Участник представления
ПРАЗДНИКА,человек, включившийся в
праздничное творческое действие. Наблюдатель
- зритель - соучастник - участник - вот последо-
вательные стадии внутр. включения в празднич-
ное игровое общение. Превратить зрителя из на-
блюдателей в участников праздничного действия
- основная цель режиссуры праздника. Всех уча-
стников по уровню социально-художественной
активности можно дифференцировать на ини-
циаторов, организаторов и исполнителей (про-
фессионалов, любителей, реальных героев) с ярко
выраженной социальной активностью; на активно
одобряющих его идейно-тематическое содер-
жание и проявляющих готовность к участию; и
пассивных зрителей, не имеющих ярко выражен-
ной готовности к участию.
Ф
ФА'ЬУЛА (- лат. l;ihula – повествование,ис-
тория, басня, рассказ), в художественном произ-
ведении цепь основных событий, о к-рых пове-
ствуется в сюжете, в их логической причинно-
временной последовательности. В изложении Ф.
различают экспозицию, завязку, развитие дейст-
вия, кульминацию, развязку. Часто Ф. называют
сюжетом. Единица Ф. - с о б ы т и е. К одному и
тому же событийному ряду могут обращаться
художники разных времен, народов, поколений и
разного места жительства (напр., библейские
легенды или события Великой отечественной
войны). Однако на одной и той же событийной
основе создается принципиально новый художе-
ственный мир, в к-ром известная фабульная канва
обретает новый смысл и значение. Т. о., Ф.
возникает в конкретном сюжете как продукт
творчества художника. В тех видах и жанрах
иск-ва, к-рые обращены к предметно-
событийному аспекту отображаемой действи-
тельности (эпос, драма, теле- и кинофильм, исто-
рическая живопись, опера, сюжетные театрали-
зованные представления и пр.), Ф выполняет
организующую функцию, объединяя все детали
сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому
восприятию художественного произведения. В
бестекстовой музыке, лирике, натюрморте, пей-
заже и т. п. Ф. отступает на второй план, утрачи-
вает организующую функцию; развитие сюжета
осуществляется на основе движения эмоций, пе-
реживаний, настроений. Возможны бесфабуль-
ные произведения иск-ва (арабеска, некоторые
лирические произведения).
ФАКТ (< лат. fact urn - сделанное, совершив-
шееся), 1) действительность, реальность, то. что
объективно существует. 2) Действительное, не-
вымышленное происшествие, событие, явление.
3) Твердо установленное знание, данное в опыте,
достоверность к-рого доказана, служащее для
какого-л. заключения, вывода, являющиеся про-
веркой какого-л. предположения. 4) В обычном
смысле - синоним понятий истина, событие, яв-
ление, результат. (Действенный Ф., Документ,
Драматургия Ф., Оценка Ф., Событийный жиз-
ненный Ф., Ф. иск-ва, Ф. жизни)
ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ.Действенный факт.
ФАКТ ЖИЗНЕННЫЙ СОБЫТИ'ЙНЫЙ,
Событийный жизненный факт.
ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ,Действенный
факт.
ФА'КТА ДРАМАТУРГИЯ,Драматургия
факта.
94
ФАКТА ОЦЕ'НКА,Оценка факта.
ФА'КТЫ ЖИЗ'НИ,реальные факты и события,
происходящие в жизни, не относящиеся к сфере
иск-ва, а также реальные события, зафик-
сированные в документах, фотографиях, магни-
тофонных записях, кинохронике, письмах, офи-
циальных документах и т. п. (Документ).
ФА'КТЫ ИСКУССТВА,все жанровое раз-
нообразие произведений иск-ва, а также их
фрагменты (музыкальные, поэтические, хорео-
графические, драматические, отрывки из худо-
жественных фильмов, номера различных видов и
жанров). (Документ).
ФАНТАЗИЯ(< гр. phanlasia - психический
образ, плод воображения), 1) мечта, вы дум ка,
нечто неправдоподобное. 2) То, чего нет, чего в
действительности мы не знаем, чего никогда не
было. 3) Муз. пьеса в свободной форме, импро-
визационного характера. 4) Основная тенденция
воображения, заключающаяся в преобразовании
представлений памяти, обеспечивающего создание
заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.
5) Способность к творческому воображению,
выраженная в создании новых чувственных или
мыслительных образов в человеческом сознании
на основе преобразования полученных от
действительности впечатлений. 6) Эл-т творческой
деятельности чел-ка, заключающийся в свободном,
нестесняемом логичностью, отрывом от
реальности (правдоподобием) преобразовании
представлений и образов, характеризующаяся
особой силой, яркостью и необычностью, (Логика)
Сущность Ф. - преобразование представлений,
создание новых образов на основе уже
имеющихся. Ф. - это отражение действительности
в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и
связях. Синтез представлений в процессах
воображения осуществляется в различных формах:
агглютинация - соединение несоединяемых в
реальности качеств, свойств, частей предметов
(сфинкс, русалка, Тяни-Толкай);
гиперболизация - увеличение предметов
(Гулливер) или уменьшение предмета (Мальчик-
с-пальчик), изменение качества его частей (ковер-
самолет; молочная река, кисельные берега);
заострение - подчеркивание каких-л. признаков
(на этой основе создаются шаржи, эстрадные
маски конферансье);
схематизация - сглаживание различий предметов
и выявление черт сходства между ними;
типизация выделение существенного,
повторяющегося в однородных явлениях и во-
площение его в конкретном образе (напр., в литре
Евгений Онегин, Павел Власов - типичные-герои,
маски комедии день арте, скоморохи и
т. п.).
