Богоматерь Знамение — тот же образ, только в поясном изображении
Богоматерь Елеуса (Умиление) — поясное изображение Богородицы, к щеке которой прижался младенец Христос, сидящий на ее левой руке.
Богоматерь Одигитрия (Путеводительница), жестом благословляющая Сына на Крестный подвиг; младенец Христос держит свиток —знак Божественного слова, которое он принес людям.
Шедевром византийской живописи является образ Богоматери,названный на Руси Владимирской1. На иконе Богородица нежно прижимается щекой к щеке Божественного Сына. По преданию, икона
принадлежит кисти евангелиста Луки и написана на доске от стола,на котором некогда трапезовал Иисус Христос со своей Матерью.
Грустный взгляд Богородицы отрешен от повседневности и устремлен в будущее, словно представляя грядущие смертные муки своего Первенца. По византийскому канону икона относится к типу Елеуса, на Руси же эту композицию называли «Умиление» под влиянием глубоко вдохновенного образа высокой материнской любви. Богоматерь Владимирская стала самой почитаемой иконой и вызвала многочисленные подражания. С 1155 г. икона находится на русской земле, куда была доставлена на корабле из Константинополя.
Князь Андрей Боголюбский тайно вывез образ из - под Киева во Владимир на Клязьме. В 1395 г. икона
была торжественно перенесена в Москву как раз в тот день, когда войско непобедимого грозного полководца Тамерлана по непонятным причинам повернуло вспять от Руси. Заступничеству Владимирской Богоматери приписывают отражение и других вражеских нападений на Москву.
Для воплощения образа Иисуса Христа византийская иконография также разработала строгие канонические правила и типы композиций. Среди них образ Спаса Пантократора (Вседержителя).
На иконе изображен Иисус Христос (по пояс); в левой руке он держит открытое Евангелие, правой благословляет верующих.
Другой образ — Спас в силах. Христос сидит на троне, он готов судить людей и карать грешников. Трон окружен бесплотными силами — серафимами и херувимами.
Дионисий Византия Рублев Андрей
Особой гармонией и одухотворенностью наполнен образ Спаса Эммануила (означает «с нами Бог») — изображение совсем еще юного Христа.
Но есть и иной образ, явленный в самые последние часы земной жизни Сына Божия — Спас Нерукотворный — отпечаток на плате (полотенце) лика Христа в те страшные часы, когда Спаситель, изнемогая, шел к Голгофе по крестному пути.
Стиль византийской храмовой живописи глубоко своеобразен, неотделим от смысла божественной службы.
Аскетичный лик с несколько удлиненными формами, прямой, с горбинкой нос, отрешенный взгляд огромных миндалевидных глаз — таков идеал красоты в православной иконографии
Размещенные на плоскости, лишенные объемной телесности иконописные лики олицетворяли святость, пребывающую во храме.
Фон икон, сияющий золотом, не имеет пространственной перспективы, глубины. Золото как бы выдвигало фигуру святогоза пределы живописи в мир храма, туда, где молились люди. Этот прием в совокупности с условным пространством и столь же условными размерами иконописных фигур и предметов создает эффект, названный позднее «обратной перспективой».
