистические,т.е. внеязыковые)- поза,жесты,мимика;

3. звуковые ( паралингвистические - греч. para возле, около)- голос, темп, интонация.

Каждый выступающий должен знать, что первое впечатление об ораторе - зрительное. Поэтому на успех выступления влияет и внешний облик (поза, выражение лица, одежда, манеры). Внешность должна вызывать доверие у слушателей, подчеркивать его профессионализм.

Важный элемент публичного выступления - жест. На вопрос, что такое хороший оратор , Демосфен ответил: "Жесты, жесты, жесты! ". Действительно, жесты оживляют выступление, но чрезмерная жестикуляция может навредить. Жесты должны быть умеренными, строго дозированными, чтобы не отвлекать внимание слушателей. Не рекомендуется поминутно трогать галстук, крутить пуговицу, поправлять прическу и т.п., это будет расценено как волнение и слабое знание предмета и вызовет недоверие слушателей.

Монотонную, вялую речь слушать трудно, и даже сильные аргументы, перечисленные монотонно, воспринимаются как неубедительные. Поэтому одна из рекомендаций гласит: меняйте темп речи, тон голоса, это делает речь более живой, динамичной, повышает уровень восприимчивости. Приятно слушать того, кто говорит хорошо поставленным голосом. По данным психолингвистов, больше всего раздражают слушателей скулящие, жалобные, визгливые нотки, а также слишком громкий и резкий голос.

Во время выступления рекомендуется смотреть на своих слушателей, а не в окно, на потолок или себе под ноги. Но не стоит останавливать свой взгляд на отдельных лицах. Долгий и пристальный взгляд вызывает чувство неловкости, недоумения, реакцию отторжения.

Дикция очень важна в практической деятельности оратора. Произношение должно быть четким и членораздельным.

Риторические фигуры

Среди языковых средств выразительности особое место занимают риторические фигуры (стилистические фигуры), известные еще с античных времен. Риторическая фигура - это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Обратите внимание на наиболее распространенные фигуры речи.

Анафора -повторение одних и тех же элементов (синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда (предложения, стиха, строфы).Пустьэти мелочные затруднения не снизят ваш молодой энтузиазм.Пустьэнтузиазм крепнет все более по мере прохождения университетского курса.

Антитеза ( греч.- противоположение) - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Г.Р.Державин). Антитеза часто строится на антонимах. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти (пословица).

Бессоюзие(асиндетон) - намеренный пропуск союзов между однородными членами предложения или между предложениями, что придает высказыванию стремительность, особую динамику. Швед, русский, колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет...(А.С.Пушкин).

Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания членов предложения, соединяемых союзами.И ветер,и дождик, и мгла над холодной пустыней воды (И.А.Бунин).

Градация ( лат. gradatio - усиление) - такое расположение слов, при котором каждое последующее заключает в себе усиливающееся ( реже - уменьшающееся ) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Не жалею, не зову, не плачу (С.Есенин). Это пример восходящей градации. Нисходящая градация : Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам (О.Берггольц).

Параллелизм ( греч. parallelos - идущий рядом) - более или менее полная тождественность, подобие синтаксической структуры двух или несколько следующих друг за другом предложений или их частей. В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут (А.С.Пушкин); Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач).

Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению : Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? ( Цицерон).

Риторическое обращение -подчеркнутое обращение к кому- или чему-либо ( неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу). Назначение - выразить отношение к предмету речи.Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С.Пушкин).

Эллипсис -намеренный, художественно выразительный пропуск слов. Использование эллипсиса придает речи динамичность, интонацию живой речи. Мужики - за топоры (А.Толстой).

Наши рекомендации