Проблема структуры (строения) языкознания

Языкознание как наука. Отрасли языкознания

Тема № 1.

Языкознание как наука и «Языкознание» как учебная дисциплина. Предмет и задачи языкознания. Связь языкознания с другими науками. Краткая справка по истории языкознания. Методы языкознания. Проблемы языкознания.

Тема № 2.Отрасли языкознания. Место языкознания среди других наук. Принципы членения языкознания на отрасли (разделы) и состав языкознания.

Общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания.

Частные науки о языке. Фонетика. Фонология. Грамматика (морфология, синтаксис). Лексикология. Ономасиология. Семантика. Этимология. Диалектология. Ареальная лингвистика. Сравнительно-историческое языкознание. Социолингвистика. Психолингвистика. Типология. Металингвистика и др.

Раздел 2. Природа и сущность языка

Тема № 3.Язык как общественное явление. Доказательства социальной сущности языка. «Языковая политика» как сознательное воздействие общества на язык.

Наличие специфических особенностей, присущих каждому отдельному языку, не противоречит тому, что всем языкам, присуще немало и общих черт, которые их объединяют и являются предметом изучения общего языкознания. Отсюда и определение предмета данной науки: общее языкознание – это наука об общих закономерностях внутреннего устройства, функционирования, развития языков и способах их изучения. Назовем ее основные проблемы.

Проблема природы и сущности языка

В ее видение входит следующий круг вопросов: Что такое язык? В чем

его сущность? К явлениям какого порядка он относится – общественного, биологического или психологического? Что общего у языка с другими общественными явлениями и в чем его специфика? Разработка этой проблемы не может быть решена усилиями одних языковедов. Ее обоснование предполагает тесное сотрудничество лингвистов в первую очередь с философами, логиками и психологами.

Проблема внутреннего устройства языка

Она предполагает ответы на широкий круг вопросов. Вот некоторые из

них. Из каких сторон (частей, блоков, подсистем различных рангов) состоит язык? В чем специфика каждой из этих частей и в то же время что между ними общего с точки зрения их внутреннего строения? Какими единицами представлена каждая подсистема? Например, в чем заключаются принципиальные различия между грамматическим и звуковым строем языков и в то же время что объединяет эти стороны языка, противопоставляя их словарному составу, лексике? Какие типы языковых значений известны лингвистике? Какие типы связей и отношений существуют между языковыми единицами различных подсистем и самими этими подсистемами? Что такое части речи и члены предложения? Правомерно ли рассматривать словообразовательный строй языка как составную часть грамматического строя? Чем объяснить, что некоторые языковеды ставят под сомнение проблему полисемии (многозначности) слова? И т.д., и т.п.

Проблема структуры (строения) языкознания

Языкознание и практическое изучение языков – принципиально разные

вопросы. Можно знать несколько языков, даже быть полиглотом, но не иметь никакого представления о лингвистике, ее проблемах и методах.

Сложная структура современного языкознания является отражением сложного устройства самого языка, составляющих его подсистем и единиц различной степени абстракции, многообразия связей языка с обществом, мышлением, психикой, отношением к оси времени и т.п.

Опираясь на добытые в этой области знания, современное строение лингвистики как науки можно представлять в виде следующей обобщенной схемы.