Неподвижная, величавая, словно застывшая в вечности византийская иконопись несла свет божественной любви, гармонии и красоты. Этими же чувствами была наполнена музыка, роль которой в храмовом синтезе искусств трудно переоценить. Еще в первые века развития христианства музыка заняла важное место в главных православных службах — литургии и всенощном бдении. Литургия (от греч. «общественное служение») совершалась в дообеденноевремя (отсюда другое название — обедня). Ее кульминация приходится на таинство Святого Причащения (Евхаристии), установленного самим Спасителем. Всенощное бдение — праздничная служба (совершается накануне воскресных дней и отдельных праздников). Тексты этих служб были упорядочены в IV в. трудами святителей Иоанна Златоустаи Василия Великого. Высокая религиозная поэзия сопровождалась пением, которое было исключительно одноголосным и не имело инструментального сопровождения. Звуки мелодий, устремленные, как и вся храмовая служба, в вечность и бесконечность, передавали сокровенные молитвенные состояния человеческой души. Создавали песнопения подвижники богословы, которые были одновременно певцами и поэтами. Среди авторов древних молитв выделяется гениальный гимнограф IV в. Ефрем Сирин. Одно из его удивительно искренних и глубоко духовных творений переложил А.С. Пушкин в известном стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны...»:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
В основе византийской богослужебной музыки лежала сложная и возвышенная теория, созданная в первые века христианства. Иерархами Восточной церкви было установлено, что мелодии молитв первоначально рождались на небе. Их божественная красота сотворен серафимами, славящими Господа и его деяния. Эти гимны, «приводя щие душу к гармонии, а сердце — в согласование с Богом», приносятлюдям ангелы. Уделом же музыкантов является «копирование» ангельских песнопений, в результате которого рождаются «ангелоподобные» созвучия, отражающие словно эхо неслышимое на земле небесное пение.
Духовная и телесная чистота, особая ответственность за результат творчества, строгое следование правилам и церковным предписаниям — таковы были требования к творцам, созидающим «музыкальный аналог» божественных гимнов. Композиции строились на основе канонических мелодий. Эти мелодии как богоданные нельзя было менять, поэтому при необходимости к новому тексту лишь приписывали дополнительные звуки, сохраняя основные попевки.
Одним из самых знаменитых византийских гимнографов был Роман Сладкопевец (Мелод), творивший в первой половине VI в. Уроженец Сирии, он прославился как великолепный поэт и музыкант, создатель более 85 гимнов. Молитвы Романа были хорошо известны в славянских переводах. И сегодня в праздник Рождества Христова звучи в русских церквях его маленький шедевр — кондак «Дева днесь»: «Деваднесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангелы с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог».
Падение Константинополя в 1453 г. прервало ход византийской истории. Преемницей высоких православных ценностей, рожденных духовными озарениями Отцов Восточной церкви и святых подвижников, а также творческим трудом многих поколений зодчих, живописцев, поэтов, музыкантов с конца Х в. стала Древняя Русь.
Иной путь был уготован средневековому искусству католической традиции, сформировавшей основу национальных художественных культур многих современных европейских государств.
В отличие от Византии Западная Римская империя после распада представляла собой множество мелких феодальных образований, где господствовали варвары, а художественная культура долгое время находилась в упадке. На землях Центральной и Западной Европы в честиоставалось наследие античных авторов, а научным языком считалась латынь, зубрить которую приходилось студентам всех учебных заведений. Об этом поется в одной шутливой студенческой песенке:
Ну, так будьте же всегда
Живы и здоровы!
Верю, день придет, когда
Свидимся мы снова.
Всех вас вместе соберу,
Если на чужбине
Я случайно не помру
От своей латыни.
Лишь на рубеже I—II тыс. начинает складываться художественное творчество, отмеченное чертами новизны и зрелости, свободное от повторения античных образцов.. В истории средневековой художественной культуры Западной и Центральной Европы принято выделять три этапа:дороманский (середина V—X в.), романский (XI—XII вв.) и готический (конец XII—XIV в.). В дороманскую эпоху лишь наметились принципы средневекового искусства. Об этом говорит творчество мастеров так называемого «Каролингского возрождения» — периода царствования императора Карла Великого из рода Каролингов (768—814), создавшего огромную СвященнуюРимскую империю со столицей в Аахене. Одним из красивейших памятников этого времени является аахенская придворная капелла, которая была частью дворцового комплекса зданий. В ее облике сошлись примитивно грубоватые элементы варварской архитектуры с формой, позаимствованной у античности. Для отделки капеллы использовались колонны и облицовочные материалы, вывезенные из Равенны.
