Билет 15 Септаккорды SII7,D7,DVII7.Особенности их применения
Септаккорд второй ступени SII7 - Самый распространённый аккорд субдоминантовой группы.
Есть 2 вида:-мМ7 встречаются в натуральном мажоре,-М.Ум7 встречается в натуральном гармоническом миноре и мажоре
Обращения SII7 в каденциях.
Перед К64 или D чаще всего употребляется SII65, SII34 редко SII7
Эти обращения выбраны потому что басы этих обращений окружают бас D или К64. Оба этих обращения чаще встречаются именно в каденциях, а внутри построения используются SII7 и SII2.
Приготовление SII65 и SII43,Разрешение SII65 и SII43 в К и D7
Обращение SII7 в дополнительной плагальной каденции
S, S6, T, Т6, SII53 и SII6 - Соединение преимущественно гармоническое. Мелодическое возможно с Т(при этом допускается скачок на кварту в одном из голосов)
Соединение с К и D7 гармоническое? при этом при соединении с К64 септима этих обращений остаётся на месте в одном из голосов. Из - за этого не существует соединения SII2 - К64 (септима должна оставаться на месте)
Используется оборот Т-SII2-Т, который соответствует обороту Т-S64-Т и Т-SII65-Т - соответствует обороту Т-S-Т
Соединение при этом гармоническое.
Приготовление обращения II7 Разрешение II7 и обращений Проходящие обороты
SII7 готовится: S, II6, II(dur),VI, Т6;SII56 - S, II6 и Т6;SII43- VI, S6, Т;SII2- Т, VI, II(dur).
Соединение преимущественно гармоническое. Возможен скачок на кварту.
В D, D6, В D7 и обращения В Т и T6 .Ступени баса: II-III-IV При этом мелодия двигается противоположно басу. Обороты:SII7-T6-SII65, SII7-VI64-SII65( и наоборот Cтупени: (бас)VI-V-IV Обороты: SII34-T6-SII65
Голосоведение как во всех проходящих . оборотах : бас двигается противоположно мелодии. Общий звук остается на месте.Особенность - в Т6 удваивается терцовый тон.Возможны неоднородные.обороты:D43-T6-SII65, SII7-VI64-S - II-III-IV ступени гаммы;SII7-T6-D2 ,S-T64-SII34, SII6-T64-SII34 ,IV-V-VI ступени.
Оборот, имеющий по краям одинаковые функции – однородный, разные -неоднородный
По правилам разрешения D7 и его обращений в тонику.SII7, SII56, SII43 разрешаются в D, а SII2 - в D6
Разрешение основано на наличии общих звуков. Два общих звука между SII7 и его обращений при переходе в D7 и его обращения . всегда остаются на месте, а два оставшихся звука переходят всегда на ступень вниз.S II7-D43,SII56-D2,SII43-D7,SII2-D65 ,S II7 разрешается в Т6SII65 - в Т6, ТSII34 – в ТSII2- в Т
Соединение гармоническое, септима остается на месте, возможны скачки на кварту к звукам тоники.
SII7 может перемещаться как и любое трезвучие или D7. Самым лучшим перемещением SII7 и его обращений считается такое, при котором происходит взаимное перемещение аккордовых тонов.Пример использования SII7 и его обращений можно проследить в произведении А.С.Даргомыжского "Мне грустно"
Доминантсептаккорд D7 Строится на V ступени. Обозначается D7 , структурно является малым мажорным септаккордом, т.к. состоит из мажорного трезвучия и малой септимы (по краям). Существуют три обращения: D 6\5, D4\3, D2. Состоит из четырёх звуков. D7 диссонирующий аккорд, т.к в его состав входит малая септима и тритон. Иногда D7 может быть неполным и тогда в нём пропускается квинтовый тон, а для получения 4х - голосия удваивается основной тон
Разрешение D7 в Т :Прима- скачок на кварту вверх либо на квинту вниз, в приму тоники, Терция- на ступень вверх в приму тоники, Квинта на ступень вниз в приму тоники, Септима на ступень вниз в терцию тоники
В результате тоника получается неполной с утроенным основным тоном и пропущенным квинтовым. Неполный D7 разрешается в тонику по тем же самым правилам, но удвоение основного тона при разрешении остаётся на месте, образуя квинту тоники и в итоге тоника – получается полная, обычная.
Можно разрешить полный D7 в полное Т53 но при этом обязательно, чтобы терцовый тон находился или в альте или в теноре и тогда он может разрешаться ходом не в основной тон тоники вверх, а на терцию вниз в квинту тоники.
Если терцовый тон находится в мелодии, он разрешается только ходом на ступень вверх.