Деятельность Ф. актера, как отмечает Б. Е.
Захава, заключается в том, что он реально
воспринимаемым объектам мысленно приписывает
такие свойства, которыми эти объекты на самом
деле не обладают, и силою своего творче-
ского мышления включает их в такие ситуации,
в к-рых они никогда не были и не будут. Ее дея-
тельность только тогда оказывается продуктив-
ной, если она сочетается с работой воображения,
к-рая состоит в том, чтобы комбинации, созда-
ваемые Ф., делать объектами внутр. чувственно-
го переживания в соответствии с творческой за-
дачей. Для актера фантазировать - значит внут-
ренне проигрывать. Воображая, актер не вне
себя рисует предмет своего воображения (как
это стал бы делать живописец или скульптор), а
самого себя ощущает действующим в качестве
образа. Поскольку материалом в иск-ве актера
являются его действия, "поэтому для актера
фантазировать - значит действовать, но не на
самом деле, а пока еще только в воображении, в
своих творческих мечтах. Воображая что-л. из
жизни своего образа, актер не отдаляет себя от
образа; он думает об образе не в третьем лице -
«он», - а всегда в первом лице - «я». Вне себя
актер видит только то, что в данных
обстоятельствах (создаваемых воображением
актера) должен видеть образ». Т, о., для того,
чтобы в будущем слиться со своим образом на
сцене, актер должен предварительно много раз
«сливаться» с ним в своем воображении - это
закон творчества актера. (Перевоплощение).
Если Ф. - игра ума, то воображение - игра
чувств. Оба эти процесса протекают одно-
временно, взаимодействуя и помогая друг дру-
гу"
Ф. необходима режиссеру, чтобы детализиро-
вать, конкретизировать пьесу, показать ту скры-
тую жизнь персонажа, которую не может по-
стичь актер, те ситуации, где он может еще ярче,
глубже и многосторонне раскрыть своего героя.
Образы Ф. подвластны конструктивным, осоз-
нанным сферам психической деятельности.
Своеобразной формой Ф. является мечта. Ф.
играет важную роль в совершенствовании худо-
жественной формы и языка нск-ва. Многообра-
зие форм и творческих решений в нем было бы
невозможно без Ф., составляющей фундамент,
основу творческой интуиции-
Диалектическое взаимодействие Ф. и вооб-
ражения рождают театральную игру.
Ф. - способность воображения на основе пе-
реработки прежних представлений создать но-
вый целостный образ, умение освещать и рас-
крывать новые, еще неизвестные, связи вещей и
явлений. Творческая Ф. художника не противо-
стоит действительности, а является особой, при-
сущей только иск-ву формой отражения жизни,
ее познания и обобщения. Богатство и сала Ф.
зависят от природных данных художника, от
качеств его психики.' Решающее значение для
творческого воображения имеет его эмоциональ-
ная память, способность ассоциативно мыслить,
мироощущение, неразрывно связанное с миро-
воззрением, глубина познания им реальной дей-
ствительности, постижение общественно-
исторического опыта, личный жизненный опыт и
главное - увлеченность идеей произведения.
(Эмпатия).
ФАНТАСМАГОРИЯ(< гр. phantasma - ви-
дение, призрак, и agoreuo - говорю), 1) нечто не-
реальное, причудливые ведения, бредовые фан-
тазии. 2) Призрачные, фантастические картины и
фигуры, полученные при помощи различных
оптических приспособлений. (Лазер, Гологра-
фия. Фантазия).
ФАНТАСТИКА(< rp. phantastike1 - иск-во
воображать), 1) форма отражения мира, при к-рой
на основе реальных предметов создается
логически несовместимая с ними ("сверхъестест-
венная", "чудесная") картина Вселенной. Распро-
странена в мифологии, фольклоре, иск-ве, соци-
альной утопии. В художественной лит-ре, театре,
кино, изобразительном иск-ве Ф. в гротескных
образах, символах, сюжетных конструкциях мо-
жет выражать миросозерцание автора и целой
эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). 2)
Представления, мысли, образы, создаваемые во-
ображением. 3) Литературное произведение,
сюжеты и персонажи к-рых не имеют прямого
соответствия в действительности; научная Ф. -
литература, основанная на художественном до-
полнении, образной интерпретации научных от-
крытий и выводов. 4) Нечто несуществующее,
нереальное, несбыточное.
