Культурология как теоретическое знание
Часть первая. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 11
Глава 1. Понятие культуры........................................................................... 11
Глава 2. Культура и творчество.................................................................... 22
Глава 3. Культура и религия......................................................................... 28
Глава 4. Культура и идеология..................................................................... 33
Глава 5. Типология и периодизация культуры........................................... 37
Часть вторая. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 47
Глава 6. Культурология, традиционный и научный историзм................. 47
Глава 7. Культурология и противоречия исторического познания......... 53
Часть третья. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА....................................... 64
Глава 8. Первобытная культура и современность ................................ :.... 64
Глава 9. Душа первобытного человека........................................................ 68
Глава 10. Первобытные представления о пространстве и времени......... 73
Глава 11. Миф и мифологическое мироотношение................................... 83
Глава 12. Первобытный ритуал.................................................................. 103
Глава 13. Магия и магизм........................................................................... 116
Часть четвертая. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.................... 121
Глава 14. Монументализм древневосточной культуры........................... 121
Глава 15. Фигура божественного царя на Древнем Востоке.................. 124
Глава 16. Раб и рабство как измерение древневосточной культуры...... 136
Глава 17. Душа древневосточного человека............................................. 143
Глава 18. Смерть и загробное существование.......................................... 148
Часть пятая. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА............................................... 158
Глава 19. Античная культура и полис....................................................... 158
Глава 20. Тема судьбы в Античности........................................................ 169
Глава 21. Герой, раб, человек "золотой середины".................................. 180
Глава 22. Древнегреческий эпос................................................................ 191
Глава 23. Возникновение философии....................................................... 203
Глава 24. Античная пластика..................................................................... 216
Глава 25. Античная трагедия...................................................................... 224
Глава 26. Культура эпохи эллинизма........................................................ 234
Глава 27. Римская Античность................................................................... 247
Часть шестая. КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ................................. 267
Глава 28. Античные предпосылки средневековой культуры................. 267
Глава 29. Средневековая культура и христианство................................. 278
Глава 30. Германско-варварский элемент в средневековой культуре... 294
Глава 31. Культура Раннего Средневековья............................................. 307
Глава 32. Высокое Средневековье. Рыцарская культура......................... 317
Глава 33. Высокое Средневековье. Бюргерская культура....................... 334
Глава 34. Высокое Средневековье. Крестьянская (низовая) культура... 339
Глава 35. Кризис средневековой культуры............................................... 346
Часть седьмая. КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ............................. ..... 361
Глава 36. Ренессанс и Античность...................................................... ..... 362
Глава 37. Движение гуманистов.......................................................... 370
Глава 38. Пополан, кондотьер, художник........................................... 382
Глава 39. Кризис гуманизма................................................................. 399
Часть восьмая. РЕФОРМАЦИЯ И КУЛЬТУРА.......................... 406
Глава 40. Реформация как реакция на кризис средневековой культуры 406
Глава 41. Реформация как реакция на Возрождение......................... 414
Глава 42. Реформация и секуляризация культуры............................. 421
Часть девятая. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ...................... ..... 431
Глава 43. Новые основания антропоцентризма................................. 431
Глава 44. Буржуа и дворянин в культуре Нового Времени.............. 440
Глава 45. Культура Просвещения........................................................ 455
Глава 46. Романтическое течение в культуре..................................... 466
Глава 47. Западная культура XIX в..................................................... 482
Часть десятая. НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 496
Глава 48. Особенности исторического пути Руси—России............. 496
Глава 49. Русская культура и природа............ i.................................. 507
Глава 50. Культура Древней Руси........................................................ 514
Глава 51. Русская культура Петербургского периода........................ 529
Глава 52. Культурная катастрофа XX в.............................................. ..... 553
Заключение............................................................................................ 559
Введение
Термин "культурология" все еще обладает той степенью неопределенности, размытости, по внешним соображениям навязываемой ему прихотливостью смысла, что название настоящей книги нуждается в пояснениях такого рода, которые во вводных курсах других гуманитарных дисциплин были бы излишни. Скажем, "введение в социологию" или "введение в искусствоведение" авторы могут себе позволить начать с формулировки своего подхода к в общем-то наглядно очевидной реальности социума или искусства. Их можно осмыслять по-разному. Отсюда и необходимость предварительных пояснений.
