Системы распределения электроэнергии на судне
Лекция № 1
Электрическая сеть судна – сеть распределения электроэнергии, состоящая из:
- электрических линий (кабели, шинопроводы);
- распределительных устройств;
- переключатели.
Сеть: 1) силовая;
2) цепей управления;
3) зарядная;
4) аварийного питания;
5) сеть основного, аварийного и переносного освещения.
1.1 Радиальная система распределения электроэнергии
1.2 Магистральная система распределения электроэнергии
Фидер – линия электропередач, включенная между двумя любыми электрораспределительными щитами или между РЩ и потребителем, или источником электроэнергии.
Магистраль – линия электропередач, параллельно к которой по её длине подключается РЩ или отдельных эл. приёмников
1.3 Распределение электроэнергии
* для напряжения до 50 В (если ток не проходит через взрывоопасные помещения).
Использование других систем распределения является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.
1.4 Допустимые напряжения
1.5 Питание ответственных потребителей.
От шин ГРЩ должны получать питание по отдельным фидерам:
1. ЭП рулевых устройств;
2. ЭП якорных устройств;
3. ЭП пожарных насосов;
4. ЭП осушительных насосов;
5. ЭП компрессоров и насосов спринклерной системы;
6. гирокомпас
7. щит холодильной установки и грузовых трюмов;
8. ЭП агрегатов возбуждения гребной электроустановки;
9. секционные щиты основного освещения;
10. щит радиостанции
11. щит навигационных приборов;
12. щит огней
13. Спец. щиты и распределительные устройства питания других ответственных потребителей, объединенных по принципу однородности выполнения функций;
14. щит станции автоматической сигнализации и обнаружения пожара;
15. ЭЛ механизмов обеспечивающих работу главных механизмов;
16. щиты ЭП грузовых, швартовочных, шлюпочных и других устройств; вентиляции и подогрева приборов;
17. устройств управления винтом регулируемого шага;
18. зарядные устройства стартерных аккумуляторных батарей и батарей питающих ответственные устройства;
19. щиты питания ЭП закрытия водонепроницаемых дверей и устройств, у удерживающих противопожарные двери в открытом состоянии;
20. щит холодильной установки системы углекислотного тушения;
21. щит освещения ангаров и светотехнического оборудования посадочных площадок для вертолётов.
Допускается питание потребителей 4, 10-12, 14, 15, 17-19 от
распределительных устройств, указанных в п.13 по отдельным фидерам, имеющих коммутационные и защитные устройства.
Условия работы ЭО – совокупность факторов, влияющих на работоспособность ЭО.
Исполнение – сочетание конструктивных особенностей, сохраняющих его работоспособность при воздействии денных факторов.
ФАКТОРЫ
Внешние Условия применения Внутренние
(окружающая среда) (факторы производственной (эксплуатационные
зоны) факторы)
Зоны, определяющие климатическое исполнение:
М (М) – для умеренно-холодного;
ОМ (MV) – для умеренно-холодного и тропического;
ТМ (МТ) – для тропического морского;
В (W) – для любого района.
Для морских судов (согласно Регистру):
Неограниченный район Район вне тропической
(воздух :– 30˚ - +45˚, зоны (ограниченный)
воды – до +30˚) (воздух – 30˚ +40˚,
воды – +25˚)
ОМ М
Факторы производственной зоны. Пять категорий размещения ЭО:
1. На открытом воздухе;
2. Под навесом;
3. В закрытом помещении без искусственного регулирования климатических условий;
4. В закрытом помещении с искусственным регулированием климатических условий;
5. В закрытом помещении с искусственной влажностью.
ЭО: на открытых палубах – 1 категория размещения;
для судовых помещений – 2 – 5 категория размещения.
Сочетание климатического исполнения и категории размещения – вид климатического исполнения. Его указывают в паспортной таблице (например, ОМ1, М2).
Условные обозначения степени защиты от внешних воздействий: IP + цифры.
(International/Ingress Protection) – IP:
1-ая цифра – уровень защиты от попадания твердых частиц и степень защиты по электробезопасности;
2-ая цифра – защита от влаги.
- 00 – открытое;
- 30 – защищенное;
- 22 – каплезащищенное;
- 58 – погружное.
Выбирают с учетом характеристик судовых помещений.
- IP10 – в специальных электрических помещениях;
- IP23 – в машинных, котельных, рефрижераторных, румпельных помещениях;
- IP55 – в рабочих цехах и других особо сырых помещениях;
- IP56 – на открытых палубах.