Проспер Мериме – один из замечательных французских критических реалистов 19 века, блестящий драматург и мастер художественной прозы

В отличие от Стендаля и Бальзака Мериме не становился властителем дум целых поколений; воздействие, оказанное им на духовную жизнь Франции, было менее широким и мощным. Однако эстетическое значение его творчества огромно. Созданные им произведения неувядаемы: столь глубоко воплощена в них жизненная правда, столь совершенна их форма.

Знакомство молодого Мериме с литературно-художественной средой Парижа (в двадцатые годы он стал одним из участников кружка Этьена Делекруза, художника, критика искусства и теоретика поэзии), а в 1822году – со Стендалем, человеком, имеющим большой писательский опыт, способствовало дальнейшему углублению эстетического кредо Мериме, определила его критическое отношение к режиму Реставрации, симпатии к либералам.

Становление Мериме-писателя происходило во времена ожесточённой борьбы между литературной молодежью, стремившейся к обновлению французской литературы, и писателей старшего поколения, предпочитающие проверенные временем каноны классицизма. Мериме, находясь в дружеских отношениях с Гюго – главой и придуманным вождём романтической молодёжи, а также со Стендалем, поддержал их в борьбе с классицизмом и принял в этой борьбе непосредственное участие.

Писатель прошёл длинный и сложный творческий путь. Как художник он завоевал известность и признание раньше Стендаля и Бальзака, в годы, когда романтики только поднимались на штурм твердыни классицизма, а литература давала первые ростки.

Внутренний облик Мериме, присуще его мироощущению противоречия, особенности его художественной манеры невозможно постичь, не учитывая своеобразия пережитой им эволюции. Художественное развитие Мериме оказалось теснейшим образом связанным с ходом общественной жизни страны Его основные вехи в целом совпадают с переломными, ключевыми моментами истории Франции, и, прежде всего – с революциями 1830 и 1848 годов.

Интерес к самостоятельному литературному творчеству стал проявляться у Мериме ещё в начале 20-ых годов, в студенческую пору. Вскоре после знакомства со Стендалем и начинается самостоятельная литературная деятельность Мериме.

Проспер Мериме в начале своего творческого пути примыкал к романтического движению. Влияние романтической эстетики долго продолжало сказываться в произведениях писателя: оно ощутимо во всём его творческом наследии. Но постепенно литературная деятельность Мериме принимала всё более отчётливо выраженный реалистический характер, что можно увидеть в его новеллах.

Новеллы Мериме пронизывают несколько ведущих тем. Они содержат в себе в первую очередь проницательное и резкое разоблачение нравов господствующего общества. Эти критические тенденции, весьма разнообразные по своим формам, отчётливо относятся к 1829-1830 годам и вошедших впоследствии в сборник «Мозаика» (1833).

В целом ряде своих новелл («Этрусская ваза», «Двойная ошибка», «Арсена Гийо») Мериме раскрывает бездушность и чёрствость так называемого «света». Порочное и лицемерное светское общество, как показывает Мериме, не терпит ярких индивидуальностей. Оно порождает в Людях, чувствительных по натуре, особую ранимость и болезненное недоверие к окружающим.

Через всю свою жизнь Мериме, рационалист и наследник просветительских традиций, пронёс враждебное отношение к церкви и религии. Эти идейные мотивы нашли сваё отражение и в новеллах писателя, в том числе в «Душах чистилища» (1834).

