Философская антропология
Предмет и структура культурологии.
Культурология изучает культуру в целом. (особенности рождения, становления, дальнейшего развития и возможной гибели)
Культурология – наука о наиболее общих закономерностях (законах) развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом
Предметом культурологии -являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры.
Культура делится на:
1. Мировую и национальную ( по ее носителю)
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура –синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества .
2. Материальную и духовную( по виду и роду)
Материальная культура- искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Включает в себя культуру: Труда, быта, топоса(места жительства), отношения к собственному телу.
Духовная культура- идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.Включает в себя культуру: Познавательную, Нравственную, Художественную, Правовую, Педагогическую, Религиозную
3. Прогрессивная и рекреационная (по содержанию и влиянию)
Прогрессивная культура - это динамично развивающаяся система, способная к обогащению новыми культурными ценностями.
Реакционная культура - это культура, утратившая свою актуальность , ценностную значимость для людей. Она несет в себе репрессивное начало, подчиняя все новые культурные явления и в итоге образуя культурный застой .Как правило это свойственно культурам «закрытым» или бытующим в малых этнических группах
В структуру культуры так же входят:
субстанциональные элементы, опредмечивающиеся в ее ценностях и нормах.
Функциональные элементы, характирезующие сам процесс культурной деятельности , различные его стороны и аспекты.
Заключение
Таким образом, структура культуры является сложным , многообразным образованием при этом все его элементы взаимодействуют друг с другом , образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.
Культура, как научное понятие
Научное понимание культуры
* Отличается от обыденного в двух важных отношениях:
1. оно является предельно широким, включая в себя все способы деятельности людей, наследуя человеческие качества, а также все творения человека – материальные, духовные, художественные;
2. оно имеет и описательный, и оценочный смыслы.
Научное понятие культуры находит свое выражение в том, что культура понимается как:
* Характеристика специфики человеческой деятельности и человеческого общества, то есть как антропологический феномен-способ и образ жизни человека;
* Способ преодоления противоречий между человеком и природой;
* Способ перехода хаотической иррациональности человеческого существования в структурированный и иерархизованный космос
* Материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности; необходимая среда обитания человека;
* Ценностно-смысловой мир человека;
* Феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы как ответ на потребность человека в реализации его неинстинктивных побуждений.
Структура и функции культуры.
Культура подразделяется:
По ее носителю
· мировая (синтез лучших достижений различных народов).
· нацио-нальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа).
· классовая (сельская, городская).
· профес-сиональная.
· молодежная.
· личная, она включает два понятия: культурность - умение вписаться в общество; духовность - желание души проникнуть в глубину
По видам деятельности
· материальная,
· духовная
Структура культуры в широком смысле:
· материальные и духовные ценности человечества.
· способы его жизнедеятельности.
· уровень развития общества.
· совокупность людей, отношения друг к другу и окр миру.
· своеобразие жизни, науки и народов в определенный исторический период.
· мифология.
· религия.
· политика
Культура делится на:
· домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества),
· субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц группе)
· контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирую-щими ценностями, напр - культура преступного мира)
Формы культуры:
· элитарная - создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного чел (классич музыка);
· народные культуры (фольклор) - анонимные творцы, не имеют проф подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична;
· массовая - это культура сегодняшнего дня, это вид культурной продукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории по разным каналам
Функции:
· гуманистическая - занимается "возделыванием духа", воспитанием, образованием;
· трансляции - это социальная память человечества, функция исторической преемственности.;
· гносеологическая - познавательная. Накапливает знание о мире, создаёт возможность для его изучения;
· регулятивная (нормативная) - регулирует различные стороны и виды деятельности людей.
· семиотическая (знаковая) - культура предполагает знание и владение системой знаков ;
· аксеологическая (ценностная) - формирует ценностные ориентации, их качество и уровень
Бердяев
В своих взглядах Бердяев прошел эволюцию от увлечения марксизмом к неокантианскому, далее – к персонализму, поискам «нового религиозного сознания» и, наконец, к религиозному экзистенциализму. Он был своего рода еретиком, «верующим вольнодумцем», как он сам себя называл. Достоинство его философии – в обосновании значимости творчества, свободы и достоинства личности.
Онтология Бердяева
Строится на противопоставлении Духа и Природы
Дух есть субъект, воплощающий в себе свободу, творческое начало, жизнь. Это Бог, который присутствует в творческой деятельности духовно одаренных людей, святых.
Природаесть все, что не находится в духе. Это реальность: объекты, вещи, существующие по принципу вражды, замкнутости, разделенности.
Мир природы обязан своим появлением грехопадению человека, отпадению его от Бога. только природа обладает объективной реальностью. В действительности реальность – это духовность подлинно человеческого существования.
Единственный выход из трагической реальности истории Бердяев видит в Творческой деятельности человека.
• Любой творческий акт приводит к концу одного предмета и возникновению нового, небывалого;
• «Мир должен кончиться, история должна кончиться. Иначе все бессмысленно»;
Двухслойная действительности разделена на:
Мир подлинный
• Подлинная реальность выражается в актах творческой новизны, ей противоречит застывший «мир объектов», внешняя необходимость.
Мир неподлинный
Философская антропология.