Соотношение эстетической и художественной деятельности

А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художест­венное

А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художест­венное. Однако, создавая автомобиль, человек не создает художественно

информативную, концептуально нагруженную, образную систему, и по­тому его деятельность не художественная, а эстетическая. Эти термины — не синонимы.

Б). Немецкий философ М. Дессуар считает, что эстетическое и худо­жественное существуют параллельно, как рядоположенные понятия: эс­тетика — теория деятельности по законам красоты вне искусства, а общее искусствознание — теория художественной деятельности в искусстве. Такое разделение неправомерно: и исторически, и в повседневной прак­тике эстетическая деятельность перерастает в художественную. Эти типы деятельности имеют много общего и их следует изучать в единой науке. Ошибочно противопоставлять эстетическую деятельность искусству.

В). эстетическая де­ятельность шире художественной - М. Каган

В). Петербургский ученый М. Каган утверждает, что эстетическая де­ятельность, с одной стороны, шире художественной (последняя — част­ный случай первой), с другой стороны, художественная деятельность ши­ре эстетической (художник творит не только по законам красоты). (См.: Каган 1971. С.216,218). Это утверждение вносит в науку странную логи­ку, по которой один твеновский персонаж оказался сам себе дедушкой и не учитывает, что и эстетическая деятельность протекает не только по за­конам красоты. Если художественное в чем-то шире эстетического, зна­чит, в художественном что-то есть неэстетическое. Однако неэстетиче­ских ценностей в искусстве нет. Философское, политическое, моральное, утилитарное в искусстве эстетически одухотворены и предстают как эсте­тические ценности.

Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической де­ятельности

Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической де­ятельности Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. И трагическое, и комическое, и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, со­держание и результат эстетической деятельности. Так подвиг — возвы­шенное, а подлость — низменное. Эстетическая деятельность шире ху­дожественной и охватывает и труд, и быт, и культуру. Так, парковая куль­тура, не являясь собственно искусством, развивается под его влиянием: стили парков следуют за стилями художественных направлений — суще­ствуют парки Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма. (См.: Лиха­чев 1982).

Существует эстетическая деятельность, созидающая комизм, однако протекающая вне рамок искусства: шутки, анекдоты, каламбуры — эсте­тическая деятельность, протекающая по законам комического. Конечно, в такой деятельности присутствует и прекрасное — в виде идеала, и в виде отточенности формы острот. Категория прекрасного универсальна по от­ношению к эстетической деятельности. Однако эстетические формы мно­гообразны, и базируются не только на законах красоты. Роль комического в эстетической деятельности раскрывает Бахтин, говоря о смеховой на-

родной культуре Средневековья (См.: Бахтин. 1965). Карнавал — это не­художественная массовая эстетическая деятельность, осуществляемая и по законам красоты, и по законам комического.

Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстети­ческих свойств действительности (возвышенное, трагическое, комиче­ское). Так трагическое есть и в искусстве, и в эстетической деятельности человека вне искусства. Знаком трагедии отмечены пирамида Хеопса, гробница Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд, торжественно-траурная процессия, процедура воздаяния последнего долга умершему — все это формы эс­тетической деятельности, в которых прекрасное и трагическое взаимо­действуют.

Художественная деятельность оказывает обратное влияние на эстети­ческую, поднимая ее за собой: «Великие художественные достижения... нисходят в потребительский мир и участвуют в эстетизации среды. И не только нисходят, но и распространяются, расхватываются, обеспечивая таким образом известное стилевое единство преобразуемого человеком мира... конструктивный подход, обнаруживаемый нами сегодня в живо­писи и архитектуре, глубоко проник и во все те технические приспособле­ния, с которыми мы ежедневно имеем дело на кухне, дома, в обществен­ном транспорте и общественной жизни» (Гадамер. 1991. С. 274.)

3. Дизайн. Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее определение: «Дизайн — это творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом струк­турные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изгото­вителя». Дизайн — художественное проектирование и процесс промыш­ленного производства полезной и красивой вещи; главная и наиболее раз­витая сфера эстетической деятельности человека вне искусства (в индуст­риальной и технической сфере); изготовление промышленностью про­дуктов с учетом их пользы, удобства и красоты; предметный мир, создава­емый человеком средствами индустрии по законам красоты и функцио­нальности; это промышленный вид эстетической деятельности, гумани­зирующий орудия, продукты производства и окружающую среду и по­рожденный потребностями массового производства и потребления, раз­витием автоматизации и стандартизации. Дизайн — результат безгранич­ного расширения сферы прикладного искусства и его развития на про­мышленной основе, результат проникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логич­ной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Ма­шинное производство тиражирует образец, обладающий эстетическими

качествами. Продукт дизайна должен соответствовать своему назначе­нию, культурной традиции функционирования, технологии массового производства, современному стилю, задачам «очеловечения» мира (гума­низации «второй природы»).