Существенную роль в новеллах Мериме играет художественное воплощение писателя его положительного идеала. В целом ряде ранних новел (таковы, например, «Партия в триктрак», «Этрусская ваза») Мериме связывает поиски этого идеала с образами честных, наиболее принципиальных и чистых представителей господствующего общества. Постепенно, однако, взор Мериме всё более настойчиво обращается к людям, стоящим за приделом этого общества, к представителям народной среды. В их сознании Мериме открывает те дорогие его сердцу душевные качества, которые, по его мнению, уже утрачены буржуазными кругами: цельность характера и страстность натуры, бескорыстие и внутренняя независимость. Тема народа как хранителя жизненной энергии, нации как носителя высоких этических идеалов играет значительную роль в творчестве Мериме 30 –40-х годов. Вместе с тем Мериме был далёк от революционно-республиканского движения своего времени, враждебно относился к борьбе рабочего класса. Волновавшую его воображение романтику народной жизни Мериме (этот «гений безвременья», согласно крылатому выражению А.В. Луначарского) пытался искать в странах, ещё не поглощённых буржуазной цивилизацией – на Корсике («Маттею Фальконе», «Коломба») и в Испании («Кармен»).Выдающееся место в литературном наследии Мериме (1844год), произведение в котором сливаются воедино основные идейные мотивы Мериме-новеллиста: изображение отталкивающего эгоизма, который скрывается за лицемерной маской добропорядочных представителей и представительниц буржуазного общества.

Творчество Мериме было высоко оценено русскими писателями. Его переводили и о нём писали: Пушкин, Жуковский, Гоголь, Григорович, Аполлон Григорьев, Гаршин, Тургенев.

Чем дальше уходит в прошлое 19 век, чем неумолимей проверяет время его художественные ценности, тем очевидней становится, что творчество Мериме выдержало этот строгий экзамен, оставалось одним из замечательнейших достижений французского критического реализма.

Вопрос 16

Оноре́ де Бальза́к — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.

Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и других.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ: В 1831 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия» 1834. По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды».

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА: Композиционно роман «Шагреневая кожа» делится на три равные части. Каждая из них является составляющим элементом одного большого произведения и, одновременно, выступает как самостоятельная, законченная история.

В «Талисмане» намечается завязка всего романа и при этом даётся рассказ о чудесном спасении от смерти Рафаэля де Валантена.

В «Женщине без сердца» раскрывается конфликт произведения и повествуется о безответной любви и попытке занять своё место в обществе всё тем же героем.

Название третьей части романа, «Агония», говорит само за себя: это и кульминация, и развязка, и трогательный рассказ о несчастных влюблённых, разлучаемых злым случаем и смертью.

Жанровое своеобразие романа «Шагреневая кожа» складывается из особенностей построения трёх его частей. «Талисман» сочетает в себе черты реализма и фантастики, являясь, по сути, мрачной романтической сказкой в гофмановском стиле. В первой части романа поднимаются темы жизни и смерти, игры (на деньги), искусства, любви, свободы.

«Женщина без сердца» - исключительно реалистичное повествование, проникнутое особым, бальзаковским психологизмом. Здесь речь идёт об истинном и ложном – чувствах, литературном творчестве, жизни.

«Агония» - классическая трагедия, в которой есть место и сильным чувствам, и всепоглощающему счастью, и бесконечному горю, заканчивающемуся смертью в объятиях прекрасной возлюбленной.

Эпилог романа подводит черту под двумя главными женскими образами произведения: чистой, нежной, возвышенной, искренне любящей Полиной, символически растворённой в красоте окружающего нас мира, и жестокой, холодной, эгоистичной Феодорой, являющейся обобщённым символом бездушного и расчётливого общества.

Женские образы романа включают в себя также двух второстепенных персонажей, являющихся особами лёгкого поведения. С ними Рафаэль встречается на ужине у барона Тайфера – известного покровителя молодых учёных, художников и поэтов. Величественная красавица Акилина и её хрупкая подруга Ефрасия ведут свободную жизнь по причине своего неверия в любовь.

У первой девушки возлюбленный погиб на эшафоте, вторая – не желает связывать себя узами брака. Ефрасия в романе придерживается той же самой позиции, что и графиня Феодора: они обе хотят сохранить себя, просто разной ценой. Бедная Ефрасия согласна жить, как ей хочется, и умереть никому не нужной в больнице. Богатая и знатная Феодора может позволить себе жить в соответствии со своими потребностями, зная, что её деньги дадут ей любовь на любом этапе – хоть в самой суровой старости.

