О названии «Отец Горио»

Оноре де Бальзак

1799—1850

1.

Оноре Бальзак

Из Предисловия к «Человеческой комедии»:

О 19 веке.«Люди требуют от нас прекрасных картин, но где же модели для них? Неужели ваши убогие одежды, ваши неудавшиеся революции, ваши короли на половинном окладе настолько поэтичны, что стоит их изображать?»

«В 19 веке у пэра Франции и у торговца, у художника и буржуа, у студента и военного — почти одинаковый вид… Нужен проницательный взор для того, чтобы оттыкать в кабинете поверенного, в конторе нотариуса, в глубине провинции, под обивкой парижских будуаров ту драму, которую все требуют, которая, как змея при приближении зимы, скрывается в самых темных расселинах скал».

Из предисловия к «Человеческой комедии»: «Самим историком должно было оказаться французское Общество, мне оставалось только быть его секретарем. Составляя опись пороков и добродетелей, собирая наиболее яркие случаи проявления страстей, изображая характеры, выбирая главнейшие события из жизни Общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, мне удалось бы написать историю, забытую столькими историками, историю нравов. …

Подобный труд был бы еще ничем. …

Мне нужно было изучить основы или одну общую основу социальных явлений, уловить скрытый смысл подобного скопища типов, страстей и событий. … Найдя эту основу, этот социальный двигатель, мне следовало поразмыслить о принципах естества и обнаружить, в чем человеческое Общество отдаляются или приближаются к вечному закону, к истине, к красоте. … Изображенное так Общество должно заключать в себе смысл своего развития».

« Предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия – мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, - словом, изобразить человека и жизнь».

«Идея «Человеческой комедии» родилась из сравнения человечества с животным миром. … Единство организмов занимало величайшие умы (Сведенборг, Сен-мартен, Лейбниц, Бюффон, Шарль Бонне, Кювье, Жофруа Сент-Илер),у них находишь зачатки замечательного закона: каждый для себя, на котором и зиждется единство организмов. <…>

Проникнувшись идеями этой системы… я увидел, что в этом отношении Общество подобно природе. Ведь Общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, ворона, тюленя и т.д. …

Но разнообразию животного мира природа поставила границы, в которых Обществу не суждено было удержаться.

Когда Бюффон изображает льва-самца, ему достаточно всего нескольких фраз, чтобы определить и львицу, между тем в Общест­ве женщина далеко не всегда может рассматриваться как самка мужчины. Даже в одной семье могут быть два существа, совершенно не похожие друг на друга. Жена торговца иной раз достойна быть женой принца, и часто жена принца не стоит жены художника. Общественное состояние отмечено случайностями, которых никогда не допускает Природа, ибо общественное состояние склады­вается из Природы и Общества. Следовательно, описа­ние социальных видов, если даже принимать во внима­ние только различие полов, должно быть в два раза бо­лее обширным по сравнению с описанием животных ви­дов. Наконец, у животных не бывает внутренней борьбы, никакой путаницы; они только преследуют друг друга — вот и все. Люди тоже преследуют друг друга, но боль­шее или меньшее наличие разума приводит к гораздо бо­лее сложной борьбе. Если некоторые ученые и не при­знают, что в великом потоке жизни Животность вры­вается в Человечность, то несомненно, что все же лавоч­ник становится иногда пэром Франции, а дворянин иной раз опускается на самое дно».

«Что же касается внутреннего смысла, души этого произведения, то вот на каких принципах оно основывается.

Человек ни добр, ни зол, он рождается с инстинктами и наклонностями: Общество отнюдь не портит его, как полагал Руссо, а совершенствует, делает лучшим; но стремление к выгоде со своей стороны развивает в нем дурные склонности. Христианство, как я показал в «Сельском враче», представляя собою целостную систему подавления порочных стремлений человека, является основою социального порядка».

II

Бальзак о замысле «Человеческой комедии»

1834 г. Письмо г-же Карран:

«Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ жизни, ни одна профессия, ни чьи-либо взгляды, ни одна французская провинция, ни что бы то ни было из детства, старости, зрелого возраста, из политики, права или военных дел — не оказались забыты».

Е гг ж. «Силуэт» и «Мода»

Е гг. ж. «Карикатюр»

План «Человеческой комедии» — 97 романов и новелл (по плану более100)

«Сцены частной жизни»

«Сцены провинциальной жизни»

«Сцены парижской жизни»

«Сцены политической жизни»

«Сцены военной жизни»

«Сцены деревенской жизни»

1839 г. — название «многотомной книги о Франции», «моем произведении», драме — «Человеческая комедия»

1842 г. «Верно схватывая смысл этого произведения, нельзя не увидеть, что я уделяю столько же внимания повседневным, обыденным, тайным и явным происшествиям, фактам личной жизни, их источникам и характеру, сколько до сих пор историки придавали значения событиям историческим в жизни народов».