В нашем случае ситуация существенно иная. Если вдруг окажется, что в дальнейшем речь пойдет о том, как себя вести, что необходимо для того, чтобы быть развитым (т.е. культурным) человеком, в чем должна выражаться его развитость, то как бы ни оценивался подобного рода текст, удивления его появление не вызовет. Десятилетиями спокойно и уверенно себя чувствовавшая, хотя и вполне эфемерная, дисциплина — "теория культурно-просветительной работы" — сегодня торжественно именуется культурологией. Пускай перед нами курьез, не более. Но ведь не именуют же себя работники социальной сферы социологами, а те, кто трудится в типографии, искусствоведами или филологами. Истоки практически безграничной эксплуатации термина "культурология" в том, что стоящая за ним научная дисциплина таковой в традиционном смысле вовсе не является. В качестве культурологов выступают сегодня историки, филологи, философы, искусствоведы, этнографы, археологи. Сама же культурология может быть вычленена как нечто своеобразное на пересечении каждой из перечисленных наук или же оставаться подходом, ориентацией, направлением в рамках истории, филологии и т.д. Короче, смутным пока остается образ культурологии, и неудивительно, что находятся охотники без всякого на то права украсить невнятно-торжественным наименованием нечто, стоящее за пределами какой бы то ни было интеллектуальной традиции.
Смутность и неопределенность образа культурологии — свидетельство не в ее пользу. Каждый вправе усомниться в гносеологическом статуте, полноте реальности и даже самой реальности ее существования. Действительно, что это за дисциплина, чья предметная сфера часто неуловима на уровне внятных формулировок и для самих культурологов. Еще более далек от очевидности метод культурологии. Уже одни эти свидетельства дают основания для утверждения, что культурология в традиционном для науки смысле вовсе не существует. Но почему-то вся теоретическая и методологическая невнятица, связанная с культурологией, помимо всякой рефлексии о предмете и методе, не препятствует квалифицировать тот или иной текст как культурологический. Вполне очевидно, скажем, что работы М.М. Бахтина — это культурология, а, скажем, Ю.Н. Тынянова — "просто" литературоведение. Конечно, очевидность здесь слишком интуитивно-непосредственного свойства. Она формируется через то, что читатель улавливает как фон работ Бахтина и Тынянова, что специально не проговаривается, но достаточно внятно подразумевается. Непроговорен-ность теоретико-методологических предпосылок в культуроведческих исследованиях поразительна. Между тем эти предпосылки реализуются. Их нет и вместе с тем они есть. Пожалуй, этот тезис можно и усилить: культурология представляет собой и непреложную данность, и некоторое научное небытие. По Гегелю, "бытие" и "ничто" обнаруживают свою истину в становлении. Вряд ли будет только игрой в слова или поверхностной аналогией наше утверждение о том, что статут культурологии не "бытие" и не "ничто", а именно "становление". Только так ее можно принимать всерьез, не закрывая глаза на свойственные ей и непозволительные с позиции традиционного гуманитарного знания противоречия и парадоксы. И не стоит заблуждаться — становление культурологии, культурология как становящееся знание вовсе не может быть списана на счет ее молодости, еще неоформленности в соответствии с обязательными научными нормами. Ощутимого прогресса в переходе культурологии на свои определенные позиции, во вхождении ее в фиксированные и законные пределы не наблюдается. Чего нет, того нет. Все говорит в пользу того, что она склонна сохранять свой способ бытия на гранях и пересечениях, оставаться междисциплинарным направлением исследований, не превращаясь в науку среди наук наряду с историей, филологией, искусствоведением и т.д.
Если вынести за скобки представление о культурологии как о чем-то родственном царившей некогда теории культурно-просветительной работы, у нее остается еще один претендент на родство, с которым совершенно необходимо размежеваться. Речь идет об истории культуры, под которой подразумевается некоторая серия очерков, включающих в себя сведения об искусстве, науке, философии, религии, нормах и формах поведения, системе образования определенной страны, региона, эпохи. В отечественной традиции подобного рода история культуры изобильно представлена как целыми книгами, так и соответствующими разделами исторических работ в диапазоне от всемирной до национальной истории. Излишне говорить, что такая культурология вряд ли может быть изложена в качестве целостного текста, совмещающего в себе теорию, методологию и собственно историю. Так называемая история культуры потому и существует, что историческая наука, сосредоточивая свое внимание на социально-экономической и политической сторонах исторического процесса, пытается в то же время внешним образом восполнить частичность и фрагментарность своего предмета.
