Резные изделия из камня и ювелирные украшения
После гражданской войны Екатеринбургская гранильная фабрика перешла в ведомство треста “Русские самоцветы”. В это время появляются камнерезные изделия. Отмеченные принадлежностью к новой эпохе, такие как рамки для фото с надписями “РСФСР”, “ДЗРКР” (“Да здравствует Рабоче-Крестьянская Революция”), туалетные принадлежности, запонки, декоративные панно с различной аббревиатурой и изображением серпа и молота, звезды, колосьев пшеницы и т.д. В качестве материала использовались поделочные и полудрагоценные минералы. Обращение в первые годы советской власти к художественной обработке камня не было случайным, хотя и оно во многом зависело от социальных, экономических и художественных факторов.
После гражданской войны на Урале кустари-одиночки стали объединяться в кустарпромсоюзы. В 1923 году в с.Мраморское была организована камнерезная артель “Мраморский кустарь”, спустя четыре года – “Опачевская артель” в с. Опачевке. Еще через два года – “Горно-Иренская артель” в с. Красный Ясыл, а в 1933 году – “Кунгурская артель” в г.Кунгуре. В 1950-х годах “Павловская”, “Опачевская” и “Горно-Иренская” артели были объединены в одну артель – “Ординскую”. Все эти небольшие промыслы работали на базе местных месторождений поделочного камня. Хотя у каждого из них сложились свои специфические стороны развития: у одного коллектива они отражали преимущественно техническую сторону дела, у другого – основывались на следовании традиционным формам художественной культуры обработки камня, оригинальной манере исполнительского мастерства.
В 1927 году встал вопрос об открытии на базе кустарно-промысловой артели “Мраморский кустарь” нового учебного заведения – профтехшколы по обработке камня. Существующая ранее учебно-показательная мастерская была разрушена в годы гражданской войны. Предполагалось, что срок обучения в новой школе – три года и ее выпускники получат квалификацию “Мастер по обработке камня” с художественным уклоном, способных создавать различные художественные изделия из мрамора высокого качества.
В 1936 году в Кунгуре открылась камнерезная профтехшкола, реорганизованное позднее в профессионально-техническое училище. В 1960 году был создан завод камнерезных изделий, а в 1966 году к нему присоединился завод “Русские самоцветы”, предприятие стало называться “Уральский камнерез”. Основная продукция на протяжение последних десятилетий – пепельницы, вазы, лотки, светильники, декоративные фигурки зверей, животных и птиц, жанровую фольклорную скульптуру.
В 1950-е годы на промысле становится основной выпуск скульптуры малых форм, связанной с анималистическим и бытовым жанрами. Состоявшиеся в 1960 (Пермь) и в 1993 (Екатеринбург) годах выставки художественных изделий этого предприятия отразили искания ведущих художников и мастеров: А.Овчинникова, А.Брагина, А.Шадрина, Е.Львова, М.Лисунова и др. Тот же А.Овчинников, окончив Кунгурское камнерезное художественное училище, много лет работает в анималистическом жанре. В этом ему помогало изучение живого мира природы, поиск меры обобщения каждого создаваемого образа. Его “Косуля”, “Морж”, “Барашек”, “Куница”, “Леопард” и другие камнерезные изделия трогают особой теплотой, знанием повадок, движений, выразительной пластикой и чувством ритма. Поражает умение мастера почувствовать камень, выявить четкость силуэта и реалистичность изображения при обобщенной форме. Изображение всегда дается художником в действии, в определенном взаимоотношении со средой. Этому способствует поиск формы будущего изделия в рисунке, глине или гипсе.