В середине IX в. империя Каролингов распалась, не выдержав междоусобных войн наследников Карла Великого. Последующий Х в. вошел в историю Европы как эпоха невиданных бедствий — войн, голода, разрухи, страшных эпидемий, унесших миллионы жизней. Но все же народы, обитавшие на землях бывшей Священной Римской империи (Франции, Южной и Западной Германии, Бельгии, Голландии, Средней и Северной Италии, Северной Испании) смогли выстоять в испытаниях и сформировать самостоятельную государственность. Вместе с ней родилась новая художественная культура, получившая в XIX в. название «романской» (что указывает на преемственность с Римом).
Романское искусство было общеевропейским. Оно отразило католическое мировосприятие в сложный период феодальных междоусобиц, крестовых походов, крестьянских волнений, разрушения родовых отношений. Монументальное и величавое романское искусство свидетельствует о вполне устоявшихся религиозных взглядах и эстетических вкусах молодых народов Европы. Новое направление развивалось в храмовой культуре: зодчестве, скульптуре, живописи, музыке. В отличие от византийского романское
искусство не тяготело к воплощению состояний духовной самоуглубленности, созерцательного сверхпокоя», отрешенности от окружающей жизни. Художники католического мира трактовали образы Священного Писания на основе глубоко трагического, порой экспрессивного их восприятия. Христианский идеал превосходства духовного над телесным сочетался в романском искусстве со стремлением выразить чувства деятельного и энергичного человека, его мятущуюся душу, не находящую покоя в греховной жизни, полной зла, соблазнов, таинственных дьявольских наваждений. Наиболее полно романский стиль воплотился в архитектуре, которая бурно развивалась в пору образования новых феодальныхгосударств. Романские сооружения разбросаны по всей Европе. Символом этого стиля можно считать укрепленный замок феодала, который служил убежищем в период нескончаемых войн. Замок обычно возводился на вершине скалистого холма или горы,над рекой или у моря. Он окружался рвом, через который перекидывали подъемный мост, ведущий к воротам. Монолитные стены крепости увенчивались зубцами, башнями и бойницами. В центре замкового комплекса была самая крупная башня — донжон — убежище феодала.
Наряду с замками интенсивно строились монастыри. Будучи средоточием культурной жизни и художественного творчества, они также представляли собой военные укрепленные сооружения. Монастырь нередко разрастался в небольшой город, в центре которого находился храм. Город обносился толстыми оборонительными стенами, надежно скрывавшими жизнь его обитателей от постороннего глаза. Массовое возведение крупных средневековых городов начинается в XII в. Ядром городской застройки была рыночная площадь с собором. Вокруг нее располагались ратуша (центр городского самоуправления), резиденция епископа, крытый рынок, таможня, суд, больница, биржа. Улицы средневекового города в целях безопасности были очень узкими и кривыми. Заселялись они нередко по цеховому, про
фессиональному признаку: улицы булочников, ювелиров, оружейников, аптекарей и даже музыкантов.
Украшение и гордость средневекового города — кафедральный со бор. Он строился с расчетом, чтобы при необходимости вместить всех жителей. При возведении храма больших размеров мастерам приходилось решать сложнейшие задачи инженерного характера (сооружение каменных сводов, купола, их укреплениеи т. д.). Характерные черты романского храма: цилиндрические и крестовые своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей. Основа здания —сама каменная масса: для большей устойчивости здания старались увеличить толщину и крепость стен.
Романский храм базилика на первых порах почти не украшался. Лишь изредка зодчие позволяли себе оживить его суровые массивные стены каменным орнаментом. Позднее внешний облик базилик преобразился, наполнившись многофигурными льптурными композициями и росписями. Их сюжеты черпались из Библии. Впрочем, кроме канонических сцен мастера позволяли себе довольно свободные импровизации, изображая фантастических чудовищ, диковинных животных, растения, птиц. Популярными были образы различных монстров — посланников ада, напоминающих о греховности всего земного. Многие знаменитые романские замки и соборы находятся на территории современных Франции и Германии. Среди них: церковь НотрДам ла Гранд в Пуатье, невысокий храм с тяжеловесными формами, и Вормсский собор, похожий на неприступную крепость.
