Благородный любительский театр горных офицеров
Носителями самых стойких театральных традиций были в Барнауле «благородные любители» из среды горных офицеров и чиновников. Любительский театр Алтайского горного округа, просуществовавший более 100 лет, снискал Барнаулу славу «Сибирских Афин».
В. Соколовский, характеризуя общество барнаульских горных офицеров в своем романе «Двое и одна или Любовь поэта», писал, что молодежь этого города «посвящала свой досуг музыке, пению и театру»; что «тамошние дамы находили удовольствие говорить или о последнем спектакле, или о концерте, который давали накануне» и проводили время за разгадыванием шарад, чтением повестей, музицированием и пением; что «молодые горные офицеры, люди образованные, «бредили театром» и соперничали с дамами своими талантами».
Сформировавшаяся к началу XIX века любительская театральная труппа состояла из горных офицеров, «благородных любителей», посвящавших свой досуг театральному искусству.
Сцена была устроена в помещении Алтайского горного собрания – двухэтажном здании «высокой архитектуры», которое было построено в конце 1820-х гг., в «эпоху» самого просвещенного горного правителя Алтая Петра Козьмича Фролова. В его бытность установилась традиция устраивать в Горном собрании благотворительные вечера, балы и обеды, сопровождавшиеся литературными чтениями, концертами и спектаклями. Попечением П.К. Фролова были созданы в Барнауле прекрасный оркестр и хор, и немалой его заслугой явилось рождение Благородного любительского театра Алтайского горного округа.
Расцвет театральной жизни Барнаула был особенно очевиден в середине XIX века. К этому времени Барнаул был уже признанной столицей горного дела в Сибири, самым культурным и просвещенным городом региона. Приезжавшие для изучения Алтая и останавливающиеся в Барнауле знаменитые путешественники, говорили о нем как об «оазисе в пустыне», «тихом уголке Санкт-Петербурга», не переставая удивляться «западноевропейскому образу жизни», духовному и культурному облику города, затерянного в глухих сибирских местах.
В своих мемуарах известный русский путешественник П.П.Семенов-Тянь-Шанский, проживавший зиму 1856-1857 гг. в Барнауле, писал:
«Эстетические наклонности горных инженеров Алтайского горного округа проявлялись не только в устройстве их комнат и изящных одеждах их дам, но и в их знакомстве как с научной, так и с художественной литературой, и, наконец, в процветании барнаульского любительского театра, который имел даже свое собственное здание. … Одним словом, Барнаул был в то время, бесспорно, самым культурным уголком Сибири, и я прозвал его Сибирскими Афинами…».
Страстный поклонник и знаток театрального искусства, П.П. Семенов говорит о театре Алтайского горного собрания в самой превосходной степени, особо отмечая те «замечательные сценические дарования, которыми выделяются многие из членов барнаульского общества».
«Многие из горных инженеров, - пишет он, - постоянно принимая участие в любительских спектаклях, выработали из себя тонких, образованных артистов, между которыми в моей памяти остались горный инженер Самойлов, брат знаменитого актера Самойлова, а в драматических ролях молодой горный инженер Давидович-Нащинский. В женских же ролях две из жен инженеров были также очень выдающиеся артистки».
На Алтае служили два брата – Сергей Васильевич и Иван Васильевич Самойловы. Сергей Васильевич был помощником управляющего Локтевского сереброплавильного завода, а его младший брат Иван Васильевич - приставом надворных работ. Оба они были отпрысками знаменитой актерской семьи Самойловых, родоначальники которой - оперные артисты В.М. и С.В. Самойловы - подарили русской сцене первую актерскую династию: 10 своих детей и 4 внуков, каждый из которых вспыхивал звездой на театральном небосклоне Санкт-Петербурга. В истории русского театра особенно прославлено имя Василия Самойлова (кстати, тоже горного инженера по образованию), который 40 лет прослужил на сцене Императорского Александринского театра в Петербурге. Его сестры, знаменитые актрисы Вера и Надежда Самойловы, также блистали на «александринской сцене». Немного менее известны Мария и Любовь, Николай, Александр и Михаил Самойловы – тоже петербургские драматические артисты. До недавнего времени самыми малоизвестными в истории театра оставались имена родных братьев всей этой замечательной актерской когорты - Сергея и Ивана, алтайских Самойловых, хотя на генеалогическом древе династии они были отмечены как актеры-любители.
Самойловы-старшие, предназначая всех своих детей сцене, все же заботились о получении ими блестящего образования. Сергей Васильевич окончил Санкт-Петербургский Горный институт, а Иван Васильевич, единственный из братьев Самойловых, имел театральное образование, пусть и незаконченное. В формуляре Барнаульской горной конторы имеется запись: «Обучался в Санкт-Петербургском театральном училище, но курс наук не закончил по случаю увольнения».
В 1855 году Сергею Васильевичу исполнилось 40 лет, из них 20 лет он прослужил на Алтае. Иван Васильевич был на шесть лет моложе брата, на Алтай прибыл «по прошению» в 1840 году. Исправно служа горному делу, оба брата вовсе не чуждались семейных традиций и были в числе самых талантливых актеров Благородного любительского театра горных офицеров. Преданность алтайских Самойловых театральному искусству была выше всех похвал еще и потому, что связана была для них с немалыми лишениями, и, возможно, значительными расходами: от Локтевского завода, где служили братья, до Барнаула (а спектакли устраивались именно в Барнауле) было 300 верст. Правда, в апреле 1857 г. С.В.Самойлов был назначен управляющим Сузунским медеплавильным заводом, и с ним туда же переехал младший брат, но от Сузуна до Барнаула путь тоже был не близкий - 128 верст.