Интерес к мягкому камню со стороны отдельных мастеров-камнерезов постоянно возрастал. Коричневый кальцит, плотные ангидриты, однотонный серо-зеленый и черный талькохлорит, цветной однотонный или рисунчатый гипс, шелковистый с золотым отливом селенит, снежно-белый алебастр – вот тот материал, к которому обращались в своем творчестве художники камня. Ведущей стала с этого времени скульптура малых форм (А.Насибуллин, И.Семериков, Н.Исаева, С.Кривощеков и др.). Отказываясь от полировки и оставляя шероховатой поверхность камня, мастера достигали большего эффекта от цвета и внутреннего свечения самого минерала. В белом гипсе наоборот сочетание полированного камня с матовыми поверхностями создавало дополнительные возможности художественной выразительности создаваемого образа. Особая пластичность и смягченность контура, придавали лиризм и теплоту изображению.
Новые образцы оказывали положительное влияние на массовый ассортимент предприятия “Уральский камнерез”. Небольшие селенитовые и ангидритовые фигурки анималистического жанра составили его основную часть и пользовались неизменным успехом за рубежом.
В первые годы советской власти свердловские камнерезы создавали мраморные памятники жертвам гражданской войны, политическим деятелям, подарки партийным съездам. Выполнялись важные правительственные заказы, такие как изготовление в 1925 году колонн для Мавзолея В.И.Ленина. В 1931 году свердловчане получили почетный заказ: огранить для кремлевских башен в Москве около двух тысяч аметистов, дымчатых топазов, аквамаринов, изумрудов, хризолитов и четыре рубиновые звезды. В 1936 году мастера изготовили карту Советского Союза с планом индустриализации народного хозяйства, которая экспонировалась на всемирной выставке в Париже и получила золотую медаль и Гран-при. Чтобы ее изготовить бло огранено 3685 самоцветов. Каменная карта весила двенадцать тонн и в настоящее время находится в лучшем музее страны – Государственном Эрмитаже. Уникальную коллекцию копий знаменитых бриллиантов, среди которых “Великий могол”, “Орлов”, “Куллипан”, создавали лучшие мастера-огранщики предприятия. Работы уральских художников по камню не раз экспонировались за рубежом на Всемирных выставках в Брюсселе, Париже, Нью-Йорке, Монреале. За участие в них предприятие награждено Большой золотой медалью и Дипломом первой степени, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.
На предприятии в эти годы работали старые мастера-камнерезы: К.Аверкиев, И.Семериков, А.Оберюхтин, Д.Кубин, Г.Зверев. К.Аверкиев известен как автор многочисленных мраморных и серпентиновых ваз и моделей письменных приборов по мотивам сказов П.П.Бажова; И.Семериков – первооткрыватель уральского ангидрита, из которого создавал различные фигурки анималистического жанра; А.Оберюхтин – автор многих красочных яшмовых и малахитовых изделий; Д.Кубин – создатель традиционных уральских горок-гротов, собранных из пестроцветного поделочного и драгоценного камня; Г.Зверев – прекрасный мастер огранки.
В камнерезном искусстве Урала 1950-70-х годов прослеживались тенденции бережного сохранения традиций прошлого. Художники завода “Русские самоцветы” Е.Васильев, В.Бакулин, Л.Безденежных, В.Молчанов, В.Саргин и другие создавали декоративные панно, сувениры, мозаичные портреты выдающихся деятелей науки и культуры, письменные приборы, шкатулки, подсвечники, вазы, подарочные сувениры, подчасники, ювелирные изделия.
В последнее время на предприятие поступили серьезные заказы на изготовление мозаичных портретов. В 2000 году были выполнены две полноценные работы в технике флорентийской мозаики: портрет первого президента банка “Международный” и портрет президента компании “Мотор Сич”.
На “Русских самоцветах” делается все возможное, чтобы сохранить лучшие традиции уральских мастеров-камнерезов. Выпускаемые здесь изделия традиционно имеют плавные, пластичные линии, изящную, современную форму: вазы, столы, большие настольные наборы, подчасники, ларцы, шкатулки, подсвечники, памятные кубки, мозаичные панно. Ювелирные украшения из золота и серебра с бриллиантами, природными уральскими изумрудами, сапфирами и другими минералами.