Необычными романскими ансамблями, впитавшими античные традиции, по праву гордится Италия. Сооруженные в период Средневековья на ее землях памятники грандиозны, но одновременно изысканны и изящны. Преодолевая грубоватую мощь романского искусства, итальянские зодчие создали одно из выдающихся творений — соборный комплекс в тосканском городке Пизе. Он включает собор, колокольню, баптистерий (крещальню) и кладбище. Ансамбль создавался в течение нескольких десятилетий под руководством разных зодчих (в XI в. работами руководил Бускетто, в XII — Райнальдо). Сверкающие белизной мрамора здания комплекса в Пизе свободно раскинулись на площади, покрытой зеленой травой. Большой собор не производит впечатления громоздкого, подавляющего человека здания. Его гармоничный праздничный фасад с выразительным ритмом аркад дополняет легендарная колокольня — падающая Пизанская башня. Наклон башни возник еще на ранней стадии ее строительства (следствие осевшего
фундамента) и был сохранен до окончания работ. Шесть этажей уникальной колокольни опоясывают легкие колонные аркады. Сегодня жизнь этой «каменной спирали» поддерживается с помощью новейших технических средств. Избавление от господства массивности заземленных романских форм и тяжеловесных стен пришло в средневековое зодчество с рождением нового готического стиля. Сам термин «готика» (буквально «готский», по названию германского племени готов) появился в эпоху Возрождения. Этим словом мыслители Ренессанса нарекли архитектурные сооружения, не соответствующие нормам античной классики. Создатели же готического стиля, отдавая предпочтение заостренным кверху аркам окон и дверных проемов, возводили фантастически прекрасные, величавые ажурные храмы, устремленные всею своею стройной громадой ввысь. Неслучайно великолепные готические сооружения были названы В. Гюго «застывшей музыкой».
Родиной готики была Франция, в которой уже в те далекие времена мастера тяготели к изысканным, необычным формам. Зародился новый стиль в центре королевских владений — провинции Иль де Франс. Архитектурно инженерные новшества были опробованы при реконструкции церкви аббатства Сен Дени (XII в.), где покоились останки французских королей. Большую роль в создании готической конструкции сыграл образованный и мудрый аббат Сугерий — советник королей, подробно описавший ход строительства в своей книге. Неслучайно на фасаде церкви выбиты его слова: «Чувственной красотой душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам».
Зодчим, открывшим секреты возвышения души к истинной красоте небес, удалось совершить подлинную революцию, не только художественную, но и инженерную. Стены готического здания, освободившись от функций главной опоры, изменили облик. В них появились огромные стрельчатые окна, витражи (скрепленные между собой цветные стекла в виде символических или сюжетных изображений), ниши, галереи, порталы, украшенные резьбой. Храм наполнился светом, льющимся отовсюду, словно божественное сияние. Его внутреннее пространство впечатляло своим простором, высотой и торжественностью. Оно явило верующему многоликие художественные образы, рождающие бесконечную череду настроений и впечатлений, религиозных по форме, и вмещающих живое трепетное
человеческое чувство. Взволнованная мечтательность готики, ее патетические взлеты и духовные порывы воплотили нарастающий интерес к земным радостям и к индивидуальному познанию красоты
окружающей действительности. Отказавшись от суровой мощи романских соборов, готический храм, обращенный к людскому миру, засиял праздничными красками, словно сотканными в «симфонию света и тени» (О. Роден).
Каменные стены стали декорировать многочисленными скульптурами. Удивительно это сочетание представлений о божественной райской красотес рациональными конструктивными решениями, незаметными для глаза! Очень точно о присутствии некоей тайны в готических сооружениях сказал в ХХ в. О.Э. Мандельштам:
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт и неподвижный лес
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь – отвес.
1 Форма базилики — прямоугольного в плане здания — была заимствована из античного зодчества, но существенно переосмыслена.
