Глава 8. становление и развитие культуры

Мы располагаем ничтожно малым числом свидетельств о ходе антропо-социо-культурогенеза. Однако, зная предшествующее состояние – жизнь животных и последующее – культуру первобытного общества, можно понять, что определило направление этого процесса. Им, согласно взглядам М. С.Кагана, являлась коллективная охота на крупного зверя с помощью орудий и оружия, изобретенных и усовершенствованных творческим мышлением дочеловека.

Основными чертами культуры первобытного общества считается синкретизм (нерасчлененность) и традиционность. глава 8. становление и развитие культуры - student2.ru Но вопреки силе традиций, потребность улучшить условия жизни и необходимость выжить в изменяющейся природной среде толкала первобытного человека на упорное внесение усовершенствований в свою деятельность. Стихийный поиск оптимальной модели нового образа жизни людей был ограничен спектром объективных возможностей, обусловленных структурой практической деятельности первобытных племен.

Эта деятельность включала три компонента: охоту, собирательство и ремесло как новое, специфически человеческое занятие. Отсюда следует, что существовало три основных пути выхода из первобытного состояния. Ремесло снабдило охоту копьем и луком со стрелами, собирательство - мотыгой и копалкой. Там, где преобладали охота и собирательство, развитие этих занятий вело к формированию скотоводческих и земледельческих обществ. Доминирование ремесла влекло за собой торговлю и появление городских поселений.

глава 8. становление и развитие культуры - student2.ru глава 8. становление и развитие культуры - student2.ru Все три возможности перехода людей к новому социокультурному состоянию были испробованы в истории человечества, дав три типа культуры:

1. Культура скотоводческих народов, ведших кочевую жизнь в поисках необходимых пастбищ (главным образом в Азии).

2. Культура земледельческих обществ, наиболее ранние из которых сложились вблизи рек на территориях Египта, Ближнего Востока, Китая, Индии.

3. Культура древних греков и римлян, опиравшаяся на развитие ремесленного производства и приведшая к созданию городов.

Первый вариант оказался тупиковой формой: кочевники рано или поздно повсюду переходили к оседлому образу жизни. Второй вариант открывал больше возможностей совершенствования жизни. Он требовал иного отношения к природе, иных форм организации общества, иных нравов, иных подходов к творчеству. глава 8. становление и развитие культуры - student2.ru На его почве родились новые формы государственности и религиозности (буддизм, христианство и ислам).

Только третий тип культуры, в котором рождается город как культурно-хозяйственная форма человеческого поселения, оказывается лежащим на главной магистрали развития цивилизации. Техника, наука и философия, письменность, система образования, литература, архитектура, театр и другие формы искусства – все это рождается в городе. Дальнейшее развитие тенденций, зародившихся в античной культуре, происходило в условиях хаотического переплетения разнородных процессов, захвативших Европу.

Нашествие варваров-кочевников, развал Римской империи, распространение христианства. Из этого хаоса постепенно вырастает новая стабильность, несущая в себе принципиально новый тип культуры - культуру средневекового европейского феодализма. Характерной особенностью феодального общества является строгая расчлененность и иерархичность форм жизни и сознания разных социальных слоев. Так, впервые в истории культура предстала как система субкультур.

В феодальной средневековой культуре выделяются четыре субкультуры:

- религиозная – «культура храма и монастыря»;

- светско-аристократическая – «культура замка и дворца»;

- простонародная (фольклорная) – «культура села и хутора»;

- бюргерская – «культура средневекового города».

Только в субкультуре горожан, выдвинувшей на передний план потребности в знаниях и умениях, возникают побудительные силы для развития науки, роста образования, создания университетов, распространения книгопечатания. В городе формируются предпосылки нового типа культуры – культуры Возрождения. Она была связана с радикальной перестройкой менталитета феодальной культуры – освобождение от религиозного мистицизма, осознание единства телесного и духовного в человеке, открытием личности.

Развитие производства в XVII-XVIII веках потребовало нового, эмпирического и рационалистического подхода к объяснению мира. Реализм набирающей силу буржуазии был несовместим с идеализмом мыслителей Возрождения. Основные течения, определившие дальнейшее развитие культуры в XVIII-XX веках – Просвещение, Романтизм, Позитивизм, Модернизм, Постмодернизм. В эпоху Нового времени произошло структурное преобразование мира западноевропейской культуры.

Культура буржуазного общества стала чисто городской, глава 8. становление и развитие культуры - student2.ru во главу угла выдвинула созидание вещей – предметная деятельность. Главенствующее место в общественном сознании стало занимать отношение человека и природы, а не человека и человека. Примат веры над знанием уступил место примату знания над верой. Религиозная духовность сменилась бездуховностью, потребительским «вещизмом».

В итоге всех этих сдвигов на смену традиционализму пришло новаторство. Результатом изменений, произошедших в культуре после разрушения феодальных основ общественной жизни, явилось формирование элитарной и массовой культуры. В эпоху модернизма культура становится антиприродной, которая окружает человека со всех сторон техническими конструкциями. Культура становится и антисоциальной и античеловечной, превращая людей в обслуживающий машины персонал.

