Художественная информа'ция
термин, раскрывающий специфику художест-
венного сообщения, к-рая состоит в том, что оно
оказывает эмоциональное воздействие, не пере-
дается стандартными нормализованными языка-
ми, а представляет собой систему индивидуали-
зированных художественных образов. Основные
свойства И. х. - раскрытие индивидуальной
сущности описываемых объектов знаковыми
средствами (Знак), соответствующий отобра-
жаемому объекту, передача знаковыми средст-
вами мировоззрения и личности автора сообще-
ния - художника. С одной стороны, многознач-
ность художественного знака является его необ-
ходимым свойством; с др. - невозможно сущест-
вование в иск-ве двух различных знаковых систем
с одинаковыми значениями. В текстах зави-
симость знака от контекста настолько велика, что
его значение может быть уникальным и не-
воспроизводимым. Отсюда невозможность адек-
ватного перевода художественного сообщения в
др. систему знаков и ограниченность его значения
контекстом системы, в к-рой знак используется.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА(<
лат. littera - буква), вид иск-ва. в к-ром матери-
альным носителем образности является речь
(словесные высказывания). Изображая предметы,
X. л. в отличие от изобразительных иск-в в соб-
ственном смысле слова (от живописи, скульптуры
и др.) и от синтетических иск-в (театра, кино,
ТУ) имеет дело с образами "невещественными"
(Лессинг), лишенными прямой зрительной
достоверности (наглядности), т.к. слово не обла-
дает чертами визуального сходства с тем. что оно
обозначает. Будучи невещественными, образы
X. л., однако, отнюдь не оторваны от сферы чув-
ственно воспринимаемого: они будят у читателей
яркие представления о видимой реальности.
X. л. - "это иск-во пластического изображения
посредством слова" (А. М. Горький). Можно вы-
делить две основные формы бытования X. л.: в
виде чтения как такового, и в составе восприятия
художественно-синтетического произведения,
где имеет место творческая интерпретация соз-
данного писателями и поэтами художественного
текста (инсценировки литературного произведе-
ния в театре, кино, на TV, в т. ч, оперные, балет-
ные и пантомимическая спектакли и кинофиль-
мы; вокальная музыка; иллюстрирование книги
как соединение X. л. с графикой).
X. л. как род распадется на три основные ро-
довые группы: эпос (повествование о событии),
лирика (субъективно- эмоциональное размышле-
ние), драма (диалогическое изображение собы-
тий). Разделение литературы на роды - предпо-
сылка дальнейшего членения ее на виды и жанры.
Жанры определяются на основе принадлежности
произведения к литературному роду, пре-
обладающего эстетического качества (идейно-
оценочного настроения - сатирического, патети-
ческого, трагического), объема произведения и
способа построения образа (символика, аллегория,
документальность): эпические Ж. (героическая
поэма, роман, рассказ), лирическая (ода), элегия,
стих, песня, романс, газель, сонет), драматические
(трагедия, комедия); более дробное деление
исходит из преобладающей тематики (роман
бытовой, психологический) и т. д. В режиссуре
театрализованных представлений заимствуются
литературные герои, придумываются конкурсные
задания на знание X. л., делаются инсценировки и
т. п.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ,1)
творческий акт создания художественного об-
раза, X. д. осуществляется условными художест-
венными выразительными средствами и побуж-
дает людей к образному эстетическому и нравст-
венному познанию и ощущению явлений окру-
жающего мира и самих себя. 2) Воздействие на
зрителей посредством художественного образа.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕ'НИЕ,общение
людей средствами иск-ва. Иск-во, это сила,
помогающая людям ориентироваться в постоянно
усложняющейся системе взаимоотношений
людей, эмоционально интерпретировать ее кон-
кретные формы и проявления, эстетически ос-
ваивать окружающий мир, воспитывая способ-
ность ощущать и осознавать жизнь как целое.
Иск-во, как X о., побуждает творческий потен-
циал личности, стимулирует ее самовоспитание,
шлифует способность к эмоционально-
эстетическому восприятию жизненных ситуаций,
одновременно заключая в себе критерии их
оценок. Не случайно, об иск-ве говорят как о
«защите духовных ценностей в новых условиях»
(Р. Быков) и как об "организации нашего поведе-
ния на будущее" (Выгодский).
Массовое театрализованное действие, как оп-
ределенный вид жизненного общения художест-
венными средствами, является важным проявле-
нием жизнедеятельности личности и общества в*
целом. Оно реализует их устремления- к более
здоровому, гармоничному существованию X. о.