Готический стиль развивался в Европе свыше трех столетий. В его истории принято выделять три достаточно условных этапа:
раннюю готику (XII — начало XIII в.), высокую готику (XIII в.) и позднюю «пламенеющую» готику (XIV в., некоторые сооружения были созданы в XV в.). Собор Нотр Дам де Пари (Парижской Богоматери), овеянный легендами, воспетый Виктором Гюго, — памятник ранней готики. Первый камень в его основание в 1163 г. заложили французский король и папа римский. Много лет спустя здесь был коронован Наполеон Бонапарт. Собор перестраивался несколько раз, его окончательная реставрация осуществлена в середине XIX в. знаменитым мастером Виолле ле Дюком. Храм является одним из самых больших для своего времени (129 м в длину, 50 м в ширину). Фасад собора разделен на три части как по вертикали (с помощью пилястр1), так и по горизонтали (галереями). Нижний ярус Собор Нотр Дам де Пари имеет три портала, над которыми идет знаменитая галерея королей (28 статуй царей —персонажей Библии). Во времена Великой французской революции XVIII в. народ, ненавидевший само слово «король», низверг статуи, но позднее, когда страсти улеглись, изваяния вернулись в свои ниши.
В центральном ярусе находится ажурное окно — розетка, диаметр которой составляет около 10 м. В украшениях порталов собора причудливо сошлись статуи Мадонны с младенцем и ангелов, Адама и Евы, символов пороков и добродетелей, епископа Мориса де Сюлли и короля Людовика XII. Стоит ли уди вляться, что, реставрируя шпиль собора, Виоллеле Дюк среди изображений апостолов и евангелистов сотворил самого себя? Им же создан создан фантастический мир химер и гротескных монстров, которые прячутся за шпилями и декоративными башенками или провисают за выступами стен. Столь же разнообразно и внутреннее убранство НотрДам: красочные витражи, рельефы и ажурные орнаменты и, конечно же, скульптуры. При входе на правом пилястре знаменитая статуя Парижской Богоматери, выполненная в XIV в. В специальном помещении — Сокровищнице — хранятся бесценные христианские святыни: фрагмент подлинного Креста Господня, Терновый венец Спасителя и Священный гвоздь, один из тех, которым распяли Сына Божия.
Красивейший храм в Шартре, окнорозетку для которого пожаловал сам французский король, также является примером ранней готики. Среди классических образцов высокой готики можно назвать собор в Реймсе (заложен в 1211 г., закончен в XV в.). Именно в этот собор внесла свое победное знамя «орлеанская дева» Жанна д’Арк, здесь же короновались французские короли. Чудесным творением высокой французской готики является и королевская Святая капелла (СентШапель), построенная по заказу Людовика IX для хранения Тернового венца Спасителя, который король купил в Венеции в 1239 г. Автор проекта Пьер де Монтрёй создал безукоризненно изящную композицию. В капелле два этажа. Первый этаж — основание, над которым открываются огромные витражные окна, завершенные стрельчатыми башенками. Высоко взметнувшийся шпиль придает зданию еще большую легкость. Уникальный художественный образ верхнего этажа капеллы создают 15 витражных окон высотой 15 м, занимающих площадь 618 кв. м. Витражи выполнены в XIII в. В них яркими красками запечатлены 1134 сцены из Библии. Готические сооружения многих европейских стран стали символами раннего национального зодчества. К таким шедеврам относится собор Вестминстерского аббатства в Лондоне (Англия), Кёльнский собор в Германии, костел Святой Анны в Вильнюсе (Литва), Домская (соборная) церковь в Риге (Латвия), кафедральный собор в Толедо (Испания), собор Святого Вита в Праге (Чехия). Лишь в Италии готические идеи распространились поздно и не получили широкого признания.
