ОГНЕВАЯ ЗАВЕСА (фрагмент)
Грохот,
Топот несчастных валькирий, летящих в бой,
Взмахи орлиных крыл над Прометеем,
Битва богов, поражаемых молотом Тора!
Погоня! Погоня! Погоня!
Огромные черные псы преисподней,
Вгрызаясь, ринулись в смертный гон!
Пер. М. Зенкевича
Олдингтон и в дальнейшем останется верен своей любви к мифологии, к античности и завершит роман «Смерть героя» (1929) стихотворением, в котором первая мировая война сомкнется с троянской. Между войнами нет различий, а потому участник войны начала ХХ века размышляет о тех, кто погиб в той далекой, описанной другими поэтами - задолго до новейшего времени - бойне. Если бы мы периодически перечитывали Гомера и Вергилия... Разве они не рассказали нам все о бессмысленности человеческой вражды?
Вот и лирический герой олдингтоновского Эпилога думал о том же:
And I thought of the graves of desolate Troy
And the beauty of many men now dust,
And the long agony, and how useless it all was...
Дословный перевод стихотворения:
И я размышлял о могилах разрушенной Трои
О красоте многих мужчин, превратившихся в прах,
И о долгих мучениях, и о том, как это все было бессмысленно...
Ко всем частям своего романа Р. Олдингтон предпослал музыкальные термины, обозначающие темп – от allegretto до adajio, и эти термины у него были отнюдь не украшательскими (в отличие от стихотворения Флетчера): с этим замедлением музыкального темпа от «быстро» до «тихо, медленно» он ассоциировал судьбу героя романа, талантливого художника, выброшенного из жизни не только войной, но и всем, что ей предшествовало. Свой роман писатель уподобил джазу, а в тексте произведения мы обнаружим немало имажистских приемов. Но, по существу, имажизма как направления ко времени завершения этого романа уже не было.
После войны имажистское направление просто не могло существовать. Однако несмотря на недолговременную свою жизнь оно оставило важный след и в развитии англоязычной поэзии, и в стиховедении. Благотворное влияние имажистская поэтика оказала не только на дальнейшее творчество непосредственных участников движения, но и на художественные искания таких авторов, как Т.С. Элиот, У.Б. Йейтс, Д.Г. Лоренс, Дж. Джойс и другие классики ХХ века.
Первые русские переводы имажистсткой поэзии появились в 20-х годах прошлого века и принадлежали они И. Кашкину и М. Зенкевичу, в дальнейшем к этим авторам присоединились И. Романович, А. Парин, Э. Шустер, А. Сергеев и многие другие. В 1937г. вышла в свет Антология новой английской поэзии, содержавшая стихи имажистов. В 1939 и в 1982г.г. российские читатели получили сборники американской поэзии, в которые также вошла имажистская поэзия. Сравнительно недавно, в 2001г., у нас была издана первая Антология имажизма.
Библиография:
Стихи имажистов:
Антология имажизма. /Сост. и ред. А. Кудрявицкого.– М., 2001
Паунд, Эзра. Из стихов 1908-1912 годов. //Иностранная литература, 1991, №2.
Поэзия США. /Сост. А.Зверева. – М., 1982
Статьи и манифесты имажистов:
Паунд Э. Взгляд назад. // Антология имажизма. /Сост. и ред. А. Кудрявицкого.– М., 2001
Хьюм Т.С. Романтизм и классицизм. Пер.С. Нещеретова //Антология имажизма
Флинт Ф.С. Imagisme. Пер. С. Нещеретова. //Антология имажизма
Паунд Э. Несколько запретов имажиста. Пер.С. Нещеретова.//Антология имажизма
Литература об имажизме
Торп У. «Новая поэзия». // Литературная история Соединенных Штатов Америки. – В 3-х т.т. – Т.3 – М.,1979
Ионкис Г.Э. На переломе. //Ионкис Г.Э. Английская поэзия 20 века (1917-1945). – М.,1980.