Тема любви в романе тесно связана с темой денег. Рафаэль де Валантен признаётся своему другу Эмилю в том, что в женщине он ценит не только её внешность, душу и титул, но ещё и богатство. Прелестная Полина привлекает его внимание не раньше, чем становится наследницей большого состояния. До этого момента Рафаэль глушит все чувства, которые вызывает у него юная ученица.

Графиня Феодора разжигает его страсть всем, что только у неё есть: красотой, богатством, неприступностью. Любовь к ней для героя сродни покорению Эвереста – чем больше трудностей встречается на пути Рафаэля, тем сильнее он хочет разгадать загадку Феодоры, оказавшуюся в итоге ничем иным как пустотой...

Русская графиня в своём жестокосердии не зря соотносится Бальзаком с великосветским обществом: последнее так же, как и Феодора, стремится только к довольству и наслаждениям. Растиньяк хочет выгодно жениться, его друг-литератор – прославиться за чужой счёт, молодая интеллигенция – если не нажиться, то хотя бы поесть в доме богатого мецената.

Истинные реалии жизни, такие как любовь, нищета, болезнь, отвергаются этим обществом как нечто чужеродное и заразное. Нет ничего удивительного в том, что как только Рафаэль начинает отдаляться от света, он тут же умирает: человек, познавший истинные ценности жизни, не может существовать внутри обмана и лжи.

Из Брифли про Шагреневую кожу:

1) талисман

Рафаэль де Валантен,черты лица его выражали бесстрастность самоубийцы и тысячу обманутых надежд.

Проигравшийся Валантен просадил последний наполеондор и в оцепенении принялся бродить по улицам Парижа. Его разум поглотила

единственная мысль — покончить жизнь самоубийством, бросившись в Сену с Королевского моста. Чтобы дождаться ночи, он направился к лавке древностей прицениться к произведениям искусства. Там пред ним предстал худой старик со зловещей насмешкой на тонких губах. Проницательный старец догадался о душевных терзаниях молодого человека и предложил сделать его могущественнее монарха. Он передал ему лоскут шагрени, на которой по-санскритски были выгравированы следующие слова: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне <…> Желай — и желания твои будут исполнены <…> При каждом желании я буду убывать, как твои дни...»Рафаэль заключил договор со стариком

Обед: Куртизанки Акилина и Евфрасия в беседе с Рафаэлем и Эмилем утверждают, что лучше умереть молодыми, чем быть брошенными, когда их красота померкнет.

2) женщина без сердца

До двадцати одного года тот находился под твёрдой рукой родителя, молодой человек был наивен и жаждал любви.

Он жил впроголодь, но работа мысли, занятия, казались ему прекраснейшим делом жизни.

Полине, девушка оказалась чрезвычайно способной и сообразительной. Уйдя с головой в науку,Рафаэль продолжал мечтать о прекрасной даме, роскошной, знатной и богатой. В Полине он видел воплощение всех своих желаний, но ей недоставало салонного лоска. «...женщина, — будь она привлекательна, как прекрасная Елена, эта Галатея.Гомера, — не может покорить моё сердце, если она хоть чуть-чуть замарашка».графиней Феодорой, обладательницей восьмидесяти тысяч ливров дохода. Графиня была дамой лет двадцати двух, пользовалась безупречной репутацией, имела за плечами брак, но нимела любовника, самые предприимчивые волокиты Парижа терпели фиаско в борьбе за право обладать ей. Рафаэль влюбился без памяти в Феодору, она была воплощением тех грёз, которые заставляли трепетать его сердце. Расставаясь с ним, она попросила его бывать у неё. решил соблазнить Феодору, которая была последним лотерейным билетом, от которого зависела его участь.

Когда Рафаэль раскрыл перед ней свою бедность и всепоглощающую к ней страсть, она ответила, что не будет принадлежать никому и согласилась бы выйти замуж только за герцога. Рафаэль навсегда оставил графиню и перебрался к Растиньяку.решил что он «социальный нуль» и принял решение уйти из жизни.

Новоиспечённый богатей взглянул на шагрень и заметил, что она уменьшилась в размере. Его обдало призрачным холодком смерти, теперь «он мог все — и не хотел уже ничего».

