Изменения в произношении на месте написанных «Е» и «Я»
1-Й ПРЕДУДАРНЫЙ слог и АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО СЛОВА снимают различие гласных «Е» и «Я», произносится одинаковый звук среднего ряда, верхнего подъема языка — укороченное «И-образное „Е"», в транскрипции «Ей». (В начале слова и после предшествующей гласной обязательна «Йотация».)
В СЛАБЫХ же слогах (как ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫХ, так и ЗА-УДАРНЫХ) — так называемая «мягкая беглость» —укороченный звук верхнесреднего подъема, переднего ряда, почти «И» безударное, в транскрипции — «Ь».
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
— На месте букв А и О после всегда мягких шипящих «Ч» и «Щ»
произносятся:
1) в 1-ОМ ПРЕДУДАРНОМ - «Ей»: (чалма) - «чЕилмА», (щавель) — «щЕивЕль»;
2) во всех слабых слогах «Ь» — «мягкая беглость» — (чаровница) — «чЬрАвнИцЪ», (скукотища) — «скукАтИщЬ».
— В некоторых заимствованных словах допускается, а иногда и подчеркнуто культивируется произношение безударного «О»: 6ОА, кАкАО, крЕдО, пОЭт, рАдиО и др. (всегда отмечено в словарях).
Нередко так же произносится «О» и в именах собственных ФлО-бЕр, ШОпЕн, БорнЕО. (В соответствии с современными нормами количество таких слов сокращается.)
— На месте же «Е» и «Я» после всегда твердых «Ж», «Ш» и «Ц»
произносятся:
1) в первом предударном «Эы» — (жена) — «жЭынА», (шесток) — «шЭыстОк», (цена) — «цЭынА».
2) во всех слабых слогах «Ъ», — твердая беглость — (женихи) — «жЪнихИ», (шевелюра) — «шЪвилЮрЪ», (целина) — «цЪлинА».
Практическую работу продолжим освоением редуцирования заударных гласных. Под контролем педагога студент уточняет стертую артикуляцию заударных.
Задание 11.Начинайте с чередования «А—Ъ», как наиболее яркого, затем «О—Ъ», в котором не только уменьшается раскрытие рта, но и снимается огубленность. Обратите внимание — в заударном положении нет ни «А», ни «О», ни «Е(Э)>>.
Как и в предыдущих заданиях, необходим самоконтроль с помощью зеркала.
Продолжаем тренинг с мячом.
Задание 12.Произнесите двусложные слова с ударением на первом слоге ( /-) — тип стихотворного размера «хорея», подбрасывая мяч вверх вместе с УДАРНЫМ слогом. ЗАУДАРНЫЙ слог тесно примыкает к первому, успевайте произнести редуцированный звук, пока
еще летит мяч. Для тренинга подберите слова со следующим расположением гласных звуков:
12.1. В ударном слоге А, в заударном — тоже лАмЪ —лама
12.2. В ударном слоге А, в заударном — О сАлЪ — сало
12.3. В ударном слоге О, в заударном — А рОзЪ — роза
12.4. В ударном слоге О, в заударном — тоже пОлнЪ — полно
Внимание должно быть направлено на то, что во всех предлагаемых вариантах В ЗАУДАРНЫХ слогах произносится один и тот же редуцированный звук — «Ъ» — твердая беглость.
Следите за тем, чтобы заударные гласные произносились совершенно одинаково, предельно коротко, со стертой (не лабиализованной) артикуляцией, с малым раскрытием рта.
Задание 13.Подобным же образом осваивайте слова того же ритмического рисунка (/-), но с МЯГКОЙ «Ь» беглостью в заударном слоге:
13.1. В ударном и заударном — Е мЕбЬль — мебель
13.2. В ударном и заударном — Я дЯдЬ — дядя
13.3. В ударном Е, в заударном — Я сЕмЬ — семя
13.4. В ударном Я, в заударном — Е вЯнЬт — вянет
Задание 14.Так же, т. е. с одним подбросом мяча на первом, ударном слоге, произносите и трехсложные слова (/--), так сказать, «дактилического» типа, как с твердой, так и с мягкой редукцией, — и редко, но все же встречающиеся четырехсложные (гипердактилические или «пеон 1-ый»).
Поскольку РЕДУКЦИЯ (изменение и ослабление) заударных касается только гласной, — только здесь изменяется, сглаживается артикуляция, надо следить за точной дыхательной «поддержкой» конечных согласных и четкой работой языка и губ. Включайте в тренинг слова, заканчивающиеся двумя и более согласными звуками.