Вновь созданное в Свердловске в 1970-е годы производственное объединение “Уралкварцсамоцветы” специализировался на разработке объемно-мозаичных композиций из поделочного камня, ваз классических форм, анималистическим жанром и составлял достойную конкуренцию заводу “Русские самоцветы”. Идею сохранения и развития традиций высокого мастерства уральских камнерезов в 1990-е годы пришлось воплощать молодым. Только в одном Екатеринбурге появилось более десятка различных фирм по художественной обработке камня. На ежегодно проходивших в городе минерал-шоу представлялось сотни самых различных камнерезных и ювелирных изделий.
Одна из таких фирм – Екатеринбургская камнерезная фабрика. Ее руководитель А.Штанов, создав в 1991 году малое муниципальное предприятие “Эликом”, начинал методом проб и ошибок. Первые образцы продукции – шкатулки, подсвечники и др. стали раскупаться в салонах города и на выставках. Спустя несколько лет стало ясно, что предприятие определилось с выпуском камнерезных изделий и нашло свою нишу в экономическом рынке. Выпускаемые изделия разнообразны: от эксклюзивных художественных работ до серийных. Выделяются два направления: одни мастера продолжают творческий поик в традиционных уральских формах камнерезного искусства, другие разрабатывают свои изделия в стиле современного дизайна (С.Наумова, А.Лямин, В.Федоров). Изумительные фигурки в технике малой пластики из агата, малахита, аметиста и других минералов – бесшабашный бражник, лихой гусар, плутовской крестьянин – очень популярны у зарубежных заказчиков. В.Григорьев, О.Наземнов, С.Зубков продвинули искусство мелкой пластики и глиптику (резьбу на цветных камнях) анималистического характера камнерезной фабрики на международный рынок. Выпуклый рельеф камей и вогнутый инталий сегодня доступны мастерам фабрики. Интересны мозаичные работы, в том числе объемная мозаика и насыпные картины, изобретенные некогда известным художником уральского камня А.Денисовым-Уральским; гравированные картины, в которых цветные переходы структуры природного камня подчеркиваются алмазным резцом мастера, создавая объем и естественность пейзажа; останавливают взгляд и мозаичные картины в технике маркетри, когда различные по цвету и текстуре фигурные пластинки камня, искусно подобранные, чудесным образом превращаются в изображения сказочных птиц [1,с.7].
Своим почерком отличаются рукотворные произведения, которые воплощаются группой камнерезов во главе с И.Сергеевым, в 1998 году в Екатеринбурге создавшим фирму “Яхонт и К”. В работах молодого творческого коллектива объемные композиции в технике мозаичного набора из цветных камней. Эта техника достаточно трудоемка и на изготовление мозаичной работы необходимо не один месяц. Каждый фрагмент выполняется как самостоятельное произведение. При создании фигурки человека применяется традиционная резьба и пластиночная мозаика – инкрустируются детали головы, детали одежды. После соединения элементов в единое целое появляются сценки из жизни персонажей ярко выраженным национальным характером. Чаще всего мастера обращаются к русскому фольклору. Под их руками оживают былинные богатыри (“Илья Муромец”, “Добрыня Никитич”). А вот сидит на дереве и оглушительно свистит “Соловей-разбойник”. Материализуется в камне пришедший из уральских сказов П.П.Бажова образ Хозяйки Медной горы. Причем каждый видит его по-своему. У одного мастера она предстает в виде заводской девушки в белой кофте и простом сарафане из неброской пестрой яшмы. Лишь кристаллическая друза у ног будто светящийся агатовый кокошник намекают на ее необычность. Другой превращает хранительницу недр в чернокосую, сверкающую драгоценностями, неприступную красавицу в роскошном наряде из шелковистого узорчатого малахита с золотистой каймой из тигрового глаза.