Предлингвистика изучает акустико-артикуляционную природу звуковой речи. Микролингвистика сосредоточивает внимание на внутренней стороне языка как системы – его звуковом, морфологическом, словарном и синтаксическом строе. Экстралингвистика изучает все многообразие связей языка с обществом, мышлением, с собственно коммуникативной стороной языка, эмоциональным, эстетическим и др. его аспектами. По отношению к оси времени внутренняя лингвистика подразделяется на описательную, историческую и типологическую. Описательная лингвистика замыкается рамками синхронной плоскости языка, т.е. предполагает изучение системной организации языка в единстве двух аспектов – аналитического (внутреннее устройство) и динамического (закономерности функционирования). Синхронъя – это одна точка на оси времени, т.е. состояние языка на определенном этапе его функционирования как системы одновременно существующих элементов. Например, современный испанский язык. Историческая (диахроническая) лингвистика изучает развитие языковой системы во времени. Диахрония – это минимум две генетически связанные точки на оси времени, минимум два синхронных среза языка, например, строй современного русского языка в сравнении со строем древнерусского языка эпохи Киевской Руси. Типологическая лингвистика изучает структурные и функциональные свойства языков независимо от характера генетических отношений между ними и безотносительно к оси времени. Этот аспект называется панхроническим ( от слова панхрония), что означает рассмотрение лингвистических явлений как всеобщих (универсальных), вневременных, т.е. как присущих человеческому языку вообще [3],[4]. В зависимости от объема языкового материала описательную лингвистику можно подразделить на собственно описательную, изучающую систему одного языка; и сопоставительную (контрастивную), имеющую дело с системным сопоставлением строя двух (что чаще) или более языков независимо от наличия или отсутствия генетических связей между ними. Историческую лингвистику, как и описательную, в зависимости от объема языкового материала подразделяем на собственно историческую, когда объектом описания является один язык; и сравнительно-историческую, когда объектом изучения является сравнение строя двух или более генетически родственных языков. Из возможных подразделений типологической лингвистики заострим внимание на лингвистике уровневой типологии (типология звукового строя, лексическая типология, морфологическая типология и т.п.) и лингвистике универсальной типологии (универсалии, свойственные всем или большинству языков). Из дисциплин, относящихся к внешней лингвистике (экстралингвистике), следует назвать социолингвистику, этнолингвистику, психолингвистику, паралингвистику. Социолингвистика изучает широкий круг вопросов, связанных с социальной (общественной) природой языка, его общественными функциями, воздействием социальных факторов на язык в жизни общества. Этнолингвистикаизучает язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых и этнокультурных факторов в функционировании и эволюции языка (название происходит от греч.etnos – народ, племя + лингвистика). Психолингвистика –отрасль языкознания, изучающая связи между содержательной стороной языка и мышлением, общественной жизнью говорящего коллектива. Ее интересуют такие вопросы, как воспринимаемость речи, закономерности овладения языком, отношение лингвистических процессов к познанию и т.д. Паралингвистика(от греч. Para – около и лингвистика) – раздел языкознания, изучающий невербальные (т.е. неязыковые) средства, включенные в речевые сообщения и передающие вместе с языковыми средствами смысловую информацию (например, жесты, мимика и др.).   Проблема происхождения и развития языка К ней относится широкий круг вопросов, в числе которых назовем следующие. Как возник язык? Что вызвало его к жизни? Почему на земном шаре существует так много языков? Чем отличается вопрос о происхождении человеческой речи в целом от вопроса о происхождении отдельных конкретных языков? Каковы закономерности исторического развития языков – внешние и внутренние факторы этого развития? И мн. др.   Проблема происхождения и развития письма   Человеку известно три основных вида письма – рисуночное, иероглифическое и звуковое. Как и когда они возникли и что собой представляют? Почему у одних этносов (этнических общностей людей) на протяжении их исторического развития один вид письма может смениться другим, а у иных народов этого не происходит? Какие алфавиты известны человечеству и как они складывались? Что такое графика и как она соотносится со звучащей речью? Что представляет собой орфография и каковы ее основные принципы? Проблема классификации языков   Чтобы сделать обозримым все многообразие языков мира – как существующих ныне (живых), так и вышедших по тем или иным причинам из живого употребления (мертвых к настоящему времени) языков, их необходимо подвергнуть упорядочению, объединению в группы, классы и т.п., словом, классифицировать по тем или иным параметрам (признакам, основаниям). Каковы эти классификации? Сколько их и каково их назначение? Есть ли такие языки, которые не удается подвести ни под одну из существующих классификаций? Проблема методов и методик лингвистического исследования   Успехи любой науки во многом зависят от того, насколько эффективны методы, которыми она располагает. Система методов современной науки столь же разнообразна, как и сама наука, что подтверждается множеством классификаций методов. Какими методами располагает современное языкознание? Каковы критерии их классификации и возможности применения к изучению различных сторон языковой системы, закономерностей функционирования, исторического развития языков и выявления их типологических характеристик? Правомерно ли, к примеру, возводить в ранг отдельных методов трансформационный анализ и способы (приемы) стилистической характеристики языковых объектов? Как соотносятся между собой понятия