воспитывает человечность и глубину духовного
взаимодействия людей.
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ,мера эстетической
ценности произведения иск-ва, степень его
красоты. Критерий X. предполагает соответствие
специфического содержания иск-ва реальной
действительности, а также соответствие содер-
жания его форме, достигаемое талантом и мас-
терством художника Методически сущность эл-та
X. может быть осмысленна как широкое син-
тезированное использование разнообразных
эмоциональных средств выражения в драматур-
гии представления (образного слова, муз. фраг-
ментов, кинодокументов, театрального, панто-
мимического или хореографического действия и
Т.Н.)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ.1) относящийся к
иск~ву, к деятельности в области иск-ва (X. руко-
водитель, X. училище). 2) Изображаемая дейст-
вительность в образах (X. произведение, X. ли-
тература). 3) Отвечающий требованиям иск-ва,
эстетического вкуса, эстетический, красивый (X.
вкус, художественно исполнить роль),
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ О'БРАЗ,1) форма
мышления в иск-ве. Конкретно-чувственное и, в то
же время, обобщенное воссоздание жизни,
пронизанное эмоционально-эстетической оценкой
автора. 2) Способ отражения действительности в
иск-ве, характеризующийся нераздельным ед-вом
чувств и смысловых моментов, облеченное в форму
конкретного, индивидуального явления (поэт мыслит
образами; артист вошел в О.). X. о. рождается в
воображении} художника, воплощается в
создаваемом им произведении в той или иной
материальной форме (пластической, звуковой,
жестом имической, словесной) и воссоздается в
воображении воспринимающего иск-во зрителя,
читателя, слушателя. В массовом театрализованном
действии О. х. создается в реальном общении людей
художественными средствами, организованными
реж-ром и при активном сотворчестве зрителей и
всех участников праздничного действия, создающих
образ события, образ общения, образ действия.
(Документальный образ. Образ-маска,
Пластический образ, Словесный образ, Лента
образов. Образное решение. Образность),
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК,участие
чел-ка в жизненном театрализованном действии, в к-
ром он публично выражает свое отношение к
жизненному событию, к проблемной жизненной
ситуации праздника. Живое развитие массового
театрализованного действия дает возможность его
реальным участникам и' исполнителям лично
утверждать своим художественным действием
высокие жизненные духовные ценности и идеалы.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОН,условное на-
звание специфического средства режиссуры
спортивно-массового представления; живой экран,
созданный из массы участников (от 3-х тысяч чел-к и
больше) на одной из трибун стадиона, на к-ром
создаются различные картины. Впервые в России он
был применен в 1946 г. во время проведения
Всесоюзного парада физкультурников на стадионе
"Динамо". 7 тысяч чел-к, держали в руках цветные
планшеты в виде раскрывающихся книг.
В построении рисунков X. ф. заложен принцип
детской игры "Мозаика". Чтобы составить
мозаичный рисунок на X ф., надо иметь: 1) предмет
для построения рисунка, 2) программу действия для
каждого участника 3) систему управления X. ф
Предмет- эл-т мозаики, по своим размерам он
должен быть таким, чтобы при создании рисунков
закрывать собой участников, и в то же , время давать
возможность легко и свободно управлять им при
смене рисунка. Этим требованиям более всего отве-
чает, фонирующий флажок - кусок материала
размером 50x50 см или 50x60 см с двумя палочками -
древками, вшитыми с двух
сторон. Используются также цветные манишки,
шапочки, бумажные веера, бумажные полусферы,
картонные листы разного цвета, плотная бумага,
сброшюрованная в альбомы и т. п.
Программа обеспечивает каждому участнику X.
ф. безошибочный показ нужного предмета или цвета
предмета для составления любого рисунка,
запланированного сценарием.
Основные приемысоздания живого X ф.:
1. Прием "О ж и в л е н и е". Основан на воз-
можности производить флажком колебательные
движения. . Левой рукой натянутый флажок
держится неподвижно, а правой воспроизводится
многократные быстрые движения древком вперед-
назад. Этот прием позволяет как бы "оживлять"
рисунок или отдельную его деталь. Напр.. на экране
"горящий факел" на голубом фоне. Если участники,
изображающие пламя факела, будут делать
качательные движения флажками, а все остальные
держать флажки неподвижно, то создается
впечатление нек-рой достоверности горения огня, а
рисунок в целом получается более объемным и
контрастным.