Пожалуй, одну из наиболее ярких страниц в европейскую средневековую культуру вписала скульптура. На первый взгляд ее функция была чисто декоративной. И это верно. Но постепенно готическая пластика обрела более самостоятельное художественное значение, связанное не только с украшеем стен храмов. Порукой этому было обособление образа человека от декоративного убранства. Статуи стали отделять от стен зданий, помещать в нишах и, словно в музее, на отдельных постаментах. Изображения людей становились все более материальными, плотскими. В лучших работах скульпторам удавалось выразить внутреннее состояние, одухотворенность своих героев.
Храмовую службу невозможно представить без музыки . Стиль католических литургических песнопений сложился уже к началу VII в., когда под руководством римского папы Григория I Великого были созданы строгие одноголосные молитвы, получившие обобщенное название «григорианский хорал». Со временем был утвержден круг музыкальных номеров, входящих в мессу (богослужение, аналогичное православной литургии). К основным номерам мессы относятся:
1. «Kyrie eleison» — «Господи, помилуй».
2. «Gloria in excelsis deo» — «Слава в вышних».
3. «Credo in unum Deum» — «Верую».
4. «Santus, santus, santus» — «Трисвятая песнь».
«Benedictus» — «Благословен грядый».
5. «Agnus Dei» — «Агнец Божий».
Первоначально католические гимны создавались на основе григорианского хорала. Но уже к Х в. в храмовой музыке возникли новые мелодии, так называемые секвенции — импровизационные вставки, которыми расцвечивался молитвенный текст. Особую популярность приобрела секвенция «Dies irae» («День гнева»), создание которой приписывается Томмазо да Челано (ум. 1256 г.):
День предстанет в гневной силе,
Как творенью лечь в могиле
По Давиду и Сивилле.
Перевод А.А. Фета
В XIV в. «Dies irae» входит в реквием — траурную заупокойную мессу, становясь ее кульминацией. Исполненный религиозного пафоса,мрачный и трагичный, этот напев стал восприниматься как пришедший из древности образ Страшного суда, смерти, наказания и воздаяния за грехи. Тему «Dies irae» использовали многие русские композиторы, в том числе С.В. Рахманинов, Н.Я. Мясковский, Д.Д. Шостакович.
В течение долгого времени музыкальное искусство не имело полноценного «письменного языка» — точной фиксации высоты звуков. Движение мелодии обозначали весьма приблизительно с помощью невменногописьма (невмы — знаки безлинейной нотации). Честь изобретениянотных линеек принадлежит знаменитому итальянскому теоретику Гвидо д’Ареццо (Гвидо Аретинскому), жившему в первой половине XI в. Монах бенедиктинского монастыря в Ареццо, руководитель детского хора кафедральной школы Гвидо был озабочен сложностью прочтения невми их весьма относительной точностью. Он предложил ввести в употребление четырехлинейный нотный стан (пять линеек стали употреблятьпозднее). Внешний образ нотных линеек Гвидо позаимствовал из графического изображения струн музыкальных инструментов. С этого времени музыка обрела профессиональную лексику и появилась возможност точно записать сочинение того или иного композитора. В XI—XII вв. у разных народов Европы сложилась письменная литература на родном языке. Царицей словесности стала поэзия. Древние сказания и героические легенды обрели новую жизнь в стихотворных поэмах, которые исполняли, а порой и слагали странствующие певцы и музыканты — немецкие шпильманы (игрецы), французские жонглеры фокусники).
Средневековый эпос разнообразен. У французов огромной популярностью пользовались поэмы, рассказывающие о событиях времен Карла Великого. В них воспевались воинские подвиги идеального
рыцаря Роланда, погибшего в бою за христианскую веру. В Германии результатом поэтической переработки старинных героических песен стала эпопея «Песнь о Нибелунгах». Среди кельтских
сказаний выделяется поэма о рыцаре Парцифале (Парсифале), отправившемся на поиски Святого Грааля — чаши с кровью распятого Спасителя.
Обратим внимание: при всей несхожести сюжетов, в европейском эпосе разных народов много общего. В нем превозносились смелость, преданность долгу, бескорыстное служение родине и сюзерену, способность отдать жизнь во имя идеи. В поэмах причудливо переплелись реальные исторические события, картины рыцарского и придворного быта и фантастические образы, почерпнутые из народных преданий.