3) агония

Очутившись дома, Рафаэль с тоской взглянул на талисман и загадал, чтобы Полина любила его. Наутро его переполняла радость — талисман не уменьшился, значит, договор нарушен.

и в порыве гнева выбросил ее в колодец.

Попытка остановить сужение шагрени

«чтобы разбить окно, нужен был удар, а кто же его нанёс?» Они приписали пиявок, диету и перемену климата.

Она решила, что если убьёт себя, он будет жив. Рафаэль же, видя все это, опьянел от страсти,

!!!!Можно было подумать, что это призрак Дамы, изображённой Антуаном де ла Саль, хочет защитить свою страну от вторжения современности». бросился к

ней и тут же умер.Рафаэль в ответ на эти рекомендации саркастически улыбнулся.

Вопрос 17

4«Человеческая комедия» Бальзака. Смысл названия, проблематика, композиция, основные образы.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью, и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени. Изображая повседневную жизнь своих современников, в которой за обыденностью скрывается трагедия, писатель пишет цикл этюдов нравов, за беспристрастное изображение современности в которых критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.

ОСОБЕННОСТИ«Человеческой комедии»: (1) Герои курсируют из романа в роман (сквозные романы); (2) Последующий роман вытекает из предыдущего; (3) Типические герои (ТИП – то, что подчиняется объективным закономерностям). Изобразить типическое = выявить причины этого явления.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТИПЫ «КОМЕДИИ»:(1) Тип буржуазного приобретателя (дельца) – «ГОБСЕК» (1830). Раньше образ Гобсека трактовали однозначно негативно. А Карельский обратил внимание на то, что ростовщичество Гобсека – очень сложный феномен (нельзя определить в одном слове), да и сам Гобсек такой же. Гобсек говорит о своем ростовщичестве как о мании, страсти, как о мести бесчестным клиентам (= функция высшего возмездия); как о способе исследования человеческой природы (=психолог-экспериментатор), как о потребности властвовать (=чувство победы над миром), как о разочаровании в человеческой природе (=не верит людям, ибо в них нет ничего святого). Рассказчик – адвокат Дервиль – выстраивает своё «салонное» повествование на смягчающих обстоятельствах: типа Гобсек не только злодей; он – трагический герой. Но, помимо оправдательного пафоса, – демонизация образа героя.

ИТОГ = тонкий психологический анализ (черта реалистической эстетики) + демонизация образа (романтизм) ? в ранней повести, изображая тип приобретателя, Бальзак сочетает романтическую манеру с реализмом

