И гидрометрических исследований

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1. НОРМАТИВНАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ………………………………………………….…5

2. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ И ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ И ПРОЕКТИРОВАНИИ

ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ……………………………………………….6

3. ВОДОМЕРНЫЕ ПОСТЫ. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЕЙ ВОДЫ………………….15

4. РАЗБИВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГИДРОСТВОРОВ ……………………………22

5. ПРОМЕР ГЛУБИН ……………………………………………………………….25

6. СКОРОСТИ ПОТОКА И МЕТОДЫ ИХ ИЗМЕРЕНИЯ ……………………….30

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДА ВОДЫ В РЕКЕ ………………………………….38

8. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ

ГИДРОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ……………………………………………...40

8.1. Содержание и организация практики ………………………………....40

8.2 Разбивка базиса и гидростворов ………………………………………..41

8.3. Замер глубин по створам …………………………………………….....44

8.4. Измерение скорости течения реки поверхностными

поплавками …………………………………………………………………...49

8.5. Измерение скорости течения реки гидрометрической

вертушкой ……………………………………………………………………51

8.6. Определение расхода воды с использованием скоростей,

измеренных поплавками …………………………………………………….54

8.7. Определение расхода воды с использованием скоростей,

измеренных гидрометрической вертушкой ……………………………..…56

8.8. Определение коэффициента шероховатости русла …………………...58

8.9. Вопросы для подготовки к защите отчёта…………………………......60

Библиографический список ………………………………………………………..62

Приложение 1. Правила по охране труда при изыскании и проектировании

автомобильных дорог……………………………………………………………….63

Приложение 2. Правила оказания первой доврачебной помощи

при несчастных случаях и заболеваниях…………………………………………..71

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки:

– 270800 Строительство (квалификация (степень) бакалавр);

– 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений, специализация Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений (квалификация (степень) специалист);

– 270000 Архитектура и строительство, специальность Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей, специализация Мосты (квалификация (степень) специалист).

Согласно ФГОС ВПО учебная практика считается обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. По срокам освоения основной образовательной программы на учебную гидрологическую практику отводится 1 неделя.

Целью учебной гидрологической практики является:

– изучение методов измерений гидравлических характеристик открытых водоёмов и водотоков;

– овладение методами проведения инженерных изысканий при проектировании и строительстве транспортных сооружений;

– овладение методами гидрометрических работ;

– ознакомление с нормативной и законодательной базой инженерных изысканий;

– приобретение навыков составления отчёта по выполненным работам.

К прохождению учебной гидрологической практики допускаются студенты, прослушавшие инструктаж по технике безопасности при выполнении гидрометрических работ и зафиксировавшие дату инструктажа личной росписью в журнале по технике безопасности.

Полевые гидрометрические работы для студентов очной формы обучения проводятся, как правило, в акватории реки Иртыш. Камеральная обработка результатов измерений производится в академической аудитории. По результатам полевых и камеральных работ студентами рабочего звена составляется отчёт о прохождении учебной гидрологической практики.

НОРМАТИВНАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

Для обеспечения наибольшей эффективности капиталовложений в дорожно-мостовое и аэродромное строительство необходимо надёжное гидрометеорологическое обоснование принимаемых инженерных решений. Поэтому ещё в 1969 году инженерно-гидрологическое обоснование утверждено строительными нормами и правилами Госстроя СССР как одно из основных в строительном проектировании [1].

В тот же период группе сотрудников Союздорпроекта под руководством Б.Ф. Перевозникова было поручено провести исследования по обобщению и систематизации накопленного опыта проектирования по ряду построенных объектов с целью разработки необходимого технолого-методологического гидрометеорологического обоснования дорожных сооружений.

В результате этих исследований были сформулированы теоретические и методологические основы комплекса гидрометеорологического обоснования дорожного строительства, который в последствие стал руководящим для разработки системы нормативно-методических документов:

– Методическое руководство по гидравлическому обследованию водотоков и разработке региональных норм максимального стока при проектировании автомобильных дорог;

– Методические указания по инженерно-гидрометеорологиче­ским изысканиям автомобильных дорог;

– Наставления по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки;

– Правила техники безопасности при изысканиях и проектировании автомобильных дорог.

Некоторые принятые и введённые в действие к 1974 году документы и на сегодняшний день имеют статус «действующие».

В связи с изменением государственных структурных подразделений и с появлением новых требований в строительстве были приняты новые строительные нормы СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения».

В развитие строительных норм и правил был разработан свод правил по проведению инженерно-гидрометеорологических изысканий для строительства СП 11-103-97, обеспечивающий выполнение обязательных требований СНиП 11-02-96 по гидрометеорологическому обоснованию предпроектной, проектной и рабочей документации в соответствии с действующим российским законодательством.

В декабре 2004 г. Государственная Дума приняла и Совет Федерации одобрил Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ) – собрание законодательных актов, регулирующих все вопросы, связанные с планированием, благоустройством населённых пунктов городского и сельского типов, правилами их застройки, а также всё, что связано с развитием инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной).

За истекший период в ГрК РФ и отдельные акты согласно Федеральному закону был внесён ряд изменений. Что касается инженерных изысканий, то приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624, вступившего в силу 01.07.2010, был утверждён «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». В данном перечне представлены следующие виды работ в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий:

– метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов;

– изучение опасных гидрометеорологических процессов и явлений с расчётами их характеристик;

– изучение русловых процессов водных объектов, деформации и переработки берегов.

Таким образом, последний приказ не отменяет действия строительных норм и правил СНиП 11-02-96 и свода правил СП 11-103-97.

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ

И ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наши рекомендации