Санкт-Петербург глазами современника-иностранца
Приводимый ниже отрывок, содержащий описание достопримечательных мест, изображенных на “Панораме Петербурга” взят из “Описания…столичного города Санкт-Петербурга”, выпущенного в 1718 году во Франкфурте и Лейпциге анонимным автором. Есть основания предполагать, что оно написано ганноверским резидентом при дворе Петра I Х. Ф. Вебером, автором известного сочинения о России “Изменившаяся Россия”, вышедшего в 1721 году.
Крепость расположена среди города Санкт-Петербурга, и Нева обтекает ее со всех сторон. Очертание крепости представляет продолгаватый не правильный шестиугольник… Крепость была сначала воздвигнута только из земли, но в 1710 году его царское величество начал переделывать стены в массивные, каменные. Высота стен – 30 футов. Интересно по правую руку, когда входишь в ворота главная аптека, которая, безусловно, является одной из лучших, как в следствие превосходных лекарств, так и в особенности в следствие наличия редких сосудов из тонкого китайского фарфора, стоящих много тысяч рублей.
В крепости двое ворот, но нижние еще не совсем готовы и пока еще нет моста на сушу. Верхние ворота, которые уже готовы, украшены прекрасной скульптурой. Снаружи, наверху, очень уместно избражен Святой Петр, в более чем натуральную величину, с двумя ключами в руке. На плите на русском языке можно прочесть об основании крепости, тут же дата: 1703. Внутри под воротами установлен большой черный русский орел с коронами на головах, держащий в правой ноге скипетр, в левой – державу. Немного ниже – стоит Святой Николай. Не могу вспомнить, чтобы воротам дали название. Возможно, что в будущем их назовут Петровскими. На бастионе ежедневно по голландскому обычаю развивается большой пестрый крепостной флаг. Но когда бывает праздник или день почитаемого святого (что они тоже называют “праздником”) , то вместо обычного флага поднимает большой желтый флаг, на котором русский орел держит четыре больших моря: 1. Белое море, 2. Черное море, 3. Каспийское море, 4. Восточное море, ибо его церское величество – господин этих морей.
Однако я не хочу обойти молчанием большую церковь и выскую башню, которую начали строить в крепости. Судя по модели, которую я видел, это будет нечто прекрасное, подобное чему в России пока нельзя найти. Башня уже готова до стропил, она необычайной высоты и хорошей каменной кладки, хороших пропорций и с высокими сводами. Ее строил итальянский архитектор Трезини. Так как деревянная надстройка башни должна стать такой же высокой как каменная ее часть, то эта башня, вероятно, будет превосходить по высоте все башни в Германии.
За рукавом реки находится каменный летний дворец его царского величества, где он живет летом. Дворец, хотя и небольшой, но сделан хорошо. Он находится в саду, который, учитывая особенности местности и краткость времени, прошедшего с его возникновения, выглядит хорошо и недостатков в нем нет. В 1716 году дом окружили каналом, в саду повсюду по ходе дорожек устроили шпалеры и установили прекрасные белые статуи.
Особенно удивительно, что хотя по всей стране, и в частности на севере России, нет дубов, однако в этом саду они хорошо принялись и отлично развиваются. Это доказывает, что прилежанием можно много достичь. Еще имеется около сада оранжерея, фонтан и грот.
Теперь я перехожу к знатнейшей слободе, расположенной на реке. Собственно весь этот островназывается Адмиралтейский остров. Но его обычно называют Немецкой слободой, так как в этой части города живет большая часть немцев…Совсем близко находится Слоновый двор, в нем крупный красивый слон, подаренный его величеству персидским шахом. Иногда слона для развлечения водят по городу. Удивительно, что ни одна улочка в Петербурге не имеет названия. При справках один другому описывает место, о котором спрашивает, называя того или иного, кто живет в этой местности, пока не наподет на того, кого знает.
В середине Адмиралтейского острова расположен большой адмиралтейский двор или так называемая верфь, где строятся крупные военные корабли. Обычно, стоят на стопелях, где производится работа от 7 до 8 больших кораблей.
На Васильевском острове имеется дом князя Меньшикова, построенного из кирпича, в три высоких этажа, в итальянском стиле, и покрыт железными листами, которые покрашены в розовый цвет. Спереди и сзади расположены флигеля, внизу имеется подвал со сводами, в котором есть все, что нужно для хорошего дома. Особенно много внутри дома покоев, и все богато обставлены, и, прежде всего, серебряной посудой и другими ценностями, которые у этого господина имеются в изобилии. В среднем этаже – большой зал, в котором обычно проводятся большие праздники.
Хочу еще отдельно кое-что добавить о Неве. А именно: у нее большая глубина вплоть до залива, но потом она становится мельче, с большими изгибами, и по обеим ее сторонам много песчаных отметелей, которые еще больше суживают реку, пока через пол мили в море она опять не становится глубокой.
Ширина реки у города Петербурга меняется. Она составляет 7, 8, 9, 12 и 16 сотен шагов, а так как между островами большая глубина, то здесь невозможно построить мост. Все коммуникации поддерживаются на судах, что не обходится без несчастий, почти ежедневно люди тонут. Один русский инженер предложил модель, на которой он в малом масштабе показал, как можно было бы построить через реку (шириной в 1500 шагов) каменный мост с одной единственной аркой. Однако его царское величество, лучше разбирающееся в таких делах, в шутку обнадежил этого мастера, что выполнение его предложения отложено до другого времени. Но иностранные архитекторы, которые там находились, были в высшей степени удивлены. И некоторые вскоре подумали о том, что если можно сделать арку в 1500 шагов через такую быструю и глубокую реку, то возможно соорудить и мост соответствующих пропорций от Земли до Луны, по которому люди могли бы ходить.
Рисунок 33. Летний дворец и сад в Петербурге. Гравюра А.Зубова.
На панораме изображено двухэтажное каменное здание летнего дворца Можно различить "гаванец" - миниатюрную гавань со стороны реки Фонтанки, был выложен известняковыми плитами и обнесен деревянной балюстрадой (остатки сохранились до наших дней, были обнаружены при реставрационных работах во дворце). На набережной три "галереи" построенные по проекту архитектора Г.Маттарнови в 1715 году и просуществовали до 1730-х годов, были заменены одноэтажной галереей закрывавшей летний сад. В центральной галерее стояла статуя Венеры Таврической, (ныне она в Эрмитаже). далее маленькое одноэтажное здание - второй Летний дворец на берегу Невы и Лебяжьей канавки, за ним в глубине, здание "царской мыльни".
Рисунок 34. Венера Таврическая. Мрамор. Древнеримская работа по греческому оригиналу III века до н. э. Государственный Эрмитаж.
Глубоко человечный образ прекрасной богини любви и красоты создал неизвестный нам по имени античный скульптор. В древности статуя могла украшать загородную виллу или парк. Это было одно из важнейших приобретений Петра I в области искусства. С конца XVIII века статуя находилась в Таврическом дворце в Петербурге, откуда и ее название – Венера Таврическая. В середине XIX века статуя вошла в состав коллекций Эрмитажа и остается одним из лучших экспонатов музея.