Задание 15.Произносите слова с несколькими согласными на конце, подбрасывая мяч. Продолжаем закрепление воспитываемого навыка:
Задание 16.При произнесении односложных слов на каждом из них делайте попеременные шаги то одной, то другой ногой. Слово — шаг, следующее — еще один.
— Так же, т. е. делая шаги на ударном гласном, — произносите слова с одним заударным слогом ( /-). Слово произносится коротко, на ОДНОМ движении.
— Так же (с ОДНИМ шагом)произносятся трехсложные (/--)
— и четырехсложные (/---) слова.
Задание 17.Слова того же ритмического рисунка, в той же очередности возрастания сложности, произносите, соединив подбрасывание мяча с шагами на ударном слоге. Начинайте с (/-), затем переходите к (/--), далее — (/---)...
По экспериментальным наблюдениям профессора Л. В. Щербы («Русские гласные в качественном и количественном отношении». СПб., 1912. С. 148), в русском произношении ударный гласный, при прочих равных условиях, требует примерно в 1,5 раза больше времени, чем неударный.
В предлагаемом далее тренинге мы принимаем УДАРНЫЙ слог за условную единицу звучания для данного конкретного слова, произносимого в данном конкретном темпе речи. В соотношении с ним — 1-Й ПРЕДУДАРНЫЙ (и тождественное ему АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО слова) — половина, а ВСЕ СЛАБЫЕ — только четверти.
Мы позволили себе несколько усреднить временные интервалы в соответствии с тремя типами слогов, не обладая экспериментальной базой и в отсутствие возможности регистрировать точную длину гласных в потоке речи. Однако мы убеждены, что предлагаемого нами в тренинге соотношения сильных, ослабленных и слабых слогов достаточно для построения результативного речевого тренинга
актеров.
Предыдущие упражнения направлены на закрепление навыка ощущения и соблюдения относительной долготы ударного гласного в его полной, нормативной артикуляции, повторяемости этого качества при определенном темпе речи.
Следующий этап позволяет нам перейти к словесному материалу, более разнообразному в ритмическом отношении.
Предлагаем подобрать слова, содержащие 1-й ПРЕДУДАРНЫЙ СЛОГ (--/), второй — УДАРНЫЙ. Гласный звук этого слога занимает промежуточное положение между сильным и долгим УДАРНЫМ и СЛАБЫМИ, РЕДУЦИРОВАННЫМИ слогами. Т. е. по долготе он вполовину короче, чем УДАРНЫЙ.
Для овладения нормативной, но меняющейся долготой гласных звуков в слогах двух типов пользуемся следующим приемом.
Начинаем с быстрого, короткого, легкого, совершаемого почти в горизонтальной плоскости переброса, почти «переката» мяча из одной руки в другую. Переброс сопровождает 1-Й ПРЕДУДАРНЫЙ слог, и сразу же, без паузы, на УДАРНОМ слоге мяч взлетает верти-
кально вверх. Важно, чтобы руки не были на расстоянии более 20— 25 см одна от другой, тогда сокращение гласного 1-го ПРЕДУДАРНОГО слога происходит само собой, совершенно естественно отличаясь от УДАРНОГО слога, на котором мы подбрасываем мяч вверх.
Задание 18.Произнесите тренировочные слова предлагаемой ритмической группы (-/) вместе с перебросом и подбросом мяча вверх. Добивайтесь, чтобы каждое слово звучало слитно, согласные были бы «приклеены» к гласным.
18.1. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А - короткое» ( в написании - А), во втором — «А ударное».
18.2. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А - короткое»( в написании - О), во втором — «Аударное».
18.3. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А - короткое» ( в написании-А), во втором — «О ударное».
18.4. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А - короткое» ( в написании-О), во втором — «О ударное».
18.5. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А- короткое» ( в написании -А), во втором — под ударением любые гласные.
18.6. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А- короткое»( в написании - О), во втором — под ударением любые гласные.
Задание 19.Подберите слова (-/), начинающиеся с безударного гласного «О» или «А», т. е. имеющие АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО СЛОВА. Фонетически это должны быть совершенно тождественные звуки по долготе и артикуляции.
Произносите, продолжая перебрасывать мяч, слова с гласными» А» и «О», объединяя их в пары:
АббАт — АбдАть (аббат-обдать), АрЕст — АрЕХ (арест-орех), АмбАр- АбмАн (амбар-обман)
и так далее. Добейтесь, чтобы в сходных фонемах гласные звучали одинаково.
Затем, в том же ритмическом рисунке работы с мячом, тренируйте слова с «Е» и «Я» в 1-ом ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ и АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА (--/). Произнося «Е, склоненное к И» (в на-
шей упрощенной транскрипции — «Ей»), не пропускайте йотацию в начале слова.
