Этнографические типы культур
Весьма плодотворными с научной точки зрения являются основания для выделения типов культур, сложившихся в рамках этнографии.Данная наука - о происхождении и этнической истории народов, формировании специфических особенностей их культуры на всех уровнях ее проявления. Обоснованы лингвистическая, антропологическая, хозяйственно-культурнаяклассификации.
В русском языке аналогом термина «этнос» долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским ученым С.М. Широкогоровым, который дал следующее определение: «Этносесть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». При таком понимании этноса учитывается общность культуры: происхождение, быт, традиции, язык.
На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина. Во-первых, как формы существования самого человека и его культуры с учетом влияния природных факторов (например, в концепции Л.Н. Гумилева). Во-вторых, как историко-социальной системы, подразумевающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и др., проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу.
Генезис любого этноса предполагает значительную напряженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии. В этом смысле мы говорим: «романская культура», «мир ислама», «христианская культура».
Современное языкознание, изучающее язык во всех его аспектах, как яркий феномен культуры предлагает две классификации: морфологическую (типологическую) и генеалогическую (генетическую). Генеалогическая классификация исходит из общности языков по их происхождению и родству, основываясь на сравнительно-историческом методе сопоставления материи и формы языка. Генеалогическая классификация плодотворна, так как родство языков чаще всего подразумевает и родство самих этносов - носителей языков, а, следовательно, и их культур.
В настоящее время из 3 тысяч языков мира описано 2796. В качестве основных лингвистическая классификация выделяет 13 языковых семей: индо-европейскую, семито-хамитскую, урало-алтайскую, мон-кхмерскую, тибето-китайскую, чжуан-дунскую, малайе-полинезийскую, дравидскую, бантусскую, кавказскую, палеоазиатскую, эскимосо-алеутскую, койсанскую. Современная этнография насчитывает более двух тысяч этнических общностей людей, каждая из которых неповторима и своеобразна.
Антропологическаяклассификация этносов, основанная на принадлежности к разным расам и антропологическим типам, позволяет выяснить и обосновать объективно проявляющиеся культурные различия. Раса в антропологии - это группа людей, родственная по происхождению, имеющая сходные физические признаки, общие древние и современные территории. Расы первого порядка, складывающиеся в эпоху верхнего палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.), в процессе адаптации к природно-географическим условиям первоначально делились на три основных - европеоидная («белая»), экваториальная («черная»), монголоидная («желтая»).
Главным фактором образования рас выступает физическое, естественно-биологическое развитие, обусловленное ареалом обитания. Эти физические признаки передаются по наследству и не являются объектом собственно культурологического анализа. Гораздо важнее, отталкиваясь от этих особенностей, проследить социокультурные исторические взаимодействия и связи, проявляющиеся в изменении различных элементов культур. В результате исторических социокультурных контактов рас происходят также изменения некоторых физических характеристик людей.
В этом случае речь идет об антропологических типах.В рамках одной этнической общности могут существовать несколько антропологических типов (например, в русском этносе), что является результатом миграций и взаимодействий разных расовых групп. Очевидно, что подобная классификация фиксирует особенности этносов, но не может исчерпывающе объяснить причины культурной специфики каждого из них.
В 50-е годы XX века этнографы М.Г. Левин и Н.М. Чебоксаров ввели понятие «хозяйственно-культурный тип»– комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у различных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных естественно-географических условиях. Очевидна зависимость хозяйственной деятельности людей от физико-географических условий среды их обитания. Сходные условия обусловливают появление у различных по своему происхождению этносов однотипных видов занятий, приемов и орудий труда, объектов материальной культуры.
В этнографии выделяется три последовательно сменяющихся культурно-хозяйственных типа докапиталистической эпохи. Первый тип включает в себя такие виды деятельности как охота, собирательство и рыболовство, характерные для культуры первобытного человека. Этот тип часто называют присваивающим типом,поскольку он базируется на таких первоначальных видах хозяйственной деятельности, которые предполагают присвоение готового природного продукта. Однако деятельность человека того времени не ограничивалась только присвоением: чтобы добыть природный продукт, люди занимались изготовлением орудий труда, специальных приспособлений, создавали специфические организационные формы для ведения охоты и рыбной ловли.
На основе этих первых видов деятельности люди научились одомашнивать скот и выращивать съедобные растения и плоды. На этой основе возник второй хозяйственно-культурный исторический тип - ручное земледелие и скотоводство. В него входят занятия, связанные с обработкой земли при помощи еще примитивных ручных орудий, и скотоводство как относительно самостоятельная отрасль, дающая стабильный прибавочный продукт. Для него также характерны оседлые группы охотников и рыболовов. На этой ступени проявляется имущественное неравенство, ведущее к социальному расслоению и созданию государства.
Третий исторический хозяйственно-культурный тип – пашенное земледелие.Оно появляется, когда люди научились соединять уже усовершенствованные орудия сельскохозяйственного труда с тягловой силой одомашненных животных. Однако даже у народов, которые относятся к одному и тому же хозяйственно-культурному типу, проявляются черты не только сходства, но и различия, которые с течением времени и по мере усиления независимости людей от природы становятся все более явственными и проявляются не только в материальной, но и духовной культуре.
Практически в одно и то же историческое время народы, принадлежащие к одному хозяйственному типу (например, земледельческие народы), создают свои уникальные и своеобразные культуры. Таким образом, хозяйственно-культурная типология позволяет решить только некоторые исследовательские задачи и не является исчерпывающей классификацией культуры. Тем не менее, данная классификация не теряет своей актуальности и в настоящее время, поскольку все три хозяйственно-культурных типа существуют в современной социокультурной действительности.