Проверяемые безударные гласные в корне
ПОСТУПАЮЩИМ В ВУЗЫ
Д.Э.РОЗЕНТАЛЬ
СБОРНИК
УПРАЖНЕНИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
С диктантами
Москва
«ОНИКС 21 век»
«Мир и Образование»
УДК 811.161.1(075.3)
ББК81.2Рус-922
Р64
Подготовка текста
В. В. Ежова-Строителева
Розенталь Д. Э.
Р64 Сборник упражнений по русскому языку / Д. Э. Ро-
зенталь. — М.: ООО «Издательскийдом «ОНИКС 21 век»:
ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. —
448 с. — (Поступающим в вузы).
ISBN 5-329-01023-3 (ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»)
ISBN 5-94666-145-0 (ООО «Издательство «Мир и Образование»)
Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теоретические сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок.
Важным элементом пособия являются текстовые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каждого раздела.
Книга предназначена для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов
вузов.
УДК 811.161.1(075.3)
ББК 81.2Рус-922
ISBN 5-329-01023-3
(ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»)
ISBN 5-94666-145-0
(ООО «Издательство «Мир и Образование»)
© Розенталь Ю. Д., наследник, 2004
© ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век».
Оформление обложки, 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку.
Пособие состоит из четырех частей: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) стилистика и культура речи, 4) грамматический разбор. В первых двух разделах представлен обширный дидактический и справочный материал по правописанию. Третий раздел посвящен культуре речи, развитию умения выражать и правильно оформлять свои мысли. В четвертом разделе приведены задания аналитического характера, развивающие умение видеть структуру слова и фразы. Навыки грамматического раз-
бора в значительной степени способствуют грамотному письму и правильной речи.
Большинство правил и норм русского языка сформулированы в расчете на то, что говорящий или пишущий достаточно свободно умеет определять состав слова, грамматические признаки частей речи, структуру простых и сложных предложений.
Теоретические сведения в большинстве случаев представлены как материал для справок, поскольку предполагается, что учащиеся старших классов (и тем более абитуриенты) уже имеют базовую подготовку по школьному курсу русского языка.
Основу пособия составляют у п р а ж н е н и я . Наряду с упражнениями важнейшей частью пособия являются текстовые д и к т а н т ы обобщающего характера, помещенные, как правило, в конце каждого раздела. Эти тексты либо представляют
собой адаптированные отрывки из литературных произведений, либо составлены таким образом, чтобы с максимальной полнотой отразить повторяемые на данном этапе правила.
Содержание и структура данного пособия позволяют использовать его при подготовке как к письменному экзамену по русскому языку (в частности, к тестам), так и к устному, сдаваемому при поступлении на языковые специальности вузов.
Часть 1
ОРФОГРАФИЯ
Раздел 1
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Проверяемые безударные гласные в корне
В неударяемом слоге корня пишется та же гласная,
что и в соответствующем ударяемом слоге того же
или однокоренного слова: примерять (мерить)
платье — примирять (мир) противников.
I Безударные гласные о—а в корнях глаголов со-
вершенного вида нельзя проверять формами не-
совершенного вида на -ыватъ/-иватъ. Например:
опоздать — поздний, но не опаздывать.
1. Объясните написание выделенных слов.
1. Прежде чем начнёшь жарить блины, хорошо нака-
ли сковороду. 2. Осторожно наколи на бумагу выкройку.
3. Лектор спокойно обежал глазами присутствующих.
4. Даже сердясь на них, старший брат не обижал малень-
ких братьев. 5. Пастух отварил себе немного картофеля
и принялся за скудный ужин. 6. Приезжий быстро отво-
рил дверь и вошёл в комнату. 7. Волнуясь, молодой чело-
век всё время поправлял углы пристежного воротника.
8. Кучер покрикивал на пристяжного коня. 9. Бифштекс
оказался до того пересушенным, что я так и не прожевал
его. 10. Некоторое время назад в нашем городе проживал
известный художник. 11. На корме парохода развевался
какой-то незнакомый флаг. 12. Физически и духовно ре-
бёнок развивался очень быстро. 13. Пробираясь вперёд,
спасатели топорами разредили чащу леса. 14. Успешно
завершившиеся переговоры разрядили напряжённость
обстановки. 15. Прочно скрепите брёвна скобами, ведь
плот пойдёт по горной реке. 16. Идите без шума, не скри-
пите сапогами. 17. По свидетельству одного старожила,
раньше в этих местах дичи было больше. 18. Группа де-
ревенских ребят сторожила лошадей в ночном. 19. Он
готов был пойти на извинение, лишь бы оно не умаляло
его достоинства. 20. Выжженная земля, поникшие цве-
ты, засыхающие деревья — всё кругом умоляло о дожде.
2. Подберите проверочные слова, чтобы объяснить на-
писание безударной гласной в корне.
Долина, зарождение, испарение, обнажать, обога-
щаться, обстоятельство, объединение, оземь, озимь, оз-
наменование, поглощать, посвящение, просвещение,
раскалённый, слипаться, сокращение, соревнование,
увядать, угрожать, удаляться.
3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Месяц величаво поднялся на небо посв..тить доб-
рым людям и всему миру. (Г.) 2. В то время все науки
преподавались на латинском языке. (Черн.) 3. Влаж-
ный, промозглый воздух ещё не успел разр.-диться после
ночи и был тяжёл. (Ч.) 4. Маменька обв..ла удивлённы-
ми глазами свою комнату. (Ч,) 5. Она накинула на голо-
ву зелёный газ, обв..ла его концы вокруг шеи.(Бун.)
6. Всё поглощается бездонной тр..синой нашей жиз-
ни. (М. Г.) 7. Степь до самой зари не могла охладиться
от поглощённого за день жара. (Сер.) 8. По складу его
ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было
посвятить себя кабинетным занятиям. (Купр.) 9. Отец
подряжал деду в обращении с братьями, с мамой, со
мною. (Гл.) 10. Желтоватый снег опилок густо поро-
шил, нав..вая внизу сугроб. (Шишк.) 11. Толпа не пони-
мала, как это могло случиться, что столь быстро раз-
р..дилось общее гневное настроение. (Фурм.) 12. Лётчик
обл..котился о перила и смотрел, как разгорается
рассвет. (Пауст.)