Философская антропология

Предмет и структура культурологии.

Культурология изучает культуру в целом. (особенности рождения, становления, дальнейшего развития и возможной гибели)

Культурология – наука о наиболее общих закономерностях (законах) развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом

Предметом культурологии -являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры.

Культура делится на:

1. Мировую и национальную ( по ее носителю)

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура –синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества .

2. Материальную и духовную( по виду и роду)

Материальная культура- искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Включает в себя культуру: Труда, быта, топоса(места жительства), отношения к собственному телу.

Духовная культура- идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.Включает в себя культуру: Познавательную, Нравственную, Художественную, Правовую, Педагогическую, Религиозную

3. Прогрессивная и рекреационная (по содержанию и влиянию)

Прогрессивная культура - это динамично развивающаяся система, способная к обогащению новыми культурными ценностями.

Реакционная культура - это культура, утратившая свою актуальность , ценностную значимость для людей. Она несет в себе репрессивное начало, подчиняя все новые культурные явления и в итоге образуя культурный застой .Как правило это свойственно культурам «закрытым» или бытующим в малых этнических группах

В структуру культуры так же входят:

— субстанциональные элементы, опредмечивающиеся в ее ценностях и нормах.

— Функциональные элементы, характирезующие сам процесс культурной деятельности , различные его стороны и аспекты.

Заключение

Таким образом, структура культуры является сложным , многообразным образованием при этом все его элементы взаимодействуют друг с другом , образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Культура, как научное понятие

Научное понимание культуры

* Отличается от обыденного в двух важных отношениях:

1. оно является предельно широким, включая в себя все способы деятельности людей, наследуя человеческие качества, а также все творения человека – материальные, духовные, художественные;

2. оно имеет и описательный, и оценочный смыслы.

Научное понятие культуры находит свое выражение в том, что культура понимается как:

* Характеристика специфики человеческой деятельности и человеческого общества, то есть как антропологический феномен-способ и образ жизни человека;

* Способ преодоления противоречий между человеком и природой;

* Способ перехода хаотической иррациональности человеческого существования в структурированный и иерархизованный космос

* Материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности; необходимая среда обитания человека;

* Ценностно-смысловой мир человека;

* Феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы как ответ на потребность человека в реализации его неинстинктивных побуждений.

Структура и функции культуры.

Культура подразделяется:

По ее носителю

· мировая (синтез лучших достижений различных народов).

· нацио-нальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа).

· классовая (сельская, городская).

· профес-сиональная.

· молодежная.

· личная, она включает два понятия: культурность - умение вписаться в общество; духовность - желание души проникнуть в глубину

По видам деятельности

· материальная,

· духовная

Структура культуры в широком смысле:

· материальные и духовные ценности человечества.

· способы его жизнедеятельности.

· уровень развития общества.

· совокупность людей, отношения друг к другу и окр миру.

· своеобразие жизни, науки и народов в определенный исторический период.

· мифология.

· религия.

· политика

Культура делится на:

· домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества),

· субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц группе)

· контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирую-щими ценностями, напр - культура преступного мира)

Формы культуры:

· элитарная - создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного чел (классич музыка);

· народные культуры (фольклор) - анонимные творцы, не имеют проф подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична;

· массовая - это культура сегодняшнего дня, это вид культурной продукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории по разным каналам

Функции:

· гуманистическая - занимается "возделыванием духа", воспитанием, образованием;

· трансляции - это социальная память человечества, функция исторической преемственности.;

· гносеологическая - познавательная. Накапливает знание о мире, создаёт возможность для его изучения;

· регулятивная (нормативная) - регулирует различные стороны и виды деятельности людей.

· семиотическая (знаковая) - культура предполагает знание и владение системой знаков ;

· аксеологическая (ценностная) - формирует ценностные ориентации, их качество и уровень

Бердяев

В своих взглядах Бердяев прошел эволюцию от увлечения марксизмом к неокантианскому, далее – к персонализму, поискам «нового религиозного сознания» и, наконец, к религиозному экзистенциализму. Он был своего рода еретиком, «верующим вольнодумцем», как он сам себя называл. Достоинство его философии – в обосновании значимости творчества, свободы и достоинства личности.

Онтология Бердяева

Строится на противопоставлении Духа и Природы

Дух есть субъект, воплощающий в себе свободу, творческое начало, жизнь. Это Бог, который присутствует в творческой деятельности духовно одаренных людей, святых.

Природаесть все, что не находится в духе. Это реальность: объекты, вещи, существующие по принципу вражды, замкнутости, разделенности.

Мир природы обязан своим появлением грехопадению человека, отпадению его от Бога. только природа обладает объективной реальностью. В действительности реальность – это духовность подлинно человеческого существования.

Единственный выход из трагической реальности истории Бердяев видит в Творческой деятельности человека.

• Любой творческий акт приводит к концу одного предмета и возникновению нового, небывалого;

• «Мир должен кончиться, история должна кончиться. Иначе все бессмысленно»;

Двухслойная действительности разделена на:

Мир подлинный

• Подлинная реальность выражается в актах творческой новизны, ей противоречит застывший «мир объектов», внешняя необходимость.

Мир неподлинный

Философская антропология.

Наши рекомендации