Закрепляем полученные результаты. К большому шагу с подбросом мяча на каждом УДАРНОМ слоге, в двусложных словах (--/) добавляем на 1-ОМ ПРЕДУДАРНОМ слоге (с коротким перебросом мяча в горизонтали) — короткий полушаг. (Иногда оказывается целесообразным для некоторых студентов освоить произнесение слов с шагами отдельно, лишь через некоторое время соединяя обе части тренинга вместе.)
Тренировочный материал этого этапа на определенном уровне освоения начинает звучать как схема «чистого» стихотворного размера ЯМБА.
Задание 20.Произносите слова из освоенных ранее заданий с мячом и в данном упражнении, в котором за короткими шагами — в слогах, так сказать, «половинных», 1-ОМ ПРЕДУДАРНОМ и в АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА следует большой шаг на УДАРНОМ. Соедините с перебросом и подбросом мяча.
Еще более сложный ритмический рисунок у начинающихся с безударного гласного (--/) слов. Как исключение, в двух слогах подряд произносятся «половинные» гласные — в АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА и в 1-ОМ ПРЕДУДАРНОМ. И, как исключение, произнося слова такого типа, перебросим мяч два раза в горизонтали, после чего бросаем его вверх.
Задание 21.Повторите предложенные слова с шагами (в этом случае укороченных шагов на половинных слогах — два!) — и сразу широкий — на УДАРНОМ. Соедините с перебросами мяча в горизон-тали(2 раза!) и подбросом его вверх.
Задание 22.Добавьте слова с ЗАУДАРНЫМ редуцированным сло-гом(—/-). (На ЗАУДАРНЫХ слогах подбросов мяча и шагов — НЕТ!)
Задание 23.Начав освоение ритмических рисунков со слов с более очевидными в артикуляционном отношении гласными А и О, дополните тренинг словами с иными гласными, меняющимися в безударных слогах лишь количественно.
Отработайте с мячом.
Отработайте с шагами.
Соедините оба вида помогающих движений.
Задание 24.Еще более сложного ощущения изменяющегося ритмического рисунка, а вслед за этим и эквивалента в движении — различных перебросов мяча и шагов — требуют слова, в которых при АБСОЛЮТНОМ начале слова есть и ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫЕ.
Задание 25.Произнесите предлагаемые слова,обращая внимание на то, что в слабых ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫХ слогах, так же, как и в заударных, — на месте редуцированных гласных — нет ни подброса мяча, ни шагов! Постарайтесь ощутить всем телом паузу, задержку, почти синкопу.
Задание 26.Дополните тренируемый материал словами соответствующего ритмического рисунка с иными гласными. Закрепите их верный ритмический рисунок усвоенными ранее способами.
Занимаясь так подробно гласными, необходимо уделить внимание сохранению йотации гласных — Ю — Ё — Я — Ев АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ слов и после гласных или разделительных ъ и ь.
Задание 27.Включите в тренинг слова с йотированными гласными. Обращайте внимание, что йотация сохраняется во всех типах слогов как в начале слова, так и после гласных или разделительных знаков. (Исключение — произнесение окончаний прилагательных и причастий -ИЕ, -ЫЕ как -ИИ, -ЫИ.). Ни на подброс мяча, ни на шаги йотация влияния не оказывает.
Почувствовав себя свободно в ритмической структуре слова с помощью мяча и шагов, отработав попеременно определенные ритмические рисунки, студент получает возможность перейти и к свободной речи. В разговорной речи, которую обычно моделирует драматургия, фразы состоят из слов различной длины. Особенно это становится очевидным при ритмическом анализе стихотворной речи. Пример «чистого» ямба, как и любого другого стихотворного размера, найти достаточно трудно. Одна-две, редко три строки подряд обходятся без добавления вспомогательных размеров — пиррихия и спондея. Это — прямое следствие многообразия слогового состава русских слов и подвижности, смещения ударения при построении фразы. В этом сложность, но в этом же и особая красота.
В освоении ритмических конструкций, в подборе тренировочного материала непременно обращаем внимание на слитное произношение предлогов и частиц (ПРОКЛИТИК) со значимыми, смыс-лоразличительными словами, что закреплено в русской речи даже ПЕРЕНОСОМ ударения с основы на частицу или предлог: зА спину,
нА поле, нЕ был. В звучащем потоке речи АБСОЛЮТНЫЕ проклитики сливаются с основным словом в одно фонетическое слово. (То же происходит и с ЭНКЛИТИКАМИ — односложными частицами, стоящими после слова, — они тоже сливаются в одну лексическую единицу. Однако ударение они не принимают — во всяком случае с такими примерами мы не столкнулись.)
