Из истории пчеловодства

1. Развитие пчеловодства.

Древний человек довольно широко употреблял мед в пищу, добывая его из обнаруженных гнезд диких пчел. Это подтверждается многочисленными историческими свидетельствами, например, частичками воска на черенках керамической посуды.

Наиболее достоверны в этом отношении наскальные изображения древних охотников за медом. Самые ранние из них нарисованы более 10 тыс. лет назад.

Впервые фрески на пчеловодную тематику были обнаружены в Валенсии и в Альбесете, удаленных одна от другой провинциях Испании. В обоих случаях первобытный художник, применяя окраску из желтой охры, буро-красного железняка растертых с оливковым маслом, изобразил на серых пещерных стенах охотников за медом, отважно взбирающихся по лианам к расположенным на отвесных утесах пчелиным гнездам.

Но более всего интересно то, что когда в 1921 году была открыта фреска в Паучьей пещере, крестьяне Валенсии добывали мед таким же способом, как их предшественники в тех же местах 10 тыс. лет назад.

Изображения охотников за медом и вьющихся вокруг них потревоженных пчел открыты в Египте, Индии, Италии, Германии. Сквозь толщу веков дошли до нас и письменные свидетельства о занятии человека пчеловодством.

В древнейшем памятнике индийской литературы "Веды", повествующем о событиях 5-7 тысячелетней давности, о меде говорится как о хорошо известном продукте питания. Он входил в рацион многих племен еще в каменном веке и добывался везде, где обитал человек.

Прошли века, накопился опыт и человек приручил пчелу, т.е. перешел к культурной форме пчеловодства, которое постепенно распространилась в Египте, Ассирии, Индии, Греции, Риме.

В древнем Египте, например, население разводило пчел уже около 6 тысяч лет назад. Египтяне хорошо знали и кочевое пчеловодство. На специально оборудованных плотах они еще за 2 тыс. лет до нашей эры перевозили улья в медоносные районы Верхнего Нила, где медоносы зацветали на полтора месяца раньше, а по окончании медосбора тем же путем возвращались домой ко времени главного взятка. О количестве собранного меда они безошибочно судили по специальным отметкам, фиксирующим погружение плотов в воду.

В Европе кочевое пчеловодство не было известно, т.к. здесь оно вплотную до XX в. носило преимущественно лесной характер.

В Египте были распространены три вида ульев – плетенные из гибких прутьев, керамические в виде горшков и трубчатые, тоже изготовленные из обожженной глины.

Почитание пчел у египтян было возведено до уровня обоготворения. Их изображения украшали обелиски и гробницы фараонов, помещались в качестве символа покорности на прошениях. Объединив Верхний и Нижний Египет в одну державу, царь Минос утвердил для каждого из них эмблему. В Нижнем Египте ею стала пчела.

На Среднем Востоке мед получен 5 тыс. лет назад в керамических и соломенных ульях.

Небывалого расцвета достигло пчеловодство в Ассирии. В искусстве обращения с пчелами ассирийцы превзошли многие современные им народы. Как следует из исторических источников, им был известен утраченный позже звуковой способ руководства пчелами. Они могли, например, при помощи звука определенного тембра и силы принудить рой покинуть улей и по команде снова вернутся в него.

Много лет спустя Виргилий отмечал, что вылетевший рой можно посадить игрою на цимбалах. Современные эксперименты показали, что при звуке частотою в 600 Гц пчелы в неподвижности застывают на сотах.

В Афинах, куда пчел завезли египтяне, более 3 тыс. лет назад было 20 тыс. ульев. Черепки глиняных ульев, найденных на Агоре, центральной площади Афин, и на горе Гимет, недалеко от города, свидетельствуют, что древние греки интенсивно занимались пчеловодством в IV-III вв. до н.э.

Керамические улья, напоминающие конусообразные вазы с плоским дном размером 30х90 см, пчеловоды размещали в нишах толстых стен или укладывали на глиняном растворе в штабеля. Эти своеобразные батарейные пасеки накрывались общим навесом от дождя. По мере заполнения такого улья вощиной и медом его объем увеличивался путем присоединения одного, а при хорошем медосборе – и нескольких колец-приставок из обожженной глины высотою 10-15 см. Леток в виде полукруглой выемки находился в съемной крышке улья.

Широко было развито пчеловодство и в Древнем Риме. В окрестностях Вечного города существовало большое специализированное пчеловодческое хозяйство. О его размерах можно судить не только по обширным площадям, засевавшимся медоносами, но и по огромному для того времени налогу, который ежегодно вносили владельцы пасек в государственную казну.

С успехом занимались пчеловодством на Корсике – ежегодная дань свободолюбивых и гордых островитян Риму составляла 20 000 фунтов меда и воска.