Рыцарь, закованный в латы, тяжелым ударом разящий врага, — далеко не единственный герой средневековой литературы. С ростом городов и развитием светской замковой культуры все большее значение приобретает любовная рыцарская поэзия , получившая название куртуазной (что означает придворной); в ней воспевается Прекрасная Дама, которой поклонялся рыцарь. Ради возлюбленной он совершал подвиги, с ее именем на устах сражался на военных турнирах. Ей же посвящал свои песни и стихи, воспевая красоту и добродетели избранницы (обычно знатной дамы или даже королевы).
Поразительно, что изысканная куртуазная поэзия зародилась в среде рыцарей, еще совсем недавно невежественных вояк, круг интересов которых не выходил за пределы быта, оружия, крестовых походов.
Превращению грубых крестоносцев в придворных аристократов способствовала новая система воспитания: молодых людей стали обучать не только военному делу, но и красивой и правильной речи, стихотворному искусству, танцам, игре на музыкальных инструментах, обходительным манерам и правилам хорошего тона. Все это и составило куртуазность, сложившуюся в XI в.
Средневековые барды — трубадуры и труверы во Франции, менестрели в Англии, миннезингеры в Германии — создали лирическую поэзию, в которой царили идеальные, лишенные изъянов образы. Подлинной героиней этого искусства была куртуазная любовь — трепетное обожание, возвышенное, нередко тайное и лишенное взаимности чувство.
В любовном томлении по недосягаемому идеалу певцы куртуазности находили особую усладу, умножающую полноту жизни и дарящую вдохновение:
Коль не от сердца песнь идет,
Она не стоит ни гроша,
А сердце песни не споет,
Любви не зная совершенной.
Мои канцоны вдохновенны —
Любовью у меня горят
И сердце, и уста, и взгляд.
Бернарт де Вентадорн, трубадур из Прованса
В замковой среде получил развитие рыцарский средневековый роман ,
который нередко называют авантюрным. Одним из создателей этого поэтического жанра считается Кретьен де Труа (XII в.) — французский поэт, воспевший идеалы рыцарской нравственности. Действия его героев направлены на совершение подвига во имя личной славы: идя навстречу приключению (авантюре), идеальный рыцарь попадает во всевозможные передряги и любовные истории, сохраняя верность даме сердца. Обязательный элемент рыцарского романа — фантастика,сверхъестественные, необычные ситуации, возвышающие рыцарскую среду над обыденной жизнью простых людей. Одним из самых прославленных произведений средневековой литературы является роман «Тристан и Изольда». В его основе — кельтское сказание о трагической любви рыцаря Тристана и королевы Изольды. Пагубная страсть молодых людей перерастает в романе в конфликт между чувством и долгом.
Особую область средневекового искусства составляет латинская поэзия вагантов. Ваганты — «бродячие люди», озорные школяры,странствовавшие из одного университетского городка в другой. Их поэзия изначально противостояла куртуазной манерности, тонкому аристократизму. Ваганты без всякого жеманства прославляли человечность и доброту, честную бедность, свободу от власти денег:
Жизнь на свете хороша,
коль душа свободна,
а свободная душа
Господу угодна.
«Орден вагантов». Неизвестный автор.
Перевод Л.В. Гинзбурга
Итак, в средневековом искусстве Европы сложились две ветви христианской традиции. Первая, рожденная в Византии, не получив широкого развития в странах Западной и Восточной Европы, обрела
новую жизнь в художественной культуре православной Руси. Вторая, состоявшаяся в католическом христианском мире, набирала силу в храмовом и светском искусстве европейского Средневековья. Предваряя идеалы будущего, европейские мастера открыли в художественных образах не только мир Божий, но и мир людской и устремились далее, по пути познания безграничных возможностей человеческой личности, к эпохе Возрождения.