Кудрявицкий А. «Подобные скульптуре». (Предисловие).//Антология имажизма. /Сост. и ред. А. Кудрявицкого.– М., 2001
Зверев А. Эзра Паунд – литературная теория, поэзия, судьба. // Вопросы литературы, 1970, № 6
Каули М. Пилигримы в Париже. // Малькольм Каули. Дом со многими окнами.- М.,1973.
Зверев А. «Деревенский умник». К портрету Эзры Паунда. //Иностранная литература, 1991, №2.
Генис А. Без языка. Эзра Паунд. //Иностранная литература, 1999, №9.
Зверев А. Комментарии. //Поэзия США. /Сост. А.Зверева. – М., 1982
Зверев А.М. «Поэтический ренессанс». //История всемирной литературы. – В 8-ми т.т. – Т.8. – М., 1994
Задание 2:
Футуризм
Ознакомьтесь с предлагаемым здесь материалом* и ответьте на следующие вопросы:
а) Что Вы думаете по поводу «Манифеста футуризма», написанного Маринетти?
б) Чем отличались основные постулаты этого движения от имажизма?
в) Каковы основные принципы футуристов?
г) Как относились футуристы к культурным традициям?
д) В каких видах искусства проявили себя футуристы?
е) Почему, как вы думаете, некоторые итальянские футуристы поддержали фашизм?
ж) В чем своеобразие образного языка поэзии футуристов?
з) Понравились ли Вам стихотворения Альдо Палаццески и Филиппо Маринетти, предложенные вам для прочтения?
*Здесь использован материал из электронного ресурса:
http://visaginart.nm.ru/MOD/fut.htm
http://m936rea.internet.kemsu.ru/futur.html
а также статья А. Ямпольской
Футуризм
Официально это движение родилось в 1909 году, когда увидел свет первый манифест Маринетти, и просуществовало до начала второй мировой войны. За эти годы футуризм сказал новое слово в литературе, живописи, графике, скульптуре, музыке, театре.
Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. |
Автор слова «футуризм» и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (1876-1944). Само название этого движения подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма». Манифест был написан для молодых итальянских художников. В нем, в частности, говорилось следующее: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…».
В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало и минимализму. Автор манифеста призывал к отказу от традиционной грамматики и утверждал право поэта на свою орфографию. Упор делался на словотворчество на скорость и ритм. Свои произведения футуристы, упоённые техническим прогрессом, посвящали поезду, автомобилю, самолётам - словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело.
Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Футуристы провозглашали пафос разрушения и взрыва, воспевая войны и революции как омолаживающую силу, направленную против одряхлевшего мира. Они утверждали, что динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов, а фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.
В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
«Манифест футуризма» состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи.
Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки…
Заключительный, одиннадцатый пункт «Манифеста» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе».
Для итальянских футуристов «человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса…». Маринетти формулирует цель футуристического движения как тотальное новаторство: "нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты". Вектор отрицания предшествующей традиции выражается в футуризме в принципах антиэстетизма и антифилософизма. Само движение провозглашается как антикультурное: "Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом". Радикальное неприятие Маринетти культурного наследия находит отражение и в следующих его высказываниях: "Музеи и кладбища! Их не отличить друг от друга - мрачные скопища никому не известных и неразличимых трупов". Все это совмещается с установкой на эпатаж в формулировках: "Без агрессии нет шедевра", следует "плевать на алтарь искусства". В «Манифесте» говорилось: «Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».
Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент — агрессию. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.
Итак, основными признаками футуризма становились следующие его черты:
- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;.
- отрицание всех культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- разрушение привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
- поиски раскрепощенного, нового слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
- культ техники, индустриальной динамики, скорости;
- стремление к эпатажу.
В отличие от других модернистских направлений, итальянский футуризм не вполне отстранялся от социума. Неприязненное отношение к культурным традициям, анархические настроения, снобизм – все это привело некоторых футуристов к фашизму. Именно Маринетти в 1919 одним из первых вступил в фашистскую партию и впоследствии играл не последнюю роль в деле организации боевых групп. При некоторых расхождениях с Бенито Муссолини, Маринетти все же видел в нем признанного вождя итальянского народа.