Особую популярность получила тема русских басен и сказок: камнерезные музыканты из басни И.А.Крылова (“Квартет”), хитрунья-лиса (“Битый небитого…”). Желание построить сложные жанровые композиции служит толчком для показа человека в окружении естественной предметной среды. Сценки из жизни ленивого, но удачливого персонажа показаны в работах “На печи”, “Емеля”. Присматриваются друг к другу два христоматийных хитреца (“Балда и черт”). По восприятию близки к сказочности и конкретные образы любимых в народе артистов: бродячих танцоров и музыкантов (“Скоморох”, “Цыган”), деревенских песенников (“Гармонист”, “Балаечник”), циркового шута (“Клоун”). Здесь камнерезов, в большей степени, привлекает костюм и возможности его воплощения в материале. Осваивается и анималистический жанр. Реалистически выполненные свирепый кабан и единорог дают достаточно полное представление о высоком профессионализме мастеров-камнерезов фирмы “Яхонт и К” [2,с.8].
Интерес к поделочному камню постоянно возрастает. Неудивительно, что появились новые центры создания камнерезных изделий, например, Челябинская фабрика художественных изделий. На Среднем Урале в конце 1990-х годов создано ряд небольших предприятий, специализирующихся на художественной обработке камня: ТОО “Риф –М”, ООО “Шеелит”, ГОУП “Свердловскагропроминформ”, “Камни Урала”, ООО “Каст”, ООО “Уральский минералогический центр “Недра”, малое предприятие “ВИТЭКС”, “НЕДРА”, “Уникум” (г.Екатеринбург), ООО “Минерал” (г.Среднеуральск), ОАО “Северский трубный завод”, ЗАО “Уральский сувенир” и “Серебряное копытце” (п.Нейво-Шайтанский), “Центрально-Уральское государственное геолого-промышленное предприятие” (с.Новоалексеевское), ООО “Каменная слобода” (г.Нижний Тагил), “Малышевское геолого-промышленное предприятие”, ООО “Офит” и “ОЛМА” (п.Малышево), «Артель» (г.Лесной) и др. Современные камнерезные предприятия представляют собой хорошо оснащенные производства, где основная продукция – различные камнерезные изделия с использованием бронзового литья: подсвечники, подчасники, письменные приборы, вазы декоративные, панно, шкатулки... Камень привлекает разнообразием расцветок и естественной рисунчатостью, которая особо выявляется при полировке изделий. Умело подбирая куски камня, мастера с большим искусством раскрывают в своих произведениях его природную неповторимость и красоту, что само по себе не просто. Конкуренция на рынке сбыта постоянно подталкивает мастеров к поиску новых, порой нетрадиционных форм изделий. В свою очередь это требует тонкого вкуса, чуткого отношения к материалу, серьезных профессиональных знаний и владений приемами обработки камня. Одновременно с камнерезными изделиями выполняются и ювелирные украшения из природных уральских самоцветов.
Одно из лучших предприятий Екатеринбурга – ИЧП “Гранат”, успешно решающее проблему выживаемости в новых экономических условиях. Создаваемые типовые и индивидуальные камины и электрокамины с использованием техники резьбы и точения с поэтическими названиями “Виктория”, “Ноктюрн”, “Камертон”, “Романтик” и другие из мрамора, яшмы, змеевика, гранита и других уральских минералов пользуются огромным спросом во многих уголках России.
На Южном Урале успешно функционируют предприятия по созданию различных камнерезных изделий. ООО «Производственное предприятие ПСП» (г.Челябинск) – одно из них. Давно заслуженной славой пользуются мраморные подчасники этого предприятия, украшенные мелкой декоративной пластикой из литой бронзы. В Кусе ПКФ «КаРО» производит художественные изделия из природного камня: насыпные панно, подчасники, столики, шкатулки, сувениры, декоративную скульптурную пластику…
Учитывая недостаток в профессиональных художественных кадрах для ювелирной фабрики и завода “Русские самоцветы” в Свердловске в 1945 году создается профессиональное художественное училище № 42, которое и стало основной базой по подготовке огранщиков самоцветных камней, ювелиров-монтировщиков и резчиков и камню. Возлагались большие надежды на восстановление утраченных традиций камнерезного и гранильного искусства Урала. Будущие специалисты изучали рисунок, композицию, лепку, художественное моделирование. Благодаря приобщению к художественно-культурным ценностям камнерезная и ювелирная пластика постоянно и существенно обогащается. Изделия, которым свойственны эмоциональная одухотворенность, яркая образная выразительность, высоко оценивались на зональных, всесоюзных и международных выставках.