Приготовление. Перед D7 могут использоваться все функции, но при этом уделяется внимание тому как в D7 пояявляется септима. Септима бывает:
- проходящая
- приготовленная (оставшаяся от предыдущего аккорда)
- взятая скачком (кварта, тритон, септима)
После Т, Т6, К64 септима D 7 бывает проходящей и взятjq скачком. После S септима в D 7 приготовленная. После D, D6 септима используется проходящая и взятая скачком. В основном виде D7 чаще используется в каденциях, а в середине построения используются обращения D 7.
Обращения D7. Готовятся Т, Т6, S, S6, D, D6. При этом септима вводится как проходящая (от Т, Т6; D, D6), так и приготовленная (S S6) и с помощью скачка (Т, Т6; D, D6). Соединение используется как гармоническое так и мелодическое. Нужно помнить что:
- Если соединяется S с D65 то в басу скачок от примы S к терции D65 должен быть нисходящим.
- В миноре при соединении S6 и D65 для избежания в басу хода на ув2 можно применить мелодический минор или бас D65 направить вниз на ум7
- Соединение S6 с D2 не употребляется
- При соединение S6 с D34 следить чтобы в миноре в басу не возникал интервал ув4, заменить его на ход на ум5
- В серединной каденции может употребляться D2, но тогда первое предложение должно разрешаться в Т6 .
Перемещение D7 и его обращений.При этом чаще септима остаётся на месте. Преимущественно используется взаимное перемещение тонов D7. Основной тон и септима взаимно не перемещаются.D43 как проходящий аккорд - D43 может использоваться как проходящий аккорд в оборотах: Т-D34-Т6 или Т6-D43-Т. В таком обороте бас и один из верхних голосов двигаются в одну сторону плавно, поступенно параллельными терциями или секстами. Бас двигается от I ступени к III, а мелодия от III ступени к V или наоборот. Общий звук остается на месте, а 4й голос делает ход вниз на ступень и обратно. В обороте Т-D43-Т6 нарушаются следующие правила голосоведения гармонии , что в данном случае допустимо:
-септима и квинтовый тон D43 разрешаются не по тяготению вверх
-допускается движение параллельных квинт, причём первая - ум5, а вторая - ч 5.
-D43 разрешается в Т6, хотя должен разрешаться в Т53.Скачки при разрешении D7 и обращений в Т.При разрешении D7 в Т используются скачки прим или квинт (неполный D7). При разрешении D65 в Т - скачки квинт. D43разрешается в Т со скачком терций (в тонике терция удвоена). При разрешении D2 в Т6 применяется скачок прим, скачок квинт и двойной скачок (примы в приму и квинты в квинту).
Седьмой ступени септаккорд VII7 - Этот аккорд строится на седьмой ступени (в миноре на VII повышенной) По структуре бывает двух типов:
- малый уменьшённый DVII7 в натуральном мажоре
- ум.вв DVII7 (в гармонических ладах) . Т.к. этот аккорд имеет много общих звуков с субдоминантой , то в каденциях, несмотря на то, что он относится к D группе аккордов, после К64 не употребляется.
Приготовление. Разрешение. Обороты.Готовится : S, S6, II, II6, VI, II7 с обращениями. Соединение чаще гармоническое. Может готовиться
Т, Т6, при этом соединение мелодическое и допускается скачок на кварту. Можно использовать до DVII7 D,D6, но при этом нужно следить, чтобы не возникал ход на ув2 от VIb к VII#. В Т, Т6 Здесь действует правило Прима разрешается - на ступень вверхТерцовый тон - вверх в терцию тоники квинтовый тон - на ступень вниз в терцовый тон тоники септима - вниз в терцовый тон тоники. В итоге – в трезвучии Т терцовый тон удваивается DVII7- в Т ,DVII65 - в Т6,DVII43 - в Т6,DVII2 - в Т64 ,DVII7 в Т разрешается так: В D7 с обращениями. При переходе DVII7в D7и его обращения, три общих звука остаются на месте, а оставшийся звук переходит на ступень вниз.DVII7 - в D65,DVII65 - в D 43,DVII43 - в D2,DVII2 - в D7 : VII - I - II ступени баса обороты,DVII7-T-DVII65,DVII-S64-DVII65,II -III - IV ступени:,DVII65 - T6 -DVII43 ,DVII65-VI64-DVII43,IV - V - VI ступени:DVII43-T64-DVII2 Все эти обороты однородные , а можно использовать и неоднородные:VII - I - II ступени:,DVII7-T-SII7,II-III-IV ступени:DVII65-VI64- D2(SII65) ,IV-V-VI ступени:,SII65-T64-DVII2. DVII7 может перемещаться; DVII2 может употребляться в каденции перед К64. DVII43 может выполнять роль субдоминанты и применяется в дополнительной плагальной каденции: T-DVII34 –T. Примером использования DVII7 в классической музыке может быть Соната №2 op.10 часть II
Билет4 Менее употребительные аккорды D-группы (III,Vii6,D6\7,D9,VII4\7).