То, что имеется в виду под культурологией в настоящей работе, — это несомненно осуществившаяся во множестве отечественных работ реальность исторического знания. Но у нее есть истоки вне российских пределов. Научное направление, состоявшееся в нашей стране в 60—80-е гг., так или иначе связано с двумя основными источниками: с германской культурфилософией, наиболее впечатляюще представленной шпенглеровским "Закатом Европы", и французской "новой исторической наукой", исходный импульс которой был дан в трудах М. Блока и Л. Февра. В первом случае культурология имеет философские корни, во втором — она укоренена в позитивной науке. Философия культуры и историческая наука культуроведческой ориентации на Западе плохо уживались друг с другом. Однако на нашей почве они оказались вполне совместимы. Культурология обнаружила себя, конечно же, прежде всего историческим знанием, но философски глубокомысленным, тяготеющим к тому, чтобы быть своего рода "философией" изучаемой эпохи. Не той философией, которую в лице своих мыслителей формулирует эпоха, и не той, которая видится извне постигающим эпоху историкам. Так или иначе, формулируя это (в культурфилосо-фии или "новой исторической науке") или подразумевая (в отечественной традиции), но культурология имеет дело, по сути, с одной реальностью. Шпенглер называет ее душой (фаустовской, магической), французы — менталитетом. Душа, менталитет, добавим: внутренний мир человека определенной эпохи, региона, народа — это его самоощущение, способ видения мира, они даны историку в многообразии воплощений или объективации. По глубокомысленной аналогии О. Шпенглера, воплощенное образует тело культуры. Со стороны историка-культуролога оно подлежит развопло-щению, т.е. возвращению в душевную стихию воплотившего себя человека той или иной эпохи или культуры. Воплощается душой всегда некоторый смысл, культурология и есть попытка пробиться к этому смыслу, сделать так, чтобы он заговорил и для исследователя, и для его читателей. И конечно же, культурологию по возможности интересуют первосмыслы, нечто лежащее в основе многообразия смыслов, наполняющих человеческую жизнь и порождаемых человеком. Вот эти первосмыслы и составляют то, что может быть сконструировано как "философия" эпохи. Конструирует ее изучающий эпоху культуролог, но коренная особенность его конструкции состоит в том, что он пытается найти свои слова для того, чтобы выразить ими не себя вовсе, а радикально иного субъекта исторического творчества.
Считая свою работу введением в культурологию, автор вправе был бы ограничиться кругом вопросов, касающихся того, что такое культурология, т.е. каков ее предмет и как она его изучает, т.е. каков ее метод. В этом случае курс приобрел бы характер введения в изучение культурологии. И нужно сказать, что такой курс не просто имеет право на существование, но и насущно необходим постольку, поскольку необходима вторичная рефлексия по поводу все более растущего потока культурологических работ. Однако в нашей ситуации очередные теоретико-методологические изыскания культурологического характера неизбежно выглядели бы подозрительно. Прежде всего потому, что на сегодняшний день в культуроведении положение складывается таким образом, что теория и методология, с одной стороны, и история культуры — с другой, не просто образуют уровни научного знания, но и оказываются вполне самостоятельными направлениями исследований, очень редко и в незначительной степени между собой связанными, а главное, не проявляющими ощутимого интереса одно к другому. В результате теория и методология, которые не обременяют себя задачей стать теорией и методологией исторического исследования, носят заведомо фиктивный характер. Если уж рассматривать теоретико-методологические проблемы культурологии, то лишь в качестве предварения минимально необходимых предпосылок к изложению истории культуры. Таким образом, настоящая культурология, несмотря на наличие в ней всех трех аспектов: теоретического, методологического и исторического, представляет собой прежде всего и по большей части курс истории культуры. Обращение к культурологическому знанию не более чем кратко предваряет обращение к реальности культуры.