2. Прием "Вставание" применяется для вы-
деления рисунка или его детали на общем фоне
экрана. Напр., на экране появляется слово "МИР"
голубого цвета на белом фоне. Используя этот
прием, участники, открывал голубые флажки,
встают и держат их стоя, в то время, как участник с
белыми флажками продолжают сидеть. Слово
"МИР" становится объемным и контрастны.
3. Прием "Перевертка" В нем используются
двухсторонняя расцветка фонируюших флажков.
Напр., показывается эмблема труда "Серп и молот"
желтого цвета на красном фоне экрана. Если по
команде режиссера все участники фона
одновременно перевернут флажки, то произойдет
перемена цветов - эмблема станет красного цвета, а
фон желтого. Перевертка флажка делается пальцами
рук. Указательные пальцы одновременно
переносятся на другую сторону древок, т.е.
вовнутрь, а большими пальцами, предварительно
перенеся их наружу, производится перевертка
движением верхнего обреза флага в направлении от
себя.
4. Прием "Залив". В рассмотренных выше приемах
участники действовали одновременно:
по сигналу режиссера открывали флажки (пока-
зывали рисунок) или делали перевертку (изменяли
цвет рисунка). В приеме "залив" используется
возможность выполнения упражнений большой
массой участников разновременно - поочередно или
с некоторым отставанием, т.е. по принципу
поточных упражнений. При использовании данного
приема появление рисунка или замена одного цвета
другим происходит постепенно. "Залив" сверху,
снизу, к центру, из точки, к точке и т.п. Режиссер,
подавая команду на выполнение этого приема,
предварительно указывает начало и направление
движения "залива" по экрану фона.
5. Прием "Блик". Основой этого приема также
является перевертка, т. е. использование
двухсторонней расцветки флажков, однако, ха-
рактер перевертки здесь совершенно иной. В
данном случае перевертка выполняется не окон-
чательно, а только на очень короткое время по-
казывается обратная сторона флажка, т.е. другой
цвет, и флажок снова возвращается в исходное
положение. Поэтому техника работы с флажком
здесь отличается от обычной перевертки. "Блик"
выполняется не пальцами, а кистями рук, что
позволяет быстрее возвратить флажок в исходное
положение. При этом движение флажка про-
изводится только на себя, а не от себя, как при
перевертке. Движение "блика" по экрану фона
можно создать практически из любой его точки,
так же как при "заливе". Однако, если для вы-
полнения "залива" достаточно одной команды на
его начало, а затем участники воспроизводят
прием самостоятельно, то "блик" от начала и до
конца организуется реж-ром и выполняется уча-
стниками под его счет как поточное упражнение.
6. Прием "Машинопись". Использует воз-
можность большой массы участников выполнять
мозаичный рисунок по частям в нужной после-
довательности. Чаще всего этот прием приме-
нятся при написании слов, чисел. Появление букв
и цифр на экране фона происходит поочередно,
т.е. так же, как при печатании их на пишущей
машинке (отсюда и название приема). Данный
прием значительно разнообразит фон. делает его
более динамичным и красочным.
7. Прием "Телетайп". Применяется также при
написании текстов на фоне: Прием получил
название в связи с прерывистым движением
строчки на экране фона слева направо, т.е. так же,
как при печатании на ленте телетайпа. Разработка
текста, построенного на использовании этого
приема, практически не отличается от со-
ставления программы любого движущегося ри-
сунка - "мультяшки".
8. Прием "Наплыв". Применяется с целью
придать особое звучание рисунку или слову
Напр., на экране появляется слово "СВОБОДА".
к-рое быстро увеличивается в размерах, как бы
наплывает на зрителей. Движение останавлива-
ется только тогда, когда изображение занимает
весь экран. Этот прием также построен на прин-
ципе раскадровки движения, т.е. построения
любого движущегося рисунка. Обычно готовятся
три-четыре кадра, на к-рых слово " СВОБОДА "
делается разных размеров. Быстрая смена кадров
в определенной последовательности (от малого
изображения к большому) создает эффект дви-
жения - увеличения рисунка на экране фона.
9. Прием "Кассета". Чтобы показать несколько
картин подряд участникам фона каждый раз
приходится менять флажок, т.е. закрывать один
флажок, готовить и по команде режиссера
открывать другой и т. д. Иногда темпо-ритм ра-
боты фона не устраивает режиссера, особенно,
когда фон в представлении ведет сольную пар-
тию. В этом случае и применяется данный
прием. Каждый участник готовит к показу не
один рисунок (один цвет), а одновременно
несколько рисунков (несколько цветов), т. е.