Так что в античном мире мед - хорошо известный и распространенный продукт.

Именно в это время достигнутый уровень письменности и культуры позволил теоретически осмыслить и обобщить накопленный опыт. Возникает пчеловодческая литература. Величайший мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был не менее великим естествоиспытателем. В своем 10-ти томном труде "История животных" он одним из первых подробно описал распределение труда в пчелиной семье, заболевания пчел, их врагов и т.д. Насколько скрупулезным, в лучшем значении этого слова, исследователем был Аристотель, можно судить по его описанию прополиса – пчелиного клея. В зависимости от цвета, запаха, вязкости и назначения он подразделял этот продукт жизнедеятельности пчел на 3 вида: конизис – используемый пчелами для сужения летков, митис - для смазки "внутренних краев улья перед входом" и писсокерос – для покрытия внутренних стенок улья.

За разработку теоретических и практических вопросов пчеловодства благодарные потомки заслуженно увенчали Аристотеля почетным титулом "Солнце древнего пчеловодства".

О жизни этих трудолюбивых насекомых и лечебных свойствах продуктов пчеловодства писал выдающийся ученый и реформатор медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)

Вергилий (70-19 гг. до н.э.) был не только великим поэтом, но и большим любителем пчел. Четвертую книгу своих знаменитых "Георгик" он целиком посвятил пчеловодству. Это он, ознакомившись с жизнью пчел и убедившись в превалировании в пчелиной семье общественного начала, с удивлением воскликнул: "Так вы не для себя собираете мед, пчелы!"

Пчеловодство издавна было знакомо и древним славянам.

О содержании пчел в ульях в виде бочек писал в "Книге добрых дел" более тысячи лет назад арабский ученый Ибн Рустэ, а Ибн Даст, говоря о славянах, заметил еще в IX веке: "Из дерева они выделывают сосуды, в которых находятся у них и пчелы и мед".

Сравнительный анализ пчеловодческой терминологии показывает, что основное ее ядро своими этимологическими корнями восходит к общеславянскому единству.

Действительно, у всех восточных, западных и южных славян наиболее древний пласт пчеловодческой лексики (пчела, мед, матка, трутень, воск) одинаков. Возьмем, к примеру слово "воск". Русское - воск, белорусское – воск, украинское – bick, польское – wock, чешское – vock, славатское - wock, кашубское – wock, болгарское – восък, полабское – wask, македонское – восок, сербо-хорватское – восак, словенское – vosek и т.д.

А это значит, что пчеловодство возникло у славян в глубокой древности, во всяком случае ранее V-VII веков, когда, как известно, произошел распад общеславянского языкового единства.

2. От охоты за медом к бортничеству

Пристально наблюдая за привычками пчел, люди уловили некоторые биологические закономерности в их жизни. Так, открытие роения – вылета отделившегося от материнской семьи роя наткнуло человека на мысль заманивать вылетевшие рои сначала в находившиеся поблизости естественные, а затем и в выдолбленные в растущих деревьях дуплах.

Такой переход осуществился не сразу. Ему предшествовал длительный этап, в течении которого охота за медом перемежалась с первыми попытками сохранения пчел в натуральных дуплах. Становление бортничества носило эволюционный характер и захватило несколько столетий.

Чему только ни верил неграмотный человек, что только ни делал ради успеха. Стоя лицом к лицу перед пчелиным роем, таинственным и непонятным, многие загадки которого не разгаданы до настоящего времени, он одновременно и восхищался и терялся.

Интуитивно постигая повадки неутомимых тружеников и сопоставляя свои наблюдения с опытом предков, он эмпирически, буквально на ощупь приходил к рациональным приемам ухода за пчелами. Но понимание биологических процессов, происходящих в пчелиной семье, оставалось для него тайной за семью замками. Он знал, что надо делать, но не всегда мог объяснить свои действия. Это оставляло большой простор для возникновения самых фантастических представлений, различных суеверий и предрассудков.

Оформление бортничества в самостоятельный вид хозяйственной деятельности человека завершилось еще до перехода к земледелию или непосредственно предшествовало ему. Так было у многих народов, освоивших земледелие сравнительно позже.

Как свидетельствует "Книга Большому чертежу", башкиры в 1627 г. еще не обрабатывали земли, но успешно занимались бортевым пчеловодством: "а кормит их мед, зверь, рыба, а пашни не имеют".

Как самостоятельный вид пчеловодческого промысла бортничество прошло в своем развитии три основных этапа:

1) охрана и уход за дикими пчелами, которые сами поселились в естественных дуплах;

2) содержание осаженных человеком роев заранее подготовленных естественных дуплах;

3) разведение и содержание пчел с специально выдолбленных дуплах, т.е. в бортях.

Наши рекомендации