глава 8. становление и развитие культуры - student2.ru Середина XX столетия является переломным этапом в истории мировой культуры. С этого времени человечество нащупывает способы реорганизации культурной системы для перевода ее в новое устойчивое состояние. Задача состоит в том, чтобы сохранить завоевания научно-технического прогресса, но избавиться от свойственных ей тенденций и выдвинуть во главу угла нравственные и эстетические ценности и идеалы, служащие дальнейшему «очеловечиванию человека».

Так начинается переход к современному типу культуры - «Постмодернизму». Он предстает как поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой, традициями и новаторством, Западом и Востоком. Постмодернизм ищет новый язык искусства, в котором могли бы сочетаться разнообразные стили и приемы художественного творчества. Наступает эпоха многомерного диалога как способа существования культуры и человека в культуре.

Динамика культуры

Устойчивость (статичность) культуре придают традиции как элементы культурного наследия в виде идей, норм, ценностей, обычаев, обрядов, способов мировосприятия, которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в виде неизменного опыта жизнедеятельности общностей. Благодаря ним, развивается общество, поскольку каждое новое поколение усваивает достигнутый культурный опыт, отобранный временем.

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений будущим. Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития элементов, свойств и отношений. К культурной динамике относятся те средства, механизмы, которые приводят к изменению культуры.

Культурная динамика – целостный и направленный процесс, ведущий к модификации черт культуры во времени и пространстве.

В ней выделяют следующие феномены:

- генезис культуры – процессы порождения новых культурных форм и интеграции их в социальную практику, а также формирование новых культурных конфигурации и систем;

- культурные заимствования – процессы мирного способа перенесения ценностей одной культуры на почву другой целенаправленным отбором культурных инноваций;

- культурная диффузия – процессы стихийного взаимного проникновения культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении;

- трансформация культуры – процессы пространственно-временной модернизации или деградации форм культуры, вплоть до исчезновения из социальной практики;

- реинтерпретация культуры – процессы изменений символических и смысловых характеристик форм культуры и связей между ними в течение их существования;

- наследование культуры – процессы межпоколенного воспроизводства и обновления форм культуры, осуществляемых в ракурсе актуальности социального опыта преобразовательний.

Творчество выступает динамической стороной развития общества, а новация является способом обновления культуры. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Гонка за новизной приводит к тому, что социальные и культурные подсистемы подвергаются постоянному давлению. Как следствие «давления», порождаются кризисные явления в общественной жизни.

Единство традиции и новации выступает универсальной характеристикой любой культуры. Всякая новация в культуре проверяется временем, заново оценивается последующими поколениями людей. Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для классификации обществ как традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над новацией и творчеством.

Культурогенез

Культурогенез является основным видом культурной динамики, проявляется в постоянном самообновлении культуры. Суть самообновления заключена в трансформации уже существующих культурных форм и систем. Генезис (от греч. возникновение) культурных форм проходит этапы осознания, создания новых культурных форм и внедрения их в социальную практику. Объективная логика жизни заставляет человека постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям существования путем выработки новых культурных форм преобразовательной деятельности и социального взаимодействия.

Переход к родовой социальной организации считается началом становления культуры. Именно с общинной формы жизнедеятельности начинают вырабатываться культурные традиции. Решающее значение для их появления имело речевое мышление. Посредством языка человек создал совершенно новые возможности для фиксации, хранения, преобразования и передачи прижизненного опыта. Тем самым была найдена форма существования коллективного опыта.

В культурологии процессы культурогенеза трактуются исходя из орудийно-трудовой, психоаналитической, символической, игровой концепций. Согласно орудийно-трудовой теории Фридриха Энгельса, человек отличается от животного способностью преобразовывать природу, превращая ее в общественную (культурную) жизнь в процессе трудовой деятельности. Согласно данной концепции, человек - общественное существо, стереотипы поведения которого заложены в социальной форме общения (общественные отношения), а не в его генотипе.

Согласносимволической гипотезе культурогенезаЭрнста Кассирера, человек биологически слабее всех животных. Поэтому он был вынужден неосознанно подражать им, постепенно вырабатывая систему ориентиров в виде символических действий, которые надстраивались над инстинктами. Символы, в свою очередь, обладают функциональной ценностью для существования самого человека. Следовательно, суть процессов культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

Психоаналитическая концепция культурогенеза Зигмунда Фрейда основана на свойстве, возникающем в человеке неожиданно и случайно. Это совесть, благодаря которой человек выделился из царства животных и создал культуру. Согласно Фрейду, феномен совести восходит к первородному греху. Осознание убийства привело к раскаянию человека в совершенном преступлении и появлению культуры как средства преодоления навязчивых переживаний по поводу смертного греха.

Игровая концепция культурогенезаЙоханаХейзинга построена на природной способности человека к игровой деятельности. Хотя игра присуща и животным, но у человека она выступает содержательной функцией со многими гранями смысла. В мифе и религиозном культе зарождаются первичные игровые силы культурной жизни человека. Игра выступает свободной деятельностью людей, которая не имеет индивидуального интереса. Согласно игровой теории, прежде чем изменять окружающую среду, человек сделал это в игре, т. е. в собственном воображении.

Культура возвышает человеческую жизнь над природными условиями. Во-первых, она охватывает все приобретенное знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей. Во-вторых, в нее входят все социальные институты культуры, необходимые для регулирования взаимоотношений между людьми. Таким образом, культурогенез – непрерывный процесс постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых культурных форм деятельности и социального взаимодействия в обществе.

Наши рекомендации