Но здесь возникает законный вопрос, возможно ли вообще какое угодно вводное рассмотрение истории культуры как таковой? Субъектом культуры как таковой является человечество, взятое во всем своем пространственном многообразии и во всей полноте времен. Ничего не скажешь, изложить в курсе лекций историю культу- ры возможно ничуть не более чем всемирную историю. В настоящем случае острота проблемы смягчается реализуемым в курсе подходом к истории культуры.
Прежде всего нужно иметь в виду, что он ни в малейшей степени не претендует на осмысление "самого главного" в культурно-исторической реальности (событий, ситуаций, лиц, произведений). Это "самое главное" заведомо не может быть фиксировано сколько-нибудь однозначно и определенно никакими индивидуальными или коллективными усилиями. Единственно реальной представляется куда как более скромная задача: проследить несколько сквозных мотивов, обнаруживающих себя в истории культуры изначально и трансформирующихся от эпохи к эпохе. Их трансформация и будет характеризовать нечто существенное в культуре каждой эпохи. В общем-то только так и создавались до настоящего времени культурологические работы различного уровня, мировоззренческой ориентации и методологических предпочтений. Выбор мотива (мотивов) позволяет культурологу целостно подойти к своему предмету, не утонув в бесконечном многообразии материала. У него появляются опорные точки, центрирующие собой, по видимости, ничем между собой не связанные реалии. Вместе с тем решается проблема вычленения в континууме исторического процесса существенных его измерений. Кто, например, усомнится в том, что восприятие пространства и времени, смерти, любви, труда и игры выражает нечто из самого значимого в культуре? Набор "вечных" мотивов-тем более или менее обозрим. Выбрав один из них, культуролог обеспечивает себе право говорить не о какой-то отдельной области культуры, а о ней в целом. Только целое это должно быть увидено в одном ракурсе, через определенную призму. Каков же этот ракурс в нашем случае?
У него нет той жесткой определенности, которая имеет место, когда несколько эпох культуры рассматриваются с точки зрения только любви, смерти, игры и т.д. Монографизм подобного рода, уместный в специальных работах, для курса лекций был бы односторонним, т.к., очевидно, нет одного мотива или темы, которая была бы одинаково значима для каждой эпохи, позволяла осветить ее в самом существе. Скажем, мотив смерти определяет собой всю древнеегипетскую культуру без остатка и может центрировать собой ее рассмотрение, но для первобытности он гораздо менее значим. Другой пример. Для нас чрезвычайно важным было рассмотрение того, как от эпохи к эпохе менялось понимание индивидуально-человеческого существования. Но для той же самой первобытности тема индивидуальности возникает лишь в перспективе перехода в другие культурно-исторические эпохи. Только начиная с Античности эта тема может быть рассмотрена как подлинно значимая, в какой-то мере имманентная самой эпохе.
С другой стороны, хотя характер (тип) индивидуально-человеческого существования — в полной мере культурологическая тема, она останется выхолощенной абстракцией, если изолироваться от того, что человек определялся по отношению к самому себе вовсе не через самого себя или через ближнего. Так или иначе, он приходил к себе в Боге, через Бога, в состоянии богооставленности, а уж никак не в качестве самонаправленного существа. Если принять для нас несомненный тезис о том, что история — богочеловеческий процесс, то развитие культуры представляет собой человеческую компоненту богочеловеческого процесса. Культурология за точку отсчета берет человека, заглядывает к нему в душу, но она же не вправе не увидеть разомкнутость этой души к Богу, наполненность ее Богом. Культурология — это тоже разговор о Боге, в меру Его вместимости в человеческое, слишком человеческое.
Тема индивидуально-человеческого существования в его соотнесенности с Богом достаточно обширна, многогранна и внутренне богата, чтобы стать основной в книге. Таковой она и будет в дальнейшем. Учтем только, что в предварительной формулировке эта тема звучит слишком неопределенно, у нее есть свои грани и повороты, далеко не все из которых автор в состоянии рассмотреть. К тому же, как минимум, для первобытной толщи культуры "индивидуально-человеческое", его "идеал" — это формулировки не достаточно корректные. Ну что же, первобытность и предстанет перед нами под знаками вопросов: "Почему в ту эпоху не было индивидуально-человеческого ни в нашем, ни в каком-либо другом смысле?", "Что было в первобытной культуре там, где впоследствии возникло индивидуально-человеческое как норма, цель, идеал?" Наконец, нужно иметь в виду, что разговор об индивидуально-человеческом не исключает, а, наоборот, предполагает довольно значительные отклонения от прямой характеристики темы, по отношению к ней необходим не только текст, но и контекст, не говоря уже об общем культурно-историческом фоне.