Первым наиболее ярким произведением такого типа стала повесть «Гобсек», первоначально « Опасности беспутства», помещённая самим автором в раздел «сцены частной жизни». Главная фигура этого произведения – ростовщик Гобсек, его фамилия, в переводе с голландского означает « живоглот», что вполне соответствует жизненной позиции персонажа. Бальзак обыгрывает семантику фамилии, его герой действительно, как удав, душит жертвы чудовищными процентами и проглатывает их состояния. В соответствии со своим принципом изображать « мужчин, женщин и вещи» писатель даёт подробный портрет, характеризующий героя, используя реалии внешнего мира, давая сравнения с вещами, раскрывающими авторское осмысление фактов. Бальзак пишет, что Гобсек обладал « Лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позолота»: в его внешнем облике отмечены цвета денег – золота и серебра. Бесстрастность ростовщика отражена в его неподвижных чертах, они казались отлитыми из бронзы. Глаза у него « маленькие, желтые, словно у хорька» - хищный, стремительный хорёк никогда не принадлежал к числу животных, вызывающих симпатию. Длинный нос его был похож на буравчик – герой с его помощью словно бы проникал в во все скрытые от других тайны. « Возраст его был загадкой», - отмечал хорошо знавший его Дервиль. Дервиль связывает его с векселем. Конечно, Бальзак несколько увлекся сказками Гофмана, уподоблявшего своих героев автоматам. Однако мы помним слова Бальзака о том, что он исследует там, где Гофман создавал фантастические картины. Зловещий облик Гобсека повторен в его предметном окружении: он живёт в сыром и мрачном доме. « дом и его жилец были под стать друг другу – совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица». В его конторе обычно стоит « мертвая тишина», и бурное возмущение жертв живоглота, в результате как правило, сменяется их полной безнадёжностью и покорностью. Гобсек живёт по принципу, сформулированному антикваром из « Шагреневой кожи»: он находится на ступени « знать»: «…все человеческие страсти…проходят передо мною, - говорит он Дервилю, - и я произвожу им смотр, а сам живу в спокойствии. Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной ни малейшей власти». В своём исследовании Гобсек исходит из того, что всё определяется деньгами: « В золоте все содержится в зародыше». В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает сам « давить», а « не позволять, чтобы другие тебя давили». Он знает силу тех, кто владеет деньгами. На примере Гобсека, Бальзак показывает ростовщиков, подобно паукам, оплетающих общество своей паутиной. Но писатель не упускает из виду, что само это общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Максим де Трай – жигало, светский проходимец, среди жертв – графиня де Ресто, обманывающая мужа и обманутая любовником де ТРаем, в своё время разорившая отца ( « Отец Горио»), который сам нажил состояние на голоде народа во времена искусственно созданного голода. А борьбе против всех Гобсек принципиально отрицает чувства, ибо видит, что они-то и становятся ловушкой, в которую попадаются и богатые и бедные.

Зловещий характер Гобсека подчёркивает экскурсом в его прошлое – почти вся романтическая тайна его восхождения, богатства неразрывно связана с преступлениями ( связи с корсарами, поломанные судьбы). Для Бальзака важно, что его герой не только частное лицо, но столп общества. И вместе с тем, гнилой столп. Об этом свидетельствует картина его гибели, когда становятся никому не нужными его богатства, рушившие судьбы людей, когда в его чуланах гниют никому не нужные теперь припасы. Боясь продешевить, он обрекал свои богатства на гибель. Перед нами возникает картина падения и разрушения личности под влиянием денег, когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.

Вопрос 18

АНГЛИЙСКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН. Ч. ДИККЕНС

1. Характеристика английской реалистической литературы XIX века

В 20 - 30 годы XIX в. ушли из жизни Байрон и Шелли, Китс и Скотт. Романтизм растрачивал себя и не пополнялся новыми именами. 30-е годы в истории английской литературы ознаменованы появлением новых черт в жанровой структуре романа, что было обусловлено историко-экономическим развитием страны. В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода:

• 30-е годы;

• 40-е, или «голодные сороковые»;

• 50-60-е годы.

30-е годы характеризовались быстрым развитием английского общества на пути буржуазного прогресса, развитием рабочего движения, приходом буржуа к власти. Обострение социальных противоречий привело науку к постановке и необходимости решения ряда социальных задач, в том числе проблем народного образования, борьбы с бедностью, состояния тюрем и рабочих домов. В идеологической борьбе 30-х годов особую роль суждено было сыграть «Молодой Англии» - обществу, которое собрало представителей аристократии, выступало против политики буржуазии.

Основными вопросами, которые поднимались в конце 20-х - начале 30-х годов, - были вопросы, связанные с романтизмом и судьбой романтического героя. Писатели и философы на первый план выдвинули сильную энергичную личность, поэтизируя ее и рассматривая вне общественными связями.

В 30-е годы в литературу вступили молодые Диккенс и Теккерей.

40-е годы открыли второй этап в развитии английской литературы. Это период общественного подъема, размах чартистского движения. Основные события этого исторического периода - съезд чартистов, всеобщий стра[, экономическая нужда, и, наконец, революция 1848 года на континенте. Изменение идеологического климата сказалось и на литературном процессе, прежде всего, на романе как наиболее принципиальном жанре, который имел воспитательное значение. В социальных романах Дизраэл, Диккенса, Теккерея, сестер Бронте нашли отражение и идеи эпохи, и состояние общественного движения, и моральные принципы суток. Писатели этого периода внесли в реалистичную структуру рассказа символику и метафору, элементы театра, пародии, бурлеска и пантомимы.