Начиная готовить переход к авторскому, литературному тексту, в котором студент столкнется с постоянной сменой орфоэпического оформления каждого слова, предлагаем начать со стихотворной речи, подчиненной определенному ритму. (Однако надо быть готовыми к тому, что в русской поэзии «разновеликость» безударных слогов разных типов, как правило, не учитывается.) Для первых упражнений на смыслово-связанном речевом материале отлично подходит изредка встречающийся в русской поэзии XX века «БРАХИКОЛОН» — сверхкороткий, односложный стих. Примерами могут послужить приведенные ниже два сонета.
РОДИОН ИВАНОВ | ИЛЬЯ СЕЛЬВИНСКИИ |
ИСПАНСКИЙ СОНЕТ | СОНЕТ |
Звон | Дол |
Шпор... | Сед. |
Взор... | Шел |
Стон... | Дед- |
Дон | След |
Скор. | Вёл- |
— «Вор, | Брёл |
Вон!» | Вслед. |
Смял, | Вдруг |
Взял | Лук |
Честь! | Ввысь: |
Ждет | Трах! |
Месть... | Рысь |
Вот! | В прах. |
Задание 28.Прочтите стихи (И.Сельвинского, Вл. Ходасевича, Родиона Иванова, И.Баженова, С. Бирюкова или других авторов), написанных этим размером, подбрасывая мяч с каждым ударным гласным.
— Повторите, делая шаги.
— Соедините оба типа движений (при недостатке места шаги можно делать не только вперед, но и назад).
Задание 29.Выберите любое другое стихотворение, отметьте в нем места УДАРНЫХ и ПЕРВЫХ ПРЕДУДАРНЫХ слогов, прочтите, подбрасывая и перебрасывая мяч.
Прочтите, делая короткие шаги на ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ и большие на УДАРНОМ слоге. Прочтите, соединив броски мяча и шаги.
Задание 30.Произнесите любую авторскую фразу, сопровождая речь подбросами мяча и шагами, как в предыдущих упражнениях.
Русский национальный язык традиционно разделен или, пожалуй, точнее сказать, его составляют два наречия (наречиями называют самые крупные единицы диалектного членения, определяемые по языковым, культурным и историческим признакам разграничения говоров). Сегодня диалектологами подчеркивается, что множеству конкретных говоров противопоставлена строго определяемая по противоположным признакам оппозиция двух наречий русского языка — «севернорусского — южнорусского».
Одним из основных противопоставлений является различное произнесение в безударных слогах гласных — так называемые «оканье» и «аканье».
Артикуляционно это выражается в большем напряжении губ (ла-биализованности) безударных «О» при сохранении заднего ряда образования, т. е. участия приподнятой к заднему нёбу задней части спинки языка (севернорусское наречие). При сравнении с нормой орфоэпического оформления звуков — очевидна большая включенность артикуляционных мышц.
Южнорусское наречие провоцирует закрепощение нижней челюсти В ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ слоге с произнесением половинного, укороченного слога как редуцированного. В слабых же (как ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫХ, так и ЗАУДАРНЫХ слогах) наблюдается чрезмерное расслабление, так называемое «разваливание» гласных.
Нам представляется целесообразным при исправлении севернорусского говора акцентировать освобождение, расслабление рото-
вых, губных и челюстных мышц, подчеркивать естественное для каждого студента расстояние между уголками рта (что характерно как для «А» ударного, «А-короткого», так и для «Ъ беглости — Ы-образно-го звука»). Полезно и дополнительное внимание к расслаблению корня языка, его распластанной позиции за зубами. При переходе к тренировочным словам и текстам предпочтение отдаем словам с «открытыми», т. е. с безударными гласными (без согласных), окончаниями.
Для южнорусского говора очень важно освоение ощущения двойного, по нарастанию меняющегося перехода от «А — короткого» к «Аударному», как в ЗАДАНИИ 6. С противопоставления этих звуков стоит начать, впоследствии переходя и к другим звукочередовани-ям. В тренинговом материале более полезны слова с закрытыми конечными безударными слогами, «захлопывающими» рот, особенно с губными согласными «П» (в написании может быть Б) и «М».
Эффективность предлагаемого нами тренинга проверялась в течение многих лет. К сожалению, год от года востребованность и актуальность методики возрастает. Методические приемы и материалы для тренировки продолжают совершенствоваться от курса к курсу.
В своей работе мы искали пути, способные облегчить студенту процесс овладения ритмической структурой звучащей русской речи. И, как нам кажется, нашли достаточно простой и результативный способ, требующий значительной личностной погруженности в процесс и активного отношения студента к своим проблемам.
КИМХЁН-А
аспирантка кафедры сценической речи