Дизайн создает особый зрительный язык формы, «визуальный язык» (В. Гропиус). Знаки этого языка: пропорции, оптическая иллюзия, отно­шения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба. Дизайновская форма — знак материала, технологии и качества вещи, выражающий ее назначение и характер бытия в системе культуры.

Ремесленник сам начинал и заканчивал процесс изготовления вещи. Ныне она — продукт промышленного производства, результат труда ра­бочих, технологов, инженеров. Узкая специализация каждого из них гро­зит разрушением универсальности личности и утратой эстетической цельности изготовляемого предмета. Эту угрозу осознал еще Г. Земпер, обобщая опыт Лондонской промышленной выставки (1851): при всем техническом прогрессе современные изделия уступают изделиям наших предков по форме и даже по их практической пригодности и целесообраз­ности. Индустрия ускорила и сделала массовым процесс изготовления ве­щей. Но на смену уникальному изделию мастера пришло производство штампованных товаров. Перестав быть предметом роскоши, продукт про­изводства одновременно перестал быть роскошным предметом и более не нес на себе печать личности его создателя. И тогда на помощь конструкто­ру, проектирующему функциональный предмет, пришел художник, про­ектирующий предмет эстетически выразительный. В идеале художник и конструктор объединяются в лице представителя новой профессии — ди­зайнера (инженера с эстетической подготовкой).

Эстетическое начало вторгается в производство и охватывает все его сферы (от изготовления автомашин или телевизоров до создания инстру­ментов и станков). Сегодня ни одна отрасль промышленности не обходит­ся без художественного конструирования, объединяющего утилитарное и эстетическое начала. Мир современной техники меняет представления человека о том, что красиво.

Изготовление всякой вещи предполагает ее изобретение, конструиро­вание, компоновку и технологию производства. В этой цепи творческих поисков место дизайна — компоновка, проектирование новых связей между деталями вещи. При этом учитывается конструктивная целесооб­разность и технологическая рентабельность.

Дизайн, как и бионика, использует в технике формы живой природы, но в отличие от бионики, прямо заимствующей эти формы придает им культурно обработанный вид. Истинный арсенал форм дизайна — культу­ра, в которой перерабатываются в свете опыта человечества все впечатле­ния бытия. Цвет, ритм, пропорции, масштаб, форма и назначение предме-

та неделимы. Они — ведущие начала, организующие конструктивное пространство, важнейшие факторы дизайна. Цвет используется с учетом опыта искусства, достижений физиологии и психологии. Цвет улучшает или ухудшает эстетические и функциональные качества предмета.

Эстетическая выразительность цеха зависит от освещенности и цветового оформления стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологией производства. Цвет воздействует на человека эсте­тически, психологически и даже физиологически. Некий английский фабрикант окрасил свои цеха в «немаркий» черный цвет — это вызвало среди работников эпидемию нервных расстройств. Салоны самолетов нежелательно окрашивать в солнечные желтые цвета: они ухудшают работу вестибулярного аппарата. Для горячих цехов целесообразны не «теплые» цвета (красный, оранжевый), а холодные (голубой, зеленый): они улучшают физическое со­стояние и повышают работоспособность человека. Колористическое решение интерьера увязывается со звуком, освещением, формой. Важна система: человек — цвет — функция — пространство.

Полный дизайн предполагает: 1) выдвижение проектировочной идеи; 2) разработку но­вой функциональной структуры; 3) стилистическое оформление предмета. При сочетании лишь двух последних моментов — перед нами модернизация. Один третий момент — это стайлинг, стилизация (эстетическая обработка готовой продукции).

Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечива­ет взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художе­ственно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире.

Дизайн проникает во все сферы жизни и деятельности людей. По мас­совости и силе эстетического воздействия он превосходит даже телевиде­ние. Ведь чтобы стать телезрителем, необходимо обладать телевизором и иметь досуг. А чтобы испытывать воздействие дизайна, достаточно быть нашим современником. Избежать воздействия дизайна невозможно, ибо никому не дано отрешиться от культурного обихода эпохи и обойтись без мебели, посуды, средств транспорта, создаваемых дизайном. Форма лож­ки, стола, молотка, автомобиля служит целям и удобства, и эстетического воздействия, связанного с образом жизни общества, типом его мышления и деятельности.

Дизайн

Дизайн — это эстетический и научно-технический уровень общества, воплощенный в товарах широкого потребления и орудиях труда; это сек­реты производства (технология создания продукта в промышленном мас­штабе), воплощенные в эстетически совершенной и удобной вещи; это массовая коммуникация внутри общества, объединяющая людей индуст­риально-эстетическими продуктами потребления, единой стилистикой, единым образом жизни. Дизайн связывает в единый узел духовную и ма­териальную, научно-техническую и технологическую, гуманитарную и индустриальную культуру. Он — фокус их пересечения. Тем самым он обеспечивает культурную целостность современной цивилизации.

Наши рекомендации