Екатеринбургский завод обработки цветных металлов на протяжение двух последних десятилетий выпускает различные камнерезные шкатулки из поделочных уральских камней. Красота должна быть доступна человеку – принцип, которому следуют заводчане.
В 1941 году, на базе гранильно-минералогической фабрики, был основан Свердловский ювелирный завод. И первые ювелирные украшения созданы по эскизам старейшего мастера В.Рощина, начинавшего свою карьеру ювелира в мастерской при дворе Его Императорского Величества. Школа, опыт и навыки мастеров киевского завода, эвакуированного на Урал во время Великой Отечественной войны, стали основой, на которой позже и развивалось крупнейшее в России ювелирное производство.
1950-е годы характерны тем, что ювелиром Е.Горкуновым и художником Н.Стаценко освоено тонкое, сложное искусство филиграни, ставшее на протяжение длительного времени одним из ярких направлений творчества на заводе. 1960-е годы знаменательны тем появлением широкого ассортимента изделий из серебра с уральскими поделочными камнями, заменившими широко используемое ранее чехословацкое стекло. Многоцветные камни Урала, оправленные в серебро, под руками талантливых мастеров-ювелиров превращались в подлинные произведения искусства. Серебряная брошь с яшмой “Кавказ” признана в 1961 году лучшей на международной выставке в Париже. С этих пор Свердловский ювелирный завод участник более 60 престижных выставок за рубежом.
Настоящей революцией в ювелирном деле стало открытие в 1954 году якутских алмазов и освоение их огранки в бриллианты: уральский бриллиант, ограненный 122 гранями, хранится в Алмазном фонде. Важной вехой считается и освоение технологии выращивания изумрудов совместно с учеными Новосибирского института геологии и геофизики Академии наук. В 1976 году получены первые искусственные изумруды, спустя несколько лет на заводе освоено выращивание изумрудной щетки и изготовление изделий с ней.
В ювелирном искусстве 1960-70-х годов были ощутимы две тенденции: одна из них – тяготение к камерности, вторая – к монументальности. В таких выставочных изделиях ведущие художники-ювелиры, члены Союза художников России В.Храмцов, М.Лесик, В.Комаров, Л.Устьянцев и другие экспериментировали, искали новые возможности сочетания металла и камня, формы и материала. Каждый из них искал свои, отличительные от других, возможности проникновения в суть камня и раскрытия его природной красоты. Но объединяющим для всех оставалась образная сила творений, покоряющих своеобразием, подчеркнутой эмоциональностью, красотой.
Однако это были изделия эксклюзивные, единичные. Необходимо было насытить рынок сбыта изделиями в большом количестве. С этой задачей возможно было справиться на крупном предприятии, каким являлся Свердловский ювелирный завод (с 1990-х годов – акционерное общество закрытого типа “Ювелиры Урала”). Расширение ассортимента – мощный стимул для оснащения высокопроизводительным, современным оборудованием. Линия по производству цепей и браслетов из золота, технологии по алмазной обработке и изготовлению пустотелых изделий, лазерные установки, позволяющие создавать камею – вот далеко не полный перечень новинок в современном производственном процессе. Особенности ювелирного искусства стало многообразие натуральных уральских минералов и их использование в качестве основного элемента ювелирного изделия. Серебро и золото зачастую выполняют роль конструктивного дополнения и искусно оттеняют естественные свойства камня-вставки. При обилии и разнообразии камней для ювелиров всегда было характерно изготовление вставок под универсальную оправу из драгоценного металла. В то же время типична и ручная подгонка оправы под дорогой камень. Доработка каста или оправы под камень, использование сложных видов крепления. Использование филиграни, умение подчеркнуть объемность форм серебряных изделий оксидированием, традиционное высокое качество работы выражаются не только в соответствии пробы металла и чистоте поверхности изделия, но и в надежности замков, отсутствии заусениц, острых кромок, тщательности обработки каждой поверхности изделия.