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИ'ЗМ,глубо-
кая правдивость раскрытия внутр. мира чел-ка в
органическом сочетании с гиперболической,
причудливо гротескной (Гротеск) формой спек-
такля. Ф. р. создан на сцене Е. Б. Вахтанговым.
Его отличает игра контрастов между жизненной
достоверностью, психологической насыщенно-
стью одних персонажей и марионеточной без-
жизненностью др., интенсивным вводом в ре-
жиссерскую партитуру музыки и танцев, смелое
использование условно-обобщенных декораций и
варьирование световых эффектов- Понятие Ф. р.
особенно близко к эстетической природе
массового праздника и театрализованного пред-
ставления.
ФАРС(фр, farse. < лат farcio - начиняю), 1)
вид средневекового западноевропейского (пре-
имущественно французского) народного театра и
литературы бытового комедийно-сатирического
характера (14 - 16 вв.) Близок немецкому фаст-
нахшпилю, ит. комедии дель арте и др. 2) В те-
атре 19-20 вв. комедия-водевиль грубоватого,
игривого содержания с чисто внешними комиче-
скими приемами и эффектами. 3) Разновидность
комического. Комизм Ф. - комизм положений.
для него характерны цепь остросюжетных си-
туаций, буффонада, эксцентрика, образы-маски,
являющие собой социальную типизацию.
ФАС (< фр. face - лицо), ракурс сценический.
Ф. раскрывает всю фигуру артиста, его лицо и
глаза. Различают четыре основных случая разво-
рота актера на зал в общении с партнером: 1)
вынужденность (напр., солдат в строю); 2) пред-
полагаемый объект внимания находится в сторо-
не зала (напр., двое беседуют, глядя на дорогу
перед собой); 3) чел-к желает остаться на мгно-
вение наедине с собой, чтобы в лицо ему никто
не Смотрел; 4) физическое действие, разворачи-
вающее актера на зал (напр., протирание очков и
рассматривание стекол на свет). В отличие от
иной позы, выражающей целую фразу, чистый Ф.
однозначен, выражает одно слово. Случаи, когда
Ф. интересен и выражает одно из двух: 1)
беззащитность; его еще называют Ф. Белого
Пьеро - символа беззащитности, наивной
прямолинейности и чистоты; 2) глупый Ф., если
персонаж не содержит в себе обезоруживающей
трогательности Пьеро, его простота соединяется
с глупостью, тупостью или в ином отношении
достойна осмеяния. Прямолинейный выход на
зрителя композиционно "выращивает" фигуру
артиста, на глазах она обретает все большую
значительность, зритель ждет какого-то важного
сообщения. Ф. применим в различных случаях:
когда перед глазами зрителя возникает фигура
решительного и сильного чел-ка или, наоборот,
усталого и потерянного.
ФЕЕРИЯ(фр. feerie. < fee - фея, волшебни-
ца), 1) жанр театральных спектаклей, в к-рых для
фантастических сцен применяются фантастиче-
ские костюмы, декорации, с широким использо-
ванием постановочных эффектов. Возник в Ита-
лии в 17 в. 2) Цирковое представление с исполь-
зованием различных эффектов. 3) Волшебное,
сказочное зрелище, (Виды концертов / шоу. Эф-
фекты сценические).
ФЕЙЕРВЕРК(нем. Feurwerk), 1) цветные
огни, получаемые при сжигании пороховых пи-
ротехнических изделий (ракеты и др.) во время
увеселений, торжеств и т. д. 2) Сплошной поток
чего-л.; внеш. блеск, блестящий поток (обычно о
чём-л. ярком, выразительном, напр., Ф. слов).
(Пиротехника, Световые эффекты)
ФЕЛЬЕТО'Н(фр- feuilleton, < feuille - лис-
ток), I) злободневный художественно-публицис-
тический газетно-журнальный жанр, основная
особенность к-рого - острокритическое отноше-
ние к описываемому явлению, лицу, конкретно
гражданское, обличение. Ф. печатались впервые
во Франции на отдельных листках (отсюда на-
звание). В современном Ф. - эл-ты сатиры и
юмора. 2) (На эстраде) сатирический Ф. как в
газете, так и на эстраде изобличает, типизирует,
бичует, нравственно карает, профилактически
лечит. Их объединяет высокая энергия граждан-
ственности. Его орудие - ядовитая ирония, мо-
гущество насмешки, сарказм, гротеск, памфлет-
ность. Сатира - его сущность. Утверждение
идеала гуманизма через посрамление зала и по-
рока - его пафос. При этом в одном Ф. могут за-
кономерно сосуществовать героическое и сати-
рическое, памфлет и лирика, юмор и сарказм,
пародия и патетика. В зависимости от стержне-
вой мысли, устремленности, заданное™, от темы,
индивидуальности исполнителя доминирует
тот или иной жанровый элемент. (Эстрадный
фельетон. Муз. фельетон).
ФЕЛЬЕТО'Н ЭСТРА'ДНЫЙ,Эстрадный
фельетон.
ФЕЛЬЕТО'Н МУЗЫКА'ЛЬНЫЙ,Муз.
фельетон.