Искусство как новая эмоционально-образная реальность

Если театрализованное действо есть особый вид искусства, нельзя не сказать о том, что такое искусство, в чем его суть и смысл.

Искусство всегда есть следствие духовности человека как его феноменальной и ему одному присущей ипостаси. В свою очередь, «духовность - это взрыв вещественного мира» (О. Мандельштам). Можно доба­вить, что духовность - это взрыв вещественного мира в сознании и душе человеческой, в результате которого излучается определенное количество творческой энергии, направленной на преображение косной материаль­ной действительности.

В классической формулировке искусство - это творческое воспроиз­ведение действительности в художественных образах.

Искусство интересуется нереальным объектом, но образом объек­та. Образ же объекта, как оказывается, больше объекта. Что же проис­ходит с объектом, когда он правдив и буквален? За время, потраченное на правдивую информацию о данном объекте, жизнь уходит вперед, и правда отстает, т.е. становится неправдой. Объект видоизменяется, между тем,
как предметом рассмотрения остается объект прежний в уже изжившем
себя виде. В искусстве такой «правдивой» информации зажат рот. В искусстве объект молчит, а говорит его образ. И только образ поспевает за временем.

По-русски врать значит скорее нести лишнее, чем лгать. Вот, оказы­вается, почему образ больше объекта. В таком смысле и врет искусство. Оно обнимает жизнь и вглядывается в нее, а не становится изображением жизни. Оно не изобразительно и тем самым статично, а способно к вечно­му развитию и потому диалектично.

В основании искусства лежат два понятия - силы и символа. В отли­чие от науки, пронизывающей мир лучом света, освещающего его непоз­нанные закоулки, искусство проходит сквозь жизнь как луч силовой, об­наруживающий свой голос, свое присутствие. Человек воспринимает и называет эту силу чувством. Из этой силы, этой жизни чувства и рожда­ется искусство. Направленное на действительность, смещаемую чувством, искусство есть запись этого смещения. В этом смещении подробности вы­игрывают в яркости, проигрывая в самостоятельности значения. Каждую подробность можно заменить другой. Любая годится в свидетели этого смещения, поскольку смещается весь пласт действительности. Признаки смещения через подробности переносятся на холст, воплощаются в слово, звучат в музыке, создавая произведение искусства. Искусство символич­но, поскольку оно есть символ чувства, смещающего действительность.

Реальность внешняя - среда, в которой существует художник. Ре­альность внутренняя - среда, в которой рождается произведение искусст­ва. И та и другая реальность - совокупность событий. Что такое внешнее событие? Либо оно доходит до художника, тогда оно уже внутреннее; либо не доходит, тогда его просто нет, т.е. художника в нем нет. Как он вне этого события, так и оно извне художника. Искусство есть воплоще­ние в художественных образах внутренних событий.

Искусство не является частью природы - хотя бы самой лучшей, отборной - и еще меньше является ее отображением, пересказом. Но оно с потрясающей независимостью водворяется на новом, внепространственном поле действия, не столько рассказывая, сколько разыгрывая приро­ду при помощи художественных образов. Там, где обнаружена соизме­римость произведения искусства с пересказом, там простыни не смяты, там искусство не ночевало.

Искусство - это перебарывание, перемалывание, переламывание действительности, потому оно есть новая реальность, противоборствую­щая реальности сугубой.

Приведенные выше суждения об искусстве принадлежат Б. Пас­тернаку, М. Цветаевой, О. Мандельштаму. И, очевидно, нет нужды раз­делять и выделять их, настолько они подтверждают и дополняют друг

друга.

Да, искусство создается человеком. Человек живет в окружающем его мире, вещественном и духовном. Вещественный мир представляет со­бой всю совокупность материальных объектов, среди которых человек существует. Восприятие этого мира можно назвать физическим, если плоть мира непосредственно воздействует на плоть человека, который телесно ощущает температуру, форму, цвет, запах, звук и определенным образом на них реагирует. В искусстве эта реакция находит свое вопло­щение в эстетической форме, продиктованной эмоциональным отноше­нием человека к веществу мира, т.е. в чувствах, возникающих по отно­шению к материальному объекту. Чувство есть реакция человека на внеш­нее событие, когда последнее становится событием внутренним. Чувство становится первичной инстанцией в ряду восприятия внешнего события и рождает мысль, выраженную через конечный художественный образ или через последовательность художественных образов.

Если образ чувства достаточно статичен и довлеет эпитету или ме­тафоре, то образ мысли более динамичен и предпочитает формы действен­ные. «И только думы - дети чувств - сиротство пылкое оплачут» (С. Бо­рисов).

«Пошли мне, Господи, жизнь, чтобы умереть, и смерть, чтобы вы­жить!» Вот молитва художника, она же суть формула искусства.

Вопросы для самопроверки

1. Что мы понимаем под духовностью человека?

2. В чем разница между объектом и его образом?

3. Что лежит в основании искусства?

4. Какова связь между внешним и внутренним событием.

5. Как человек воспринимает действительность, и как она отобража­ется в произведении искусства?

Наши рекомендации