Вообще каждое ювелирное изделие, прежде чем стать таковым , проходит несколько этапов. Сначала модель, утвержденная на худсовете, отливается или штампуется. Больше ценится отливка, позволяющая воспроизводить любую сложную форму с изумительной точностью. Но процесс этот более трудоемкий. Сначала небольшие модельки делаются из воска, потом по 10-15 штук нанизываются на ветки своеобразного воскового дерева. Оно в свою очередь утрамбовывается формовочной смесью. А когда та затвердевает, воск выплавляется, а расплавленный металл равномерно заполняет все полости, застывая в форме, задуманной художником. Остается сколоть с "«дерева"» драгоценные "«плоды"» и передать их на участок сборки. Если литье – процесс бригадный, то сборка – индивидуальный. Ювелиры-монтировщики, оснащенные специальными инструментами и газовыми горелками, творят каждый на своем рабочем месте. Изделия у всех разные, хотя отшлифованные и установленные, закрепленные намертво под микроскопом, чтоб не вывалились, с отполированным поделочным камнем изделия будут пользоваться определенным спросом у населения. Качество изделий, благодаря работе монтировщиков, достаточно высокое. Не случайно на последней ярмарке в Москве за использование мелких бриллиантов акционерное общество закрытого типа удостоилось двух призов. Первый – за колье «Екатерина», имитирующее воротник. Второй – за браслет «Прибой», сделанные в форме ракушек.
Несмотря на дороговизну , выполняются и эксклюзивные изделия. Частные лица в основном просят изготовить колье, броши, заколки для галстуков. Пользуются спросом наборы разной комплектности. Включающие в себя кольцо, сережки, подвеску, браслет, колье, брошь. Одно из лучших изделий 1996 года – колье “Гизехский сфинкс” из золота 750 пробы с 700 бриллиантами, специально ограненными для этого изделия и украшенное благородной синей эмалью, создано художником Е.Опалевой. Она – единственный российский лауреат престижного конкурса “Алмазные премии мира-96”.
Сувенир “Русская традиция” из серебра 925 пробы, золота 750 пробы, демантоидов и яшмы, созданный художником Б.Харитоновым, был Президентом России подарен Президенту Франции Ж.Шираку, канцлеру Германии Г.Колю. К 2000-летию принятия Россией христианства была разработана коллекция ювелирных оправ для подлинной частицы священной Горы Голгофы из Иерусалима – бесценного и вечного свидетеля земных искусительных страданий и святого Воскресения Иисуса Христа. Возрос интерес к цветным прозрачным камням (аметистам, цитринам, топазам всех цветов), из которых заказывают крупные ювелирные изделия.
Предприятие “Ювелиры Урала” изготавливает в современный период свыше 2000 изделий для самого широкого круга покупателей [3,с.6]. Одна из престижных вещей – шкатулка Сокровище России, нашла свое пристанище на Ближнем Востоке, у одного из арабских шейхов. Художник-ювелир Б.Харитонов – мастер экстра-класса – создал это уникальное изделие из золота и 641драгоценного бриллианта. Для музыканта Мстислава Ростроповича были изготовлены две виолончели: одна золотая на яшмовой подставке, другая – из тигрового глаза с золотыми струнами в футляре из малахита. Оба сувенира маэстро подарил французскому президенту Шираку и испанской королеве Софии.
Далеко не каждое ювелирное предприятие может похвастаться такими новинками в производственном процессе, как линия по производству цепей и браслетов из золота; лазерными установками по работе с камнем, позволяющими создавать камеи; технологией по алмазной обработке и изготовлению пустотелых изделий. Благодаря современному оборудованию коллектив предприятия способен на невозможное. Свидетельством тому неоднократные победы на международных выставках Парижа, Монреаля, Токио, Лондона…
Предприятие к юбилейным датам изготавливает значки и медали с соответствующей символикой. Плоские и объемные, рельефные и гнутые проволочные, с использованием камней и покрытые цветной эмалью. Они остаются на долгую память. Не так давно вошли в моду геральдические знаки, придуманные ведущим Б.Харитоновым. Выполненные в виде массивных подвесок. Украшенных цветной эмалью. Они символизируют власть в определенном регионе и на сегодня имеются у губернатора Свердловской области, у мэров Екатеринбурга, Красноярска и Каменска-Уральского. Причем, знак мэра вручается в комплекте с символической печатью и ключом от города, оформленными в том же стиле [4,с.14].
