Глава 1. интертекстуальность
ВВЕДЕНИЕ
Интертекстуальность является основной чертой современной литературы.
Это явление присутствует в романах, пьесах и в других жанрах литературы.
Может иметь явную и скрытую формы. Термин «интертекстуальность» был введен ученицей Ролана Барта Юлией Кристевой, в 1967 году и затем стал одним из основных принципов постмодернистской литературы.
Интертекстуальность относительно новое явление. Теоретические работы, в которых изучалась интертекстуальность, появились в 70-тые годы. И именно тогда, этот феномен начинают рассматривать с точки зрения филологии и литературы. Из отечественных исследователей основными стали работы М.М.Бахтина. М.М.Бахтин в «Эстетике Словесного Творчества» (1979) писал, что человека можно изучать только через тексты, созданные или создаваемые им.
На основе интертекстуальности строят свои произведения многие современные английские писатели. Один из наиболее значительных - Стивен Джон Фрай (англ. Stephen John Fry) - английский писатель, актёр и драматург, известность которому принесли роли в британских комедийных телесериалах («Чёрная Гадюка», «Шоу Фрая и Лори» и «Дживс и Вустер»), бывших одними из многих работ творческого союза Фрая и Хью Лори. За пределами Великобритании Фрай знаком в основном по роли Оскара Уайльда в фильме «Уайльд» (1997). Помимо написания сценариев и текстов для телевидения, радио, кино и театров, Фрай является автором статей и ведущим колонок в нескольких газетах и журналах. Нам он интересен как писатель.
Один из его самых известных романов «Теннисные мячики небес», построен на интертекстуальности.
Актуальность данного исследования определяется двумя моментами. Во – первых, широким вниманием литературных критиков, филологов и литературоведов к творчеству Стивена Фрая. Во – вторых, интересом к художественному приему интертекстуальности как основе многих его произведений.
Современные литературоведы (М. Какутани и другие), занимающиеся анализом творчества С. Фрая, приходят к мнению, что у этого автора, творящего в эпоху постмодернизма, доминантой идиостиля можно назвать метафоричность и аллюзию. Специфика идиостиля С. Фрая анализировалась в работах О.В. Акимовой, М.С. Гебаревой, Д.Е. Яковлева, Г.А. Анджапаридзе.
Новизна работы заключается в том, что интертекстуальность представлена как компонент идиостиля автора. Новым является интертекстуальный анализ произведений Александра Дюма «Граф Монте – Кристо» и Стивена Фрая «Теннисные мячики небес».
Объектом данного исследования является интертекстуальность и интертекстуальная игра в современном постмодернистском романе.
Предметомисследования является интертекстуальная игра, как художественный прием в романе Стивена Фрая «Теннисные мячики небес».
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить художественные особенности интертекстуальной игры в романе «Теннисные мячики небес». В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «интертекстуальность» в художественной литературе;
- выделить разновидности интертекстуальности и интертекстуальной игры как художественного приема;
- дать общую характеристику постмодернистского романа;
- проанализировать интертекстуальную игру в романе Стивена Фрая
«Теннисные мячики небес».
Методологическойосновой работы служит комплексный подход, сочетающий традиционные и новые литературоведческие методы. Культурно – исторический и типологический подходы используются при определении понятия интертекстуальности в культурно – историческом и литературном контекстах. Структурный метод применяется при анализе интертекстуальной структуры романа в сочетании с методом тщательного прочтения. Также применяется интертекстуальный, рецепторный и психологический методы.
Теоретическаязначимость работы заключается в том, что она вносит определённый вклад в изучение вопросов, связанных с интертекстуальной игрой как основной стратегией литературы постмодернизма. Кроме того, теоретически значимым представляется выделение интертекстуальности в качестве важного компонента идиостиля.
Практическаяценность исследования состоит в том, что его теоретические положения и представленные результаты интертекстуального анализа могут быть использованы в курсах лингвистики текста, стилистики, интерпретации художественного текста, при написании курсовых работ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, её научная новизна, формулируется цель и задачи исследования, определяются методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В первом разделе анализируются различные концепции в теории интертекстуальности, определяются основные типы интертекстуальных элементов и их функции в художественном тексте, исследуется роль интертекстуальности в культуре постмодернизма.
Во втором разделе анализируется интертекстуальность как художественный прием, а также проводится анализ интертекстуальных связей в творчестве С. Фрая и Александра Дюма.
В заключении обобщаются основные результаты исследования и определяются перспективы дальнейшего изучения интертекстуальности как художественного приема.
ГЛАВА 1. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