2. Герои Бальзака — «цветы зла»

Цитаты из романов и повестей Бальзака

Бальзак: «Порок более заметен, он пышен, как говорят торговцы о шали, очень выигрышен; добродетель, напротив, являет кисти лишь наиболее тонкие линии. Добродетель абсолютна, она едина и неделима; порок же многообразен, многоцветен, неровен, причудлив».

«Сельский врач»

«В нынешнее время для поддержки общества есть только одна основа — эгоизм. Люди веруют только в себя».

«Евгения Гранде»

«Правдой или неправдой достигнуть земного рая, роскоши и суетных наслаждений, превратив в камень свое сердце»

«Деньги в большей мере, чем когда либо господствуют над законами, понятиями и нравами».

«Дочь Евы»

«Общество превращается в арену ожесточенной борьбы всех против всех, где победа достается самому ловкому и самому сильному эгоизму»

«Отец Горио»

Вотрен «Люди пожирают друг друга как пауки в банке»

«Гобсек» — Дервилю

Вы молоды, в вас кипит кровь… Вы верите всему, я — ни во что… Есть только одно материальное благо, ценность которого достаточно достоверна, чтобы человек мог им заниматься… Это…Это… золото».

«Сельский священник»

«Закон общественной пользы, порождающий патриотизм, мгновенно разрушается законом пользы отдельных лиц, порождающим эгоизм».

«Прощенный Мельмонт»

«Капитализм – это тот же феодализм, но основанный на деньгах».

«Музей древностей»

«Молодой граф (Виктюрньер) привык судить о фактах не по их социальному значению, а лишь с т.зр. их выгоды для него; он находил, что хороши те его поступки, которые приносят ему пользу, и по примеру деспотов считал, что для каждого отдельного случая должен быть свой закон… Его душа в самой своей сердцевине, была поражена злокачественным безволием». «Он попал в среду парижских повес вроде Максима де Трай, … Растиньяка… маркизы д`Эспар.

«Евгения Гранде»

Бальзак: «Здесь завершилось завоевание абсолютной правды в искусстве: здесь драма заключена в самых простых обстоятельствах частной жизни».

«Талант проявляется в изображении причин, порождающих события, в тайнах человеческого сердца, движения которого не привлекли историка».

Шарль Гранде. Отец его банкир. Сам он получил»страшное» воспитание в Париже среди людей, которые не верят ни во что, ничем не восхищаются, каждое утро взвешивают кошелек друга и движущей силой считают личную выгоду. Великосветская возлюбленная наставляет Шарля: «Подождите, пока этот де Люпо потеряет власть, тогда будете презирать его сколько вам угодно»; «эгоизм уже был привит ему; в сердце таились зародыши материальных интересов».

Начинал он с наивности и искренности, но в Индии— он уже крупный ростовщик, занимался сбытом товаров, наиболее выгодных для обмена на разных рынках; продает все — китайцев, негров, ласточкины гнезда, детей, артистов. От вечной памяти о наживе сердце его застыло, сжалось, иссохло. Стираются в его сознании и воспоминания об Эмилии, он женится на дочери маркиза, обретая имя, звание камерюнкера, блестящее положение в свете».

Феликс Гранде. Все чувства его с особой силой устремились на символ его страсти. Видеть золото, владеть золотом стало его манией» (с. 8-11).

«Отец Горио»

Посвящен «…Великому и знаменитому Жоффруа де Сент-Илеру в знак восхищения его работами, его гением.»

(Этьен Жоффруа де Сент-Илер (1772-1844) с 1793 г. – профессор зоологии, первый во Фр. Читал по этой специальности полный курс лекций. В составе ученой комиссии он сопровождал Наполеона в Египет. Он доказывал единство всего органического мира.Бальзака особенно поразила мысль, что в уродах до определенного момента обнаруживаются задатки, свойственные всякому нормальному организму.

О названии «Отец Горио»

Почему этот роман назван не именем Растиньяка? В романтическом романе все было бы сосредоточено вокруг него, его исканий, его стремлений. Но в бальзаковском романе главное – не в наблюдающем общество субъекте, а в объекте наблюдения – в свмом обществе. Таким все резюмирующим объектом является Горио.

3.

Наши рекомендации