Постройки Петровского времени в Санкт-Петербурге
3.1.1 Дворцы
"Образцовый" проект дома для "именитых. напоминает сохранившийся Летний дворец Петра Iвыстроенный Трезини в 1710-1714 годах на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад. В дальнейшем летний сад с скульптурами, куда была привезена знаменитая статуя Венеры Таврической.
Рисунок14. Фасад летнего дворца (1710-1714) Петра I в летнем саду со стороны р. Фонтанки. Арх. Д.Трезини
Рисунок15. Интерьер летнего дворца (1710-1714) Петра I
Рисунок16 зимний дворец Петра
Рисунок 16a Зимний дворец, построенный Д. Трезини. Ка ртина не звестного художника XVIII века по рисунку М.И.Махаева. Государственный Эрмитаж.
Со времен Петра в Петербурге сохранились и постройки других архитекторов.
Меньшиковский дворец, который в 1710 году начал строить М.Д. Фонтана и продолжил в 1713 году И.Г.Шедель.
Рисунок 17. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Арх. М. Д. Фонтана и И. Г. Шедель. гравюра А.Ф.Зубова. 1714
С 1732 здесь помещалось первое специальное закрытое учебное заведение для дворянских детей – шляхтеный8корпус (с 1752 Сухопутный шляхтеный кадетский корпус). С точки зрения архитектурной – это один из первых предвестников стиля барокко, который шел на смену строгости и суровости архитектуры первых лет Петербурга. Здание сохранилось в сильно перестроенном виде. О том, как оно выглядело первоначально, можно судить по гравюре известного гравера петровского времени А. Зубова (1717. Главный фасад выходит к Неве, за дворцом был разбит большой регулярный парк).
Рисунок 18, 18а и 18b. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Арх. М. Д. Фонтана и И. Г. Шедель. фото
Рисунок 19. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Интерьер. Предспальня. Портреты княгини и князя Меньшиковых. Неизвестный художник. Холст, масло. 1716-1720
Рисунок 19а. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Интерьер Предспальня. Портреты княжен Марии и Александры Меньшиковых. И.Г.Таннауэр (?). Холст, масло. 1722-1723
3.1.2 Общественные здания
На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году заложили по чертежу Петра I судостроительную верфь-крепость Адмиралтейство.
Рисунок 20 и 20а. И. К. Коробов. Проект здания Адмиралтейства (1732).
Вопреки первоначальным предположениям центром Петербурга становилась Адмиралтейская часть. Это делало необходимым повысить архитектурное значение здания Адмиралтейства. Само двух этажное здание Коробов построил в традициях петровского времени – в строгих формах, почти без украшений. Центром его стала изящная многоярусная надвратная башня с высоким шпилем – «Адмиралтейской иглой», - увенчанным флюгером в виде золоченого кораблика. Впоследствии А. Д. Захаров, перестраивая Адмиралтейство (1806-1823), башню с «иглой» оставил почти без изменений. Этой высокой вертикали соответствует башня Кунсткамеры на противоположном берегу Невы, а несколько далее возвышается колокольня Петропавловского собора. Эти три величественных сооружения композиционно организуют центр города и в наше время.
Рисунок 20b. Адмиралтейство в Петербурге в конце XVIII века. Арх. И. К. Коробов. (рис. Кваренги) вариант проектного черттежа башни
Особое место в архитектурной Панораме берегов занимает здание Кунсткамеры - Первого в России музея.
Рисунок 21. Петербург. Здание Кунцкамеры (1718-1734). Арх. И.Матарнови, Н.Гербель, Г,Кваренги, М.Г.Земцов
Здание Двенадцати коллегий, на Васильевском острове. С 1835 года перешло полностью в ведение Университета.
Рисунок 22. Д.Трезини. Фрагменты чертежей здания Двенадцати коллегий.
Рисунок 23 . U-12. Петербург. Здание Двенадцати коллегий (1721-1742) Арх. Д.Трезини
Рисунок 24. Петербург. Здание Двенадцати коллегий (1721-1742) Арх. Д.Трезини
Большое здание Двенадцати коллегийпостроенное в 1722-1732 годах на Васильевском острове, одно из крупнейших сооружений петровского времени. В нем на протяжении всего 18 века размещались высшие органы государственного управления России - сенат, синод и десять коллегий. Фактическим руководителем был Трезини.
В первые десятилетия существования города, центр решено было устроить на Васильевском острове.
Здание коллегий состоит из двенадцати примыкающих к друг другу корпусов с одинаковым архитектурным оформлением, что соответствовало идее Петра. Эта идея подсказала очень рациональное и простое решение, не имеющее аналогов в мире. Дальнейшие перестройки несколько исказили вид.