Вопрос 3: Историческое развитие представлений про культуру. Эпоха Античности

Вопрос 2. Предмет культурологи и его роль в системе гуманитарных наук.

Культурология– это гуманитарная наука, которая занимается исследованием различных явлений и законов культуры. Сформировалась эта наука в XX в. Понятие ввел Лесли Уыйт в 30г. 20 в.

Существует несколько версий данной науки.

1. Эволюционная, т. е. в процессе исторического развития. Ее сторонником был английский философ Э. Тейлор.

2. Неэволюционная, основанная на воспитании. Английская писательница Айрис Мердок (1919–1999).

3. Структуралистическая, к ней относится деятельность любого вида. Сторонник – французский философ, Мишель Поль Фуко (1926–1984).

4. Функциональная, британский антрополог и культуролог Малиновский (1884–1942).

5. Игровая. Нидерландский историк и философ-идеалист Йохан Хейзинга (1872–1945) видел основу культуры в игре, а игру как высшую сущность человека.

Синергетическая.

7. Диалогическая, русский философ Бахтин (1895–1975).

Нет конкретных границ между культурологией и родственной ей философией культуры. Но все же это разные науки, поскольку философия культуры в отличие от культурологии занимается поиском сверхопытных начал культуры.

Помимо этих гуманитарных наук, существует еще целый ряд других, которые основаны именно на культуре: этнографию, социологию, культурную антропологию, морфологию культуры, психологию, историю.

Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий. Культурология как наука обладает законами: 1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект. Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний): 1. Контекстный анализ. 2. Ассоциативный анализ. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах. В отличии от философии, культурология апирирует не только абстрактными понятиями но прежде всего артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримые памятники культурного творчества так и процессы происходящие в той или иной культуре. Таким образом культурология стоит между философией и аперирущими наиболее общими понятиями науками изучающими конкретные процессы социальной действительности: социология, политология

В качествеобъекта исследованиямир искусственных порядков (вещей, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т. п.).

Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Тэйлор ввел термин культурология Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика И. Г. Гердера и Г. В. Ф. Гегеля .Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании. Задача культурологи – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологи есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологи является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

На современной стадии своего развития культурология представляет собой систему наук, в которой принято выделять два уровня: фундаментальный и прикладной. Предметом фундаментальной культурологии является исследование общих закономерностей функционирования и развития культурных процессов. Прикладная культурология исследует, планирует и разрабатывает методику прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной и культурной политики.

В практике фундаментальных теоретических исследований оформились три основных раздела:

Социальная культурология, исследующая социально-культурные процессы и явления в целом.На данном уровне исследования выясняется, каким образом можно познать культуру, как систематизировать знания о ней, построить теоретические ее модели и каким образом применить полученное знание в управлении социальными процессами.

Психология культуры изучает проблемы личности как творца и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурализации личности, генезис человеческой индивидуальности в пространстве культуры.

Культурная семантика исследует культурные явления и процессы.

Предмет исследования во всех перечисленных разделах культурологии остается единым: социально-интегрирующие, ценностно-нормативные, регулятивно-коммуникативные и социально-воспроизводственные механизмы организации совместной жизнедеятельности людей.

Вопрос 3: Историческое развитие представлений про культуру. Эпоха Античности.

Несмотря на то, что культурология - это молодая наука, находящаяся в стадии становления, она оперирует богатейшим фактическим материалом в области истории и теории культуры, накопленным многовековой европейской традицией анализа культуры. Античные представления о культуре. Появление понятия "культура" относят к римской античности, к работе Цицерона "Тускуланские беседы" (45 г. до н.э.). Культура понимается прежде всего как возделывание, обработка, уход. Но объектом такого ухода может быть не только земля (как считалось до сих пор), но и сам человек. Цицерон считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает землю. Историческим оправданием и смыслом культуры он считал воспитание в человеке способности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу.

Античное понимание культуры - гуманистично, в его основе лежит идеал человека (для античности - это человек-гражданин, человек-воин, человек, способный наслаждаться прекрасным). Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также как характер усвоения этих норм (культурных ценностей).

В силу таких представлений первым значением термина "культура" стало отождествление его с воспитанием и образованием.

Древним грекам представлялось, что сами боги стояли на страже этих порядков, поэтому в понятие "культура" входило и благочестие, необходимость участия в религиозном культе, в поклонении богам.

Поскольку античный человек еще не терял своего единства с природой, ему было присуще четкое осознание космического порядка, воспринимаемого им как закон. Культурный человек воспринимал свою жизнь в полисе как естественное продолжение этого природного порядка. Для греков было близко понятие вечности, в истории они видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, вне зависимости от специфики общества, что приводило к циклической схеме развития истории и культуры (золотой век - серебряный - медный - железный). Золотой век в такой модели находился в прошлом, поэтому для античного мировоззрения характерна обращенность в прошлое, считающееся идеалом, современные же состояния истории и культуры - лишь определенные степени отклонения от него. Максимальное отклонение железного века должно привести к кризису культуры, который через потрясения и катаклизмы вернет общество в золотой век, после чего начнется новый цикл развития.

В период античности понятие "культура" было тесно связано с понятиями "гуманизм" и "цивилизация". Первое из них означало человеческий, человечный, второе- гражданский, общественный, государственный. Цивилизация противопоставлялась варварству как более низкой ступени культурного развития. Известный римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг.) в качестве главных признаков цивилизации выделяет:

- высокий уровень материального состояния;

- возникновение государства;

- появление письменности.

Слово античность происходит от лат. antiguus - древнее. Античность представляет собой образец, эталон, модель и классику для европейской культуры.

Периодизация

Этапы: Греция

1. Крито-микенская

2. Гомеровская

3. Архаика

4. Классический

5. Упадок

6. Эллинизм

4. Второй империи

5. Христианство

Этапы: Рим

1. Этрусская

2. Ранней империи

3. Республики

Крито-микенская культура. (Остров Крит и город Микены – рубеж 111 – 11 тыс. до 1200г. до н.э.) Критская культура складывается вокруг дворцов. Игры с быками. Почитание Великой богини, теократия.

Гомеровский период. (1200г. до н.э. – первая половина 8 века до н.э.) Бесписьменная эпоха. Судить о нем мы можем лишь по поэмам Гомера.

Архаика.(8-6в. до н.э.) Появление письменности заимствованной у финикийцев. Великая колонизация. Заимствование у окружающих народов различных знаний. Появляются понятия «Эллины» и «Эллада», охватывающие весь греческий мир в целом. Возникновение общегреческих святилищ – единый пантеон богов. Олимпийские Игры посвященные Зевсу. Появление философии. Пифагор и пифагорейцы стали основой всего число и числовые отношения.

Классический период. Центром культуры становятся Афины. Появление софистов. Сократ. Появление театра: комедия и трагедия. Эсхил: «Прометей прикованный». Геродот, Фукидид .

Эпоха кризиса. (4в. до н.э.) кризис полиса, проявившийся еще в эпоху Пелопонесской войны между Спартой и Афинами, которые потерпели поражение. Появляется философия киников. Антисфен и Диоген, Платон и Аристотель. Появление литературы. Ораторское искусство.

Эпоха эллинизма. Данный период связан с походом А. Македонского. Происходит распространение греческой культуры. Появление ряда эллинистических государств после распада империи. Деятельность Архимеда, Евклида. В искусстве господствует эклектизм. Культуру захватывает идея реставрации: переписывались, собирались и переиздавались все произведения классической древности, к ним составлялись комментарии.

Наши рекомендации