Употребление иноязычных слов
Упражнение 335. Замените, где нужно, иноязычные слова
русскими.
1. В сочинении ученика много дефектов. 2. Школьная
футбольная команда потерпела фиаско. 3. На вечере
самодеятельности превалировали вокальные номера. 4. В
коридоре висит анонс, информирующий о предстоя-
щем собрании. 5. После долгих дебатов договорились
назначить прогулку на ближайшее воскресенье. 6. Оне-
гин и Ленский отличались контрастирующими чертами
характера. 7. Во время интервала между двумя уроками в
класс вошел директор школы. 8. Докладчик предложил
сделать акцент на физкультурную работу. 9. После инци-
дента со словом «гусак» ссора между Иваном Иванови-
чем и Иваном Нйкифоровичем достигла кульминаци-
онного пункта. 10. Хозяин решил презентовать своему
гостю старые часы.
ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Упражнение 336. Выберите один из заключенных в скобки
вариантов в соответствии с нормативным употреблением грам-
матического р о д а имен существительных.
1. После обеда мы обычно пили (черный — черное)
кофе1.2. Покупатель попросил дать ему примерить (пра-
вым туфель — правую туфлю) 2. 3. (Читальный зал —
читальная зала) библиотеки всегда (переполнен — пере-
полнена) учащейся молодежью 3. 4. В (табеле — табели)
отмечается выполненная членами бригады работа 4.
5. Крыша сарая была покрыта (толем ~- толью) 5. 6. В
магазине продается (яблочная повидла — яблочное повид-
ло) 6. 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку — широ-
кой просеке) 7. 8. Лицо женщины было покрыто (траур-
ным вуалем — траурной вуалью)1. 9. Стрелочник вовре-
мя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс —
правая рельса) 5. 10. Кому приятно, чтобы ему наступи-
ли на (любимый — любимую) мозоль 7?
Упражнение 337. Выберите один из заключенных в скобки
вариантов в соответствии с нормативным употреблением фор-
мы п а д е ж а имен существительных.
1. Роль Раневской в {«Вишневом саду»—«Вишневом
саде») А. П. Чехова исполняла в свое время артистка
Книппер-Чехова 8. 2. Мичурин творчески переработал
многое из того, что было создано (Дарвином — Дарви-
ным) 9. 3. В галантерейном магазине был большой выбор
чулок и (носок — носков) 10. 4. Лучше всего астрономы
1 Цифра здесь и в дальнейшем указывает на пояснения, при-
ложенные для справок в конце раздела.
наблюдают (Марса — Марс) во время его противо-
стояния, когда он находится на самом близком рассто-
янии от Земли J1. 5. Фруктовый сад раскинулся на тер-
ритории свыше ста (гектаров — гектар) 10.6. В реконст-
руированном (цеху — цехе) завода было новейшее обо-
рудование 12. 7. Работа должна быть закончена к первому
(августу — августа) 13. 8. В продажу поступила первая
партия ранних (помидор — помидоров) 10. 9. По завеща-
нию наследство было разделено на несколько равных
(доль — долей) 10. 10. Чтобы разделить дробь на дробь,
нужно (числитель — числителя) первой дроби помно-
жить на (знаменатель — знаменателя) второй, а (знаме-
натель — знаменателя) первой — на (числитель — чис-
лителя) второй 14.
Упражнение 338. Выберите один из заключенных в скобки
вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм
ч и с л а имен существительных.
1. В романе «Мать» А. М. Горький создал образы
революционеров, принадлежащих к (различным соци-
альным средам — различной социальной среде) 15. 2. От-
клонения от литературной нормы наблюдаются в (ре-
чах — речи) школьников даже старших классов 16.
3. Партизаны нередко попадали в (окружения — окру-
жение), но благодаря находчивости и присутствию духа
вырывались из кольца неприятельских войск17.4. Почти
все (цеха — цехи) завода систематически перевыполня-
ют производственные планы18. 5. Нужно воспитывать у
молодежи (правильное отношение — правильные отноше-
ния) к явлениям окружающей действительности 17.
6. Передовые учителя школ района успешно проводят
обмен (опытом — опытами) учебно-воспитательной
работы19. 7. Колхозы используют (трактора — тракто-
ры) ближайшей РТС 18. 8. Родина высоко ценит своих
(сыновей — сынов) и дочерей 18. 9. Гармонист еще шире
раздвинул красные (меха — мехи) своей гармони 18.
10. Опытные (шофера — шоферы) уверенно вели маши-
ны по горным дорогам, почти не убавляя скорости на
поворотах 18.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Упражнение 339. Выберите один из заключенных в скобки
вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм
имен прилагательных.
1. Ученик был (способный — способен) к математи-
ке 20. 2. У. миллионов молодых людей нашей страны чу-
десное сегодня и (более светлое — еще более светлое)
завтра 21. 3. Подобный ответ (бессмыслен — бессмысле-
нен) 22. 4. У мальчика появились и (худшие — более худ-
шие) привычки 23. 5. Второй прыжок был (ловчее — лов-
че), чем первый 24. 6. Дверь (низкая — низка) для такой
высокой комнаты 20. 7. Небо сегодня удивительно голу-
бое и (полно — полное) какой-то особенной прозрачно-
сти 25. 8. Партия была отложена в (лучшем — более луч-
шем) положении для белых 23. 9. Герой рассказа —
ученик ремесленного училища. Он всегда (подтянутый —
подтянут), всегда (одетый — одет) по форме, (куль-
турный — культурен) в обращении 20. 10. Кто (ответ-
ствен — ответственен) за проведение вечера само-
деятельности 22?