Вопрос №8. Проблема единства и многообразия культур
Если культуры непроницаемы, как утверждают многие культурфилософы, значит, они развиваются автономно. Следовательно, множество культурных миров складываются сами по себе и не устремляются в единое, культурное русло. Возможно, образцом для них окажется какая-то культура, обладающая наиболее значительным совокупным опытом? А может быть, родится некий культурный синтез. Данная проблематика выражена в оппозиции партикуляризма и универсализма. Партикуляризм - мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности. В качестве мировоззренческой основы партикуляризма выступает представление о стадиальности развития культур при несовпадении её этапов. Вот почему культуры «не слышат» друг друга. Они развиваются не параллельно. Эдуард Мейер (1855-1930). Утверждал, что культуры переживают периоды развития, кульминационного пункта расцвета, затем умирания и падения. По мнению Мейера, в древнем мире были такие великие культуры, по сравнению с которыми последующие времена представляют собой лишь возврат к прошлому. В античной философии оправдание партикуляризма находим у Платона. Так, в «Государстве» Платон саркастически восхваляет Афины за их стойкую ненависть к варварам. Варвары и рабы оценивались как представители иной культуры, чуждой господствующей. Другие народы, «варвары» не воспринимались как идентичные грекам. «Пайдейя» (образованность) мыслилась как родовой признак человечества, в лоно которого могли войти не все народы. С точки зрения идеи партикуляризма, не только сами культуры, но в целом культурные эпохи, представлялись как совершенно автономные, имеющие самостоятельное культурное ядро. Партикуляризм обосновывался тем, что в истории одновременно сосуществуют разные культуры, которые находятся на разных стадиях собственной летописи. На протяжении многих веков партикуляристское сознание противопоставляло Запад и Восток как совершенно обособленные миры. В отличие от сторонников универсализма, которые в многообразии видят преходящий момент, партикуляристы полагают, что целое всегда состоит из многообразия. Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» утверждал, что Россия и Европа принадлежат к различным историко-культурным типам. Он выдвинул свою теорию структуры и динамики «культурно-исторических типов» для того, чтобы объяснить гораздо более узкую проблему: почему Европа (Запад) враждебно относится к России? Эта враждебность сохранялась, несмотря на большие жертвы и услуги, которые Россия оказывала Европе. Причину он усматривает в том, что Россия и Европа принадлежат к различным историко-культурным типам. Европа - это поприще романо-германской цивилизации, которая была одной из нескольких великих цивилизаций в человеческой истории. Все народы Данилевский разделяет на три основных класса позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций, поскольку не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Данилевский видит причины враждебного отношения Европы к России и славянству в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двухсоставной - творческой в двух областях: политической и научной, то русско-славянсжя будет трех - или даже четырехсоставной - творческой в четырех областях: религиозной, научной. политико-экономической и эстетической.
Согласно Шпенглеру, культуры обладают внутренней герметичностью, они не слышат друг друга. Каждой культуре присущ строго индивидуальный способ видеть и познавать природу. У каждой культуры - своя специфическая природа, которой не может обладать в точно таком же виде человек другой культуры. Всемирная история - это иллюзия: созданная рационализмом. Культуры гибнут, не передавая ничего друг другу. Они лишены обшей связи и смысла. Универсализм - это мировоззренческая установка на культурный синтез, на «всемирность истории» на «схождение» культур. Сторонники данной концептуальной установки, несмотря на многообразие культур и культурных маршрутов, заинтересованы в постижении общей судьбы человечества убеждены в том, что в культурном «разнотравье» просматривается единая линия, провозвестие общечеловеческой культуры. 1) Универсализм тесно связан с формированием исторического мышления, с истолкованием человечества как реальной соборности. Оно понимается как собирательное понятие, раскрывающее общность народов, населяющих Землю. В истории философии сложилось три специфические версии выражающие отношение к проблеме. Одна из них исходят из того, что человечество существовало всегда, хотя на Земле и жили разные народы. Условное объединение этих народов, их сближение характеризовалось понятием человечества. Вторая версия сводится к историческому пониманию человечества - сложившееся постепенно; в определенное историческое время. Третья версия сводится к тому, что понятие «человечество» вообще бессодержательно, поскольку никакой реальности оно не отражает. Сторонники первой версии склонны истолковывать человечество как некую общность, общую судьбу. Тезис об отсутствии смысла в истории разделяли Сартра и Барта, Пибура и Полпера. В противовес этой концепции Ясперс и выдвинул упоминавшуюся уже нами концепцию «осевого времени», согласно которой в истории существует не только единство, но и отчетливо артикулированные смысл. Человек издавна создавал для себя картину универсума: сначала в виде мифов, затем калейдоскопа божественных деяний. Ясперс исходит из представления, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития. Осевое время, по Ясперсу, знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Что существовало до осевого времени, пусть даже оно было величественным, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся. B.C. Соловьев считает, что основание для единства человечества стали положительные, определенным содержание обладающие религии. Универсализм культуры. Среди концепции, основанных на идее универсализма культуры, следует упомянуть концепцию космополитизма, которая сформировалась в Древней Греции. Огромную роль в углублении идеи универсализма культуры сыграло христианство. Мысли о мировом гражданстве оказались влиятельными и в эпоху Возрождения (Данте, Кампанелла). Данте отстаивал идеал мировой монархии. Рациональность (Гердер). - «человеческий рассудок во всяком разнообразии ищет единства», «род человеческий на Земле - это только одна и та же порода людей». Кант рассуждает о схождении судеб народов.