Следующий этап - 50 - 60-е годы. Это было время «утраченных иллюзий». Характер романа существенно изменил вместе с изменениями в общественной и духовной атмосфере жизни. Период конца 50-60-е годы связан с общим подавлением рабочего движения, с экономическим подъемом, временной экономической стабилизацией. Теперь писатели все чаще опирались на традиции сентиментального бытового романа с существенным акцентом на обыденном, прозаическому. Усилилось внимание к эпического романа.

2. Жизненный путь Чарльза Диккенса

Когда заходит речь о английскую литературу, в сознании миллионов читателей обычно вслед за именем Шекспира следует имя Чарльза Диккенса..

Романтик - мечтатель, стремившийся Правды, суровый реалист, который отразил глубокие социальные, политические, экономические проблемы Англии.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ«Очерки Боза»

«Посмертные записки Пиквикского клуба»

«Приключения Оливера Твиста»

«Картины Италии»

«Американские заметки»

«Холодный дом»

«Тяжелые времена»

«Крошка Доррит»

«Повесть о 2 города»

«Большие надежды»

«Наш общий друг»

ВЕДУЩИЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА

4. обращение к проблемам современности;

5. внимание к нравственной проблематике;

6. дидактизм;

7. критический пафос в сочетании с утверждением идеала;

8. ориентация на демократического читателя;

9. распространение прозаических жанров;

10. умение средствами гротеска, сатиры, юмора, иронии обрисовать иногда простые, а в основном очень сложные социальные конфликты;

11. способность воссоздать исторически правдивый, пространственно точный пейзаж и колорит;

12. существование художественной триады, присущей почти всем произведениям писателя:

12. историческая и социальная правда;

12. символ, обусловленный логикой развития и характера;

12. метафорическая эмблема, образно воплощала замысел автора.

Вопрос 19

Ч. ДИККЕНС (1812-1870) еще при жизни приобрел мировую славу, стал общепризнанным классиком. Его отнесли к когорте тех писателей, слава которых не угасала ни при жизни, ни после смерти.

Диккенс был критиком английского общества, занимался благотворительностью, отдавал много сил издательском деле и журналистике, был прекрасным оратором, талантливым актером, наблюдательным путешественником и любителем долгих прогулок, страстным организатором праздничных развлечений. Критики называли Ч.Діккенса великим поэтом за легкость, с которой он владел словом, фразой, ритмом и образом, сравнивая его мастерство только с талантом Шекспира. 16 романов писателя отразили сложную эволюцию, которую он прошел в течение творческой жизни:

Романтик - мечтатель, стремившийся Правды, суровый реалист, который отразил глубокие социальные, политические, экономические проблемы Англии. Влияние его творчества испытали писатели Ф. М. Достоевский, М. В. Гоголь, И. С. Тургенев и др.

«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕСНЯ В ПРОЗЕ»

Центральный персонаж Скрудж - это буржуазный монстр, человек без сердца, совершенно равнодушна к своих близких и родных. И внешне он вызвал сразу - его лицо было покрыто старыми морщинами, крючковатый нос заострился, даже голос казался настолько ледяной, что замораживал все вокруг.

Действие произведения происходила накануне Святого вечера. Скрудж неохотно отпустил своего служащего на Праздничный день, грубо отказал племяннику прийти на обед, посоветовал двум джентльменам, которые пришли к нему за пожертвованиями для бедных, построить побольше тюрем и рабочих домов, а затем отправился домой.

Скрудж лег спать в холодную постель, ночью его преследовали тревожные сновидения - скучные страницы прошлого, настоящего и будущего жизни, которое завершилось на кладбище, возле поросшей травой могилы. Эта ночь была полна моральных потрясений для Скруджа. Его посетили три духи. Первый из них вернул его в прошлое. Он снова увидел себя жалким, несчастным мальчишкой. Второй дух понес его в комнату своего клерка Боба и он слышал, как Боб и вся его родня, поднимая бокалы, пили за здоровье Скруджа. И такую любовь он неожиданно почувствовал к всех тех, кто собрался за столом, и жалость к маленького Тима, который, судя по его нездоровье, не дожил бы до следующего Святого вечера, что на глаза наворачивались слезы.