методов и методик лингвистического исследования? Проблемы прикладной лингвистики и связи языкознания с другими науками   Возросшие практические запросы общества вызвали к жизни во 2-й половине 20 в. особую научную дисциплину, за которой закрепилось название прикладной лингвистики. Под прикладной лингвистикой понимают «область изучения языка с определенной прикладной целью, подчиненной непосредственно и специально решению определенной практической задачи…» [4, с.25]. Каков конкретно круг вопросов, входящих в компетенцию прикладной лингвистики? Что нового привнесли последние десятилетия в прикладную лингвистику в плане фиксации, хранения и передачи речевой информации? На каком уровне разработки находятся в настоящее время такие вопросы, как создание информационных языков, автоматизация интеллектуальной деятельности, связанной с использованием языка (создание системы искусственного интеллекта), использование языка в медицине (область нейролингвистики)? Каковы перспективы расширения связей языкознания с другими науками через прикладную лингвистику, в частности с кибернетикой и отдельными аспектами математических исследований? Таков далеко неполно очерченный круг вопросов, входящих в проблематику общего языкознания как теоретического ядра лингвистики, изучающей общие и существенные черты, присущие всему многообразию конкретных языков. Из сказанного следует, что общее языкознание как отрасль лингвистики возникло на базе частного языкознания – изучения отдельных языков и их групп путем обобщения результатов их сравнения и сопоставления. Введение в языкознание и общее языкознание – это не две различных отрасли лингвистической науки, а одна наука, ибо введение в языкознание – это есть общее языкознание, его начальный элементарный курс. Частные науки о языке Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому Ф. связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, Ф. связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека. Фонология (от греч. phone – звук и ...логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль (функция), которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Поэтому Ф. иногда называют функциональной фонетикой. Соотношение Ф. и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей Ф. является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику). Описание системы фонем предполагает использование терминов различительных признаков (РП), служащих основанием противопоставления фонем. РП формулируются как обобщение артикуляционных и акустических свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость – звонкость, открытость – закрытость и т.п.). Важнейшим понятием Ф. является понятие позиции (см. Позиция фонологическая), которое позволяет описать фонологическую синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем. Грамматика(греческое grammatike, от gramma - буква, написание), 1) строй> языка, т.е. система> морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Без грамматики (строевой основы языка) не могут быть созданы ни слова со всеми их формами, ни словосочетания, ни предложения (шире - высказывания) и их сочленения. 2) Раздел языкознания, изучающий строй> языка, его законы. Грамматика объединяет морфологию, синтаксис> и словообразование. Лексикология (от греч. lexikos — относящийся к слову и ...логия), раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка, его лексика. С Л. тесно связаны семасиология, или семантика, учение о словообразовании, этимология и стилистика. Одной из центральных проблем Л. является проблема отдельности слова как самостоятельной единицы словарного состава языка. Семантика (от греч. semantikos - обозначающий),1) значения единиц языка.2) То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.3) Один из основных разделов семиотики. Ономасиология - раздел семантики, изучающий способы обозначения, называния вещей и явлений. Этимология (греч. etymología, от étymon — истинное значение слова, этимон и lógos — слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.   Диалектология – это (от греч. dialoktos —говор, наречие+logos— понятие, учение) раздел языкознания, занимающийся изучением диалектов, наречий и говоров какого-либо языка. Ареальная лингвистика: 1) раздел лингвистики, занимающийся изучением лингвистических ареалов (областей распространения языков и диалектов) и географического распределения языковых явлений. 2) Направление в лингвистике, придающее особое значение исследованию лингвистических ареалов и изучающее языки в аспекте их географического распространения и взаимодействия с территориально смежными языками.  
   

Металингвистика - Сам термин "металингвистика”, с нашей точки зрения, является ключевым для понимания целого ряда бахтинских теоретических конструкций: теории речевых жанров, теории романа и методики анализа "чужой речи", а также особого варианта понимания психоанализа. Этот термин обозначает особый подход к проблеме языковой коммуникации, на основе которой выстраивается вся система культуры, при котором исходным элементом для ее построения оказывается не предложение в варианте лингвистики де Соссюра, а высказывание, различение, удачно обозначенное М.С. Рыклиным «ножницы Бахтина». Подобный пересмотр приводит к включению в предмет языкового анализа интенций говорящих, и жизненный контекст, эти интенции определяющий, тем самым преобразует саму лингвистику на металингвистических началах.

Раздел 3.Происхождение языка. Язык как историческая категория

Тема № 4.Теории о возникновении человеческого языка. Закономерности исторического развития языка. Интеграция и дифференциация как основные процессы развития и формы взаимодействия языков. Родство языков. Субстрат, суперстрат, адстрат. Развитие и историческое изменение языковой структуры. Лингвистические антиномии.

Тема № 5.Пути образования национальных языков. Искусственные языки. Языковая ситуация в странах изучаемого языка.

Наши рекомендации