Развитие риторических традиций в России
Особенности возникновения русского красноречия и русской риторики, определившие русскую риторическую традицию. Возникновение русской словесности – возникновение русской гомилетики («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (ХII в.). Развитие гомилетики (торжественное и учительное красноречие, проповедь) в отсутствии ораторики. Появление элементов ораторики в ХVI в. (переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Книга на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого). Первый учебник «Риторика» (1620 г.): изложение принципов и приемов ораторского искусства в четырех родах речи – учебной, совещательной, хвалебной, судебной. Роль М. В. Ломоносова в развитии и становлении русской риторики. Значение работ И. С. Рижского («Риторика», 1796 г.) и М. Н. Сперанского («Правила высшего красноречия», 1844 г.) в развитии риторических традиций в России. Развитие риторики
в ХХ в. и в настоящее время (работы В. В. Виноградова, С. П. Обнорского,
Ю. В. Рождественского, Г. Г. Хазагерова и др.).
Раздел II. Аппарат риторики
Тема 4. Инвенция
Замысел речи. Предмет и тема речи. Тезис и проблема. Цель речи. Анализ аудитории. Стратегия убеждения.
Разработка теории доказательств. Система доказательств в риторике. Их деление на естественные и искусственные, аргументы к логосу (логические доказательства); пафосу (доводы к чувствам слушателей) и этосу (апелляция к этическим нормам).
Естественные доказательства. Важность характеристики источника доказательств. Безупречность естественных доказательств в фактическом плане и уязвимость в психологическом.
Искусственные доказательства. Логические доказательства. Построение доказательств на основе дедукции, индукции; рассуждения с дефиницией как особый вид логических доказательств. Логические уловки.
Доводы к пафосу.Угрозы и обещания. Иные случаи использования доводов к пафосу. Необходимость тщательного отбора узнаваемых ситуаций (фреймов) с целью активизации эмоциональной памяти слушателей. Необходимость строгого соответствия языкового выражения аргументов пафосу речи говорящего.
Доводы к этосу. Доводы к сопереживанию и доводы к отвержению.
Ссылка на авторитеты (или доводы к доверию и доводы к недоверию) как средство усиления (или ослабления) логических, этических и эмоциональных доказательств.
Общие места. Два понимания этого термина:
1) некие очевидные истины, штампы, на которые ссылается оратор либо явно, либо опираясь на них как на распространенные представления (близко к этическим доводам);
2) поиски доводов через тематическое членение действительности. Предложенное Аристотелем деление на четыре темы, предполагающие развитие:
- то, что произошло, и то, чего не было;
- то, что будет, и то, чего не будет;
- то, что может или не может (должно или не должно) произойти;
- мера существующих вещей.
Тема 5. Диспозиция
Диспозиция как теория риторической композиции устных и письменных текстов. Развитие современной риторикой классических положений: рассмотрение композиции не с точки зрения выделения неких речевых блоков (вступление, опровержение аргументов противника и пр.), а под углом умения выделить главное и тем облегчить восприятие речи.
Три подхода к композиции речи. Достижения современной риторики – теория выдвижения; теория расположения доводов; теория частей ораторской речи.
Принцип выдвижения. Отмеченные позиции. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения. Схемы выдвижения: конвергенция, градация, обманутое ожидание.
Композиция с точки зрения расположения доводов. Доверие аудитории к личности оратора и его позиции, связь коммуникативных установок оратора и аудитории с выбором определенной композиционной схемы. Три композиционные схемы: амплифицирующая (от лат. amplificatio– расширение), ее связь с традициями русской риторики; шоковая; стратегия маневра.
Композиция с точки зрения частей ораторской речи. Восемь классических частей ораторской речи (римская риторика: Квинтилиан), их значение: обращение (зачин), именование темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.
Тема 6.Элокуция
Значительная степень разработанности элокуции как части риторического учения. Фигуры и тропы (особые словесные приемы, усиливающие изобразительность и выразительность речи и делающие ее убедительной за счет речевой формы) – предмет элокуции.
Принцип усиления выразительности и изобразительности
Выразительность как коммуникативное качество речи. Выразительность – способность речи привлекать к себе внимание, а также удерживать его. Связь выразительности с выдвижением. Изобразительность речи – ее наглядность. Средства усиления изобразительности (специальные: сравнения, фигуры и тропы речи, и неспециальные: атрибутизация – развертывание предложения, распространение его прилагательными и наречиями, и гипонимизация – использование слов более частного значения).
Фигуры речи
Фигуры речи – необычные, нестандартные обороты речи, придающие речи особую выразительность и изобразительность.
Фигуры прибавления. Неупорядоченный повтор. Лексический повтор, многосоюзие, морфемный повтор, синтаксический параллелизм, период. Общее структурное свойство фигур прибавления и их значение в плане усиления изобразительности речи. Упорядоченный повтор: анафора, эпифора, стык, кольцо и др. Свойство фигур прибавления – регулирование пафосности и торжественности выступления, диктующее требование осторожности в их использовании.
Фигуры убавления. Эллипсис, бессоюзие, умолчание и др. Общее структурное свойство фигур убавления и прибавления и их значение в плане усиления изобразительности речи.
Фигуры размещения. Инверсии. Разрывы и вставки (парцелляция, парентеза). Особенность фигур прибавления и их значение в плане усиления изобразительности речи.
Тропы речи
Тропы речи – слова или обороты, употребленные в переносном смысле.
Тропы сходства: метафора и ее виды (сравнение). Развертывание метафоры (уподобление сразу по нескольким признакам). Подхватывание метафоры.
Тропы смежности, контраста и тождества: метонимия, синекдоха; антифразис, гипербола, перифразис, литота, антономазия.
Грамматические тропы. Понятие грамматического тропа. Переносное употребление форм множественного числа. Переносное употребление форм времени и наклонения. Отклонение в формах рода. Риторический вопрос. Отличие риторического вопроса от гипофоры (вопроса к самому себе).
Фигуры мысли
Понятие фигуры мысли. Амплификации – риторические средства, связанные со смысловыми приращениями. Два рода амплификаций: фигуры, основанные на избыточном выражении (плеоназм и его разновидности), и фигуры, основанные на контрасте (антитеза и ее виды; коррекция и градация).
Звуковая сторона речи
Способность звуковых фигур усиливать ясность речи. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание, словесная инструментовка. Каламбур. Шутка в ораторской речи.