Подготовительный этап – развитие гуления и лепета
Гулить ребёнок начинает со 2-3 месяца кратковременно, всегда как реакция оживления и радостного состояния. Сигнального значения гуление не имеет, однако свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном состоянии ребёнка.
С 5-ти месяцев это уже длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком («свирель», -аль-ле-е-лы-алы-аы и т.п.)
В 6 месяцев возникает лепет, т.е. произношение отдельных слогов, которые ребёнок слышал в речи взрослых («ба-ба», «да-да-да» и т.п.)
Этап возникновения сенсорной речи.
Сенсорная речь – это способность ребёнка связывать слышимое слово с конкретным образом или предметом.
Этот этап начинается с 7-ми месяцев. Критерием начала сенсорной речи может служить поисковая решительная реакция ребёнка на вопрос «где?» и возникновение ответного действия на просьбу помахать ручкой, сделать «ладушки». Параллельно с возникновением сенсорной речи интенсивно развивается лепет, он становится богаче, включает в себя элемент подражания звукам, обогащается интонациями.
Этап возникновения моторной речи
Обычно первые слова ребёнок произносит в возрасте 11 месяцев (слова-обозначения «кис-кис», «ав-ав»). К году ребёнок произносит 10-12 слов.
Обратите внимание в лепете ребёнка могут быть слоги «ма-ма», «ба-ба», но, произнося их, он не связывает их с конкретным лицом, поэтому произношение их нельзя отнести к моторной речи.
Доля комплексной оценки развития ребёнка, необходимо произвести оценку поведения по параметрам:
Параметры поведения
Настроение – бодрое, спокойное, неустойчивое, раздражительное.
Сон – засыпает быстро или медленно, с укачиванием, спит спокойно, неспокойно, часто просыпается.
Аппетит – хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.
Характер бодрствования – активное, интересуется игрушками, малоактивный, пассивный.
Познавание – легко обучаем, инициативный, умеет довести начатое дело
до конца, сосредоточенность.
Индивидуальные особенности – контактен, малоконтактен, другие черты личности.
Итак, для комплексной оценки развития ребёнка необходимо оценить:
- физическоеразвитие
- безусловные рефлексы (в возрасте до 3 месяцев)
- нервно-психическое развитие
- поведение
Для правильного развития ребёнка необходима чёткая организация режима, рациональное вскармливание, физическое воспитание.
Во всём мире «болеть не престижно», и вопросы обучения здоровому образу жизни выходят на первый план. Здоровый образ жизни – непременное условие правильного гармоничного роста и развития детей, сохранения состояния здоровья.
Основными элементами здорового образа жизни, безусловно, являются:
- рациональное питание
- достаточная двигательная активность
- закаливание
- соблюдение режима дня
- соблюдение правил личной гигиены
- отказ от вредных привычек.
Формирование здорового образа жизни человека начинается до его рождения и продолжается всю жизнь.
Основой любого режима дня являются: деятельность, сон, пребывание на открытом воздухе, питание.
Режим дня для детей раннего возраста строится с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
При построении режима дня исходят из следующих положений:
1) обеспечить ребёнку глубокий, достаточный по продолжительности сон.
Для детей 1 года количество часов сна в сутки равно 22-1/2 m,
где m – число месяцев; дневной сон на 1-ом году должен быть 4-3 раза в день).
2) соблюдать регулярность приёма пищи
3) создать условия для активного деятельного состояния
4) своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе.
5) Соблюдать последовательность компонентов режима.
Общий массаж здоровым детям проводят с 1,5 месячного возраста одновременно с гимнастикой. Существуют приёмы общего и местного массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация. До 3 месяцев рекомендуется поглаживание. Детям старше 3 месяцев рекомендуется дополнительно выполнять растирания, разминание и лёгкое поколачивание. Массаж весьма благотворно влияет на организм младенца.
Закаливание – это комплекс методов повышения устойчивости организма к действию физических факторов внешней среды путём тренировки.
Основные принципы закаливания:
1. Постепенность увеличения дозы того фактора, к которому проводите закаливание.
2. Непрерывность проведения закаливающих процедур.
3. Многообразие способов и методов закаливания.
4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей организма при разработке схемы закаливания.
Основные факторы закаливания: солнце, воздух и вода. Проводят закаливание в форме прогулок, воздушных и солнечных ванн, умываний, обтираний, обливаний, местных и общих ванн, купания.
Помните: закаливание должно проводиться по рекомендациям и под контролем врача и медицинской сестры. Выполнение основных положений по уходу, несомненно, обеспечит правильное, гармоничное развитие ребёнка.
своевременный диагноз недокорма несомнено можно предположить:
1. При изменении поведения ребёнка (беспокойство, плач, не выдерживает перерывов между кормлениями).
2. При уменьшении числа мочеиспускания (меньше 15 раз в сутки у детей первого полугодия жизни и меньше 10 раз – у детей 2-го полугодия).
3. При изменении характера стула у ребёнка (в норме 2-3+1 в сутки) – меньше 1-2 раз или совсем нет.
4. При анализе весовой кривой (уплощение кривой массы тела или задержка нарастания массы тела).
5. При уменьшении толщины подкожного жирового слоя на груди, животе, затем – на конечностях.
6. При гипохромной (железо- и белководефицитной) анемии.
7. При изменении кожи, слизистых, волос, признаках гиповитаминоза.