Традиционное для Урала ювелирное искусство и в Перми родилось с организацией в 1969 году экспериментального ювелирно-гранильного завода, основная продукция которого – ювелирные изделия с финифтью – броши, кулоны, кольца, перстни, запонки. Со временем под руководством Л.И.Кравченко была отработана технология финифти и живописной эмали, при которой рисунок и размещение композиции на пластинке переводились не при помощи “припороха”, которые затем выгорают при обжиге, как в ростовских финифтях, а при помощи краски, которая при обжиге не выгорает, а колористически обогащает рисунок
В финифтяных композициях В.Ф.Калинина, В.Г. и Н.Н.Барышниковых преобладает рисунок живой, экспрессивный, выразительный. Они создали свою, отличительную технологию изделий. Она позволяет более свободно обращаться с филигранью при работе над изделиями. Художники предпочитают растительный узор и традиционную многоплановую ажурную филигрань. Витиеватую, с прихотливо переплетающимся рисунком [5,с.161-164]. Специалистов для производства решено было готовить на базе Кунгурского профтехучилища.
Искусство современных художников-ювелиров и камнерезов широко представлено в ряде музеев Урала. И наиболее полно – в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства г.Екатеринбурга. Здесь не только фонды богатые, но и часто устраиваются различные художественные выставки, значимость которых трудно переоценить. Например, одна из последних персональных выставок под названием “Лодка Хоккайдо” посвящена творческой деятельности за последние три года В.Шицалова (2001г.). Свое название она получила в честь одной из работ – ажурной серебряной чаши в форме рыбацкого суденышка. Да и сами работы В.Шицалова – словно сувениры, оставшиеся от дальних путешествий, от философских размышлений и различных направлений в искусстве. Латунное колье “Леди Вестерн” с подвесками-кобурами – привет от вольных ветров техасских прерий. Брошь “Птица” утренних парусов таит в себе романтику пьес Матерлинка [6,с.7].
Философская тема проникла и в ювелирное искусство. На одной из ежегодных выставок камнерезного и ювелирного искусства «Калейдоскоп самоцветов» (Екатеринбургский музей изобразительного искусства, 2001г.) были представлены работы Т.Ямалетдинова (Шар-планета из горного хрусталя, заключенный в металлический каркас – символ космической энергии), В.Храмцова (кольца и браслеты из комплекта «Познание» – не то египетские пирамиды, не то стартовые площадки межпланетных кораблей).
Одна из проблем – не сформированность аудитории, которая могла бы заинтересоваться по-настоящему оригинальными произведениями и приобретать их. Большинство людей, которым редко представляются шансы ознакомиться с подлинно новыми вещами и стилями в ювелирном искусстве, просто приучены к массовым. Художники «обкатывают» новые свои наработки на выставках, чтобы зрители к ним привыкли. Часть работ оседает в музейных коллекциях, а остальные вещи и превращаются в искусство для себя, так и оставшись невостребованным.
Примечание
1.Шарова Л. Живые глаза Земли. // Российские промыслы. – М.: Изд-во Ассоциации “Народные художественные промыслы России”, 2000, №1(7). 12с.
2.Парнюк Т. Каменные сказки “Яхонта” // Там же.
3.Бырдин Ю. Есть такая традиция: быть первыми // Там же.
4.Львова А. «Ювелиры Урала» своих заказчиков не выдают. //Подробности. 2001, 18 октября. С.14.
5.Казаринова Н.В. Художники Перми. – Л.:Художник РСФСР, 1987. – 192с.