Историческая часть введения в культурологию построена таким образом, что в ней освещается культура от первобытности до Нового Времени. Это стало возможным, помимо самоограничения через введение определенных тем и мотивов, еще и потому, что настоящая работа вполне определенно и жестко европоцентрична. Единой всемирной истории культуры в культурологическом смысле еще не удалось выстроить никому. Убежден, что такая затея заведомо безнадежна. Единство человеческой истории задается божественной, а не человеческой, т.е. культурной ее составляющей. Но если история едина только трансцендируя за пределы человеческой реальности, то европоцентризм становится предпочтением, совсем не обязательно связанным с узостью и высокомерием. Всякое размыкание европоцентризма возможно только для того, у кого есть какое-то внятное представление о Европе как своей духовной родине. К тому же именно Европа стала тем единственным культурным целым, в самих основаниях которого заложена способность и потребность преодоления замкнутости на себя, освоение чужого опыта без растворения в нем. Так что для европейца понять себя и значит открыть в себе возможности понимания других культур.
Завершая введение, автору остается сказать об адресности подготовленного им текста. "Культурология" — это курс лекций по возможности систематический, но если в нем и присутствует систематика, то в первую очередь рассчитанная на учебное усвоение. Для кого-то текст книги покажется недостаточно элементарным. Однако за достоинством элементарности слишком часто стоит отсутствие всякой научности или ее мнимое присутствие. Там, где есть определенная, часто в основе своей простая, логика, там необходимы какие-то усилия по ее постижению. Попытки постижения логики культуры автор этой работы многократно предпринимал в промежутке между 1985—1997 гг. со студентами и школьниками нескольких вузов и школ Санкт-Петербурга. Наиболее пространно и углубленно курс культурологии читался в Институте богословия и философии. По необходимости более кратко — в Гуманитарном университете профсоюзов и Санкт-Петербургском университете МВД России. Наконец, самый элементарный, хотя и пространный вариант курса прочитан в средней школе при Институте богословия и философии. Так что настоящий текст в своей основе — курс лекций, учитывающий возможность и опыт его усвоения различной аудиторией. Какие-то разделы книги доступны старшеклассникам, основная часть — студентам вузов. Причем наиболее сложной для усвоения является вторая, методологическая часть. Она требует внимания и усилий там, где речь идет о сухих материях. Для кого-то неизбежным станет пропуск чтения второй части книги, от этого дальнейшее изложение не перестанет быть понятным. Другое дело, что целостное представление о культурологическом знании окажется под вопросом.
Помимо школьников и студентов автор надеется на внимание к книге и со стороны учителей-гуманитариев различного профиля. Опыт общения с ними в рамках курсов повышения квалификации многое дал автору для уточнения своего подхода к культурологической проблематике.
Часть первая
Культурология как теоретическое знание
Систематическое изложение основ культурологии предполагает первоначальное обращение к теории культуры. Но теория культуры — это разнообразная и обширная область культурологического знания и рассмотрена она может быть в различных ракурсах и с различными акцентами. В настоящем случае она излагается в качестве того минимума, который необходим для предварительного понимания предмета изучения культурологии. Этот предмет анализируется тогда, когда речь идет о понятии культуры. "Понятие культуры" — так и озаглавлена первая глава книги. Но при этом нужно учитывать, что и последующие четыре главы представляют собой разговор о том же самом понятии, его теоретическое конструирование. Дать понятие культуры в одном кратком предварительном или результирующем определении (дефиниции) и нереально, и теоретически бесплодно. Оно может быть очерчено только в цепи взаимодополнительных определений, каждое из которых уточняет предыдущее. Так, первая глава содержит еще общий контур культуры. Далее она конкретизируется через сопряжение с близкими к культуре или в корне отличными от нее реалиями творчества, религии, идеологии. Наконец, глава "Типология и периодизация культуры" носит переходный характер. С одной стороны, она конкретизирует культуру как понятие, с другой же стороны — демонстрирует необходимость исторического подхода к культуре.