собирает по программе "кассету" из флажков
нужной расцветки. Время, затраченное на
подготовку "кассеты" компенсируется тем, что у
режиссера появляется возможность менять
рисунок в более быстром темпе. Флажки в
"кассету" складываются каждым участником
строго по программе, соблюдая очередность
показа цвета. Работа с "кассетой" требует
большой сосредоточенности внимания и
расторопности участников. Они должны точно
знать и помнить последовательность
расположения флажков в "кассете", а также
своевременно выполнять необходимые приемы
(перевертывать "кассету", отбрасывать уже
использованные флажки себе на колени, чтобы
иметь возможность показать следующий по про-
грамме цвет и т. д.)
10. Прием "Проявление". Возникновение
этого приема связано с использованием на фоне
флажка квадратной формы. Впервые такой фла-
жок был применен на праздниках открытия я
закрытия Олимпиады-80 в г. Москве. Наиболее
удобным оказался флажок размером 50x50 см.
Особенность этого флажка в том, что он, во-
первых, облегчает составление мозаичных ри-
сунков художнику и увеличивает возможности
фона; во-вторых, что самое главное, позволяет
участникам держать его не только двумя руками,
но одной. Удерживая флажок одной рукой на
уровне глаз за древко (второе древко внизу - на-
тягивает флажок), участник освобождает другую
руку, в результате чего появляется возможность
при необходимости беспрерывно, не зарывая
фона, показывать подряд несколько рисунков
или цветных фонов Так появился прием "прояв-
ления". Практически он выполняется так: удер-
живая открытый флажок, напр., левой рукой на
уровне глаз, участник правой берет другой фла-
жок и совмещает его с уже открытым, затем мед-
ленно опускает флажок в левой руке. Рисунок
при этом появляется медленно, напоминая эф-
фект возникновения снимка на фотокарточке при
проявлении. Теперь, показывая рисунок правой
рукой, участник может свободно действовать
левой и т д. Этот прием по исполнению значи-
тельно легче, чем прием "кассета", а восприни-
мается эффектнее. Поэтому на фоне с квадрат-
ными флажками прием "кассета" практически не
применяется. Основным здесь является прием
"проявление".
Указанные выше приемы применяются ре-
жиссерами не только в чистом виде, как они
описаны. Очень часто при показе одного рисунка
они совмещаются Напр., прием "оживление"
сочетается с приемом "вставание", прием "вста-
вание" - с "заливом", прием "машинопись" - с
вставанием и т. д. Это уже сфера творческой
деятельности режиссера.
Управление фоном.Чтобы установить зву-
ковую связь реж-р - участники X. ф., делается т. н.
подзвучка. В районе расположения X. ф.
устанавливаются динамики строго направленного
звучания на определенные участки экрана, а у
режиссера на пульте оборудуется микрофон.
Система подзвучки организуется так, чтобы все
реплики и команды режиссера были равномерно
слышны всем участникам X. ф., но не доносились
бы до зрителей.
Звуковая система связи подстраховывается
отдельными эл-тами зрительной связи. Напр.,
номера рисунков, называемые реж-ром по мик-
рофону, обязательно дублируются показом
планшетов с соответствующими цифрами.
Управление X. ф. требует от участников и ре-
жиссера предельного внимания
Функции X. ф.Фон как зритель. Очень часто
фон используется постановщиком спектакля в
роли лидера в создании необходимого эмо-
ционального настроя в зрительном зале. Он по-
могает реж-ру активизировать зрителя, направ-
ляя его эмоции и активность в нужное русло (ап-
лодисменты, скандирование лозунгов, выполне-
ние простых действий, и т. д.)
X. ф. как активный участник действия,
происходящего на поле: своими рисунками, пла-
катами, лозунгами он сопровождает их, подчер-
кивая определенную мысль режиссера, раскры-
вая тему представления.
X. ф. как участник массовых упражнений. В
отдельных случаях постановщик представления
подключает участников фона к выполнению
массовых упражнений, исполняемых на поле
стадиона. Это значительно усиливает общее
действие, делает его более мощным, массовым.
Иногда участники фона выполняют массовые
упражнения даже при показе рисунка.
X. ф. как экран, на к-ром демонстрируются
кинокадры. В этом случае фонирующие флажки
делаются из специального (экранного) материа-
ла.
X. ф. как солист, когда ему отдается само-
стоятельный номер (напр., в прологе)