6.Коновалова М. Металл, камень и поэзия. //На смену!. 2001, 11 мая.-С.8.
Художественное стекло
Все основные школы стеклоделия нового времени расположены далеко за пределами Урала: Гусевский, Дятьковский, Петербургский и другие заводы России с ХУШ века выпускают рукотворное художественное стекло. Лишь сравнительно недавно художественное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле искусства Урала. Его особенностью является то, что работу над массовой функциональной вещью большинство художников стало сочетать с творческими поисками в области чисто декоративной. В работах стекло проявило себя в качестве неисчерпаемого в своих возможностях пластического материала, средствами которого можно практически решить любые задачи.
Впервые художественное стекло появилось в Нижнем Тагиле: на Нижнетагильском металлургическом комбинате в 1982 году был организован цех сортового стекла. Выпуск отдельных изделий из цветного гутного и накладного стекла с последующей обработкой алмазной гранью. Обучение мастеров проводилось в Гусь-Хрустальном – знаменитом своим хрусталем. Помимо ранее известного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла стало появляться и цветное (красное, синее, зеленое, молочное, фиолетовое). Менялись и приемы декорирования стекла. Постепенно приходил опыт, а с ним и высокое качество ваз, светильников, бокалов. Стекло этого периода отмечено активными поисками нового, современного стиля, через постепенное преодоление испытанных некогда методов. Простота видилась в естественности функциональных форм, в органичности лаконичного декора. Выдувальщик С.Овсянников стал автором уникальных изделий “Лунная ночь”, наборов “Невеста” и “Золотой ключик” (1995г.). Традиционная алмазная огранка в работах Л.Богдановой, И.Шушпановой, И.Коноплянской обретает новую образность, нежность и неповторимость рисунка.
Последующие годы характеризуются тем, что художественное стекло активно вторгается в общественный интерьер, становится его эмоциональной доминантой. С 1984 по 1998 годы ТОО “СЕЛЕН” (г.Екатеринбург) выпускал изделия из цветного гутного стекла. К сожалению, предприятие было закрыто как не профильное для Верхисетского завода. В эти же годы рукотворный хрусталь появился и на базе ЗАО «Заречный» (бывший Асбестовский кирпичный завод). Вот уже двадцать лет предприятие специализируется на производстве ваз, кувшинов, фужеров и других предметов для сервировки стола – всего более двухсот наименований. Особая гордость мастеров хрустальных дел – сувенирные соборы: Василия Блаженного и «Россия». В преддверии 2002 года мастера ЗАО «Заречный» приступили к выпуску новогодних хрустальных лошадок. Изящные, грациозные фигурки, символизирующие год Белой лошади, похожи на настоящих скакунов. Кроме этого небольшие хрустальные вазы в количестве пяти тысяч штук с изображением лошади, выполненные в технике лепнины. Сколько же творчества, умения и душевного тепла внесли создатели в эти сувениры!
Несколько лет назад в «Заречном» начали изготавливать хрустальные люстры, которые украсили актовый зал управления Свердловской железной дороги, Камерный театр Екатеринбурга, Тюменский государственный университет, здание Свердловской областной Думы т другие объекты социально-культурного назначения. Изделия асбестовских мастеров уже завоевали признание во многих уголках страны. И география поставок «Заречного» огромна: от Балтики до Тихого океана. Высокое мастерство уральского хрусталя обусловлено наивысшим содержанием в нем свинца – 24 процента и тем, что все операции от выдувания до конечной художественной обработки выполняются вручную и малыми сериями. Способствует этому и творческое сотрудническое содружество уральцев со всемирно известными творцами из Гусь-Хрустального и Санкт-Петербурга. В настоящее время мастера «Заречного» работают над производством цветного хрусталя, из которого будут создаваться новые типы хрустальных изделий.
Наивысшие достижения в художественном стекле достигнуты мастерами Екатеринбургского промышленно-производственного комбината художественного фонда, которые создают уникальные по своей значимости изделия: светильники, витражи, декоративную пластику…