И дух понес его, и вот он уже в комнате своего племянника и снова услышит, как пьют за его здоровье. Оказавшись снова в постели, открыв глаза, увидел третьего духа.

Этот дух молча нес его в будущее. Он пролетал над Лондоном, ветер донес до него отдельные фразы, отрывки предложений: кто-то умер, человек, не стоит ни малейшего сожаления. Всем было интересно, кто же унаследовал несметные богатства покойного.

И долго Скрудж допытывался у Духа, мог бы он изменить свое будущее, если бы стал другим человеком, совсем не похожей на ту, которой он, увы, был. Но призрак упрямо молчал. А потом, вдруг прищурившись, обернулся на резное спинку кровати. Да, это был лишь сон.

И Скрудж проснулся, и произошло чудо. Он стал совсем другим человеком - добрым, благородным, с открытым для всех сердцем.

В этом произведении раскрыта пагубное влияние на ряд законов буржуазного накопления, непосредственным следствием чего, по мнению Диккенса, был безудержный эгоизм.

Может из Брифли пригодится немного из «Больших надежд»

жил семилетний мальчик, прозванный Пипом. Сетсра обращалась так, словно он был «взят под надзор

полицейским акушером и передан ей с внушением — действовать по всей строгости закона». толкььо ее муж , как мог, защищал Пипа Эта удивительная история, рассказанная самим Пипом столкнулся на кладбище с беглым каторжником

«Разбивай их сердца, гордость моя и надежда, — повторяла она, — разбивай их без жалости!» Первой жертвой Эстеллы стал Пип

содрогался при мысли, что Эстелла застанет его черным от грубой работы и будет презирать. Сколько раз ему чудились за окном кузницы её развевающиеся кудри и надменный взгляд! Но Пип был подмастерьекузнеца, а Эстелла — молодая леди, которой должно получить воспитание за границей. Узнав об отъезде Эстеллы, он отправился к лавочнику Памблчуку послушать душераздирающую трагедию «Джордж Барнуэл». Мог ли он предположить, что подлинная трагедия ожидает его на пороге родного дома!Пип увидел сестру, сражённую страшным ударом в затылок, а рядом валялись кандалы с распиленным кольцом.появилась Бидди, миловидная девушка с добрыми глазами. Она вела хозяйство и не отставала от Пипа, используя любую возможность чему-нибудь научиться. Они часто говорили по душам, разбивали благие помыслы войти в долю с Джо, жениться на Бидди и вести честную трудовую жизнь.и Пип признался ей, что мечтает изменить свою жизнь.

Пипу предстоит унаследовать изрядное состояние с условием, что он немедленно уедет из этих мест, оставит прежние занятия и станет молодым человеком, подающим большие надежды. Кроме того, он должен сохранять фамилию Пип и не пытаться узнать, кто его благодетель.Разбогатев, Пип заказал модный костюм, шляпу, перчатки и совершенно преобразился.В Лондоне Пип освоился на удивление легко.сорил деньгами, подражая новым приятелям в старании потратить как можно больше

самого беглого каторжника! Старик стал горячо благодарить Пипа за поступок, совершенный шестнадцать лет назад. В ходе разговора выяснилось, что источником преуспеяния Пипа стали деньги беглеца: «Да, Пип, милый мой мальчик, это я сделал из тебя джентльмена!»

Все надежды рухнули в один миг!

Мэгвич был схвачен и осуждён. Он умер от ран в тюремной больнице, не дожив до казни,и его последние минуты были согреты благодарностью «Широкие просторы расстилались перед ними, не омрачённые тенью новой разлуки».Пипа и рассказом о судьбе дочери, которая стала знатной леди.

Вопрос 20

Наши рекомендации