Определять жанр музыкального произведения

«Забавные куклы».

Муз. -дид. материал: «Колыбельная» - Римский-Корсаков

« Французский марш».

« Из-под дуба» - р.н.м.

Несколько детей сидят за столами. В руках у них куклы. Педагог говорит детям, что их куклы очень забавны, - они умеют внимательно слушать музыку и маршировать, плясать или засыпать, в зависимости от того, какое произведение звучит. Предлагает детям также внимательно слушать музыку и помогать куклам, выполнить задание. Затем педагог несколько раз исполняет произведения в разной последовательности. Внимательно следит за тем, свое­временно ли начинает тот или иной ребенок действие, соответствующие характеру и.эмоциональному содержанию звучащего произведения. В конце игры педагог отмечает детей, куклы которых не ошиблись в действиях. По желанию победителя проводится игра или пляска с куклами.

«Волшебные картинки».

Дети сидят за столом в три ряда. Перед каждым лежат три картинки с изображением марширующих детей, поющих и танцующих. Педагог: Мы будем играть в игру: узнавать музыкальные жанры, соревноваться, кто лучше слушает музыку. Я буду проигрывать произведения сначала подряд, а затем в разной последовательности. Перед Вами на столах лежат три картинки. Они не простые, а волшебные. Они помогут Вам правильно определить жанр музыкального произведения: марша, пляски и песни. Посмотрите на них внимательно. Увидели, что на них изображено? Сейчас я постав­лю пластинку, а вы внимательно слушайте. Если догадаетесь, к какому жанру относится музыка, поднимите соответствующую картину. Тот ряд, дети которого меньше ошибались, получают флажок.

«Слушай внимательно».

1. Дети сидят за столами. Перед каждым карточка с изображением танцующих пар или персонажи сказок и по три фишки.

Дети слушают танцевальную музыку, угадывают ее и закрывают в карточке соответствующую картинку фишкой. Если это вальс - картинку с кружащейся девочкой, полька - картинку с танцующей парой, пляска - с изображением хоровода, характерный танец - картинку с изображением персонажа.

2. При звуках вальса - дети танцуют, перемещаясь по всей комнате / танцует команда «Мальвина».

«Полька» - команда «Буратино».

«Характерный танец» - Зайчики»

«Бальный танец» - «Чебурашка»

«Русская народная пляска» -танцуют «Матрешки».

Примечание: Предварительно дети делятся на 5 команд.

Муз. -дид. материал: «Вальс» - Аренского, «Полька» - Кюи, Русская народная пляска,

«Заинька» - р.н.м., «Чебурашка» бальный танец - Шаинский.

«Разноцветные клоуны».

Цель: Совершенствовать умение различать жанр.

(см. Задания, способствующие развитию у детей умения определять ха­рактер музыки).

«Что делают в домике».

/см.сб. «Муз. - дид. Игры - Кононовой/.

Игры, способствующие развитию у детей умения определять форму музыкального произведения.

«Во поле береза стояла».

Цель: Научить различать двухчастную форму произведения.

Муз. - дид. материал: «Во поле береза стояла» - р.н.м.

Игровые пособия: Два плоскостных изображения березки в летнем и осеннем

лесу.

Дети располагаются в 2 круга возле березок. Педагог отмечает, что куплет состоит из запева и припева. Предлагает соревнование: кто точнее отличит части песни. На запев дети двигаются плавным, хороводным шагом /стоящие около березки в летнем уборе/. На припев идут дети, стоящие вокруг березки в осеннем уборе. Мелодия исполняется на металлофоне без пения, поэтому педагог имеет возможность несколько раз подряд исполнять мелодию запева, то припева. В конце игры отмечает отличившихся детей, можно про­вести хоровод «Во поле береза стояла».

«Козлята и волк».

/см. Задания, способствующие развитию умений определять характер музыки/.

«Определи форму».

/см. Задания, способствующие развитию творчества в воображении музыки/.

Задания, способствующие развитию у детей умения различать музыкальные средства выразительности.

Игры для развития звуковысотного слуха.

Музыкальное лото.

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки - ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры. Ребенок - ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты -кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Ступеньки.

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

Угадай колокольчик.

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребенок - ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок - на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый - на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый - на верхней, если звенит ма­ленький колокольчик.

Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня.

Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки - ноты на трех линейках.

Повтори звуки.

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - "дан", зеленый - "дон", желтый - "динь"; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: "Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его "дан", он звучит так (поет do

первой октавы): дан - дан - дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его "дон", он звучит так (поет ми первой октавы): дон - дон - дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его "динь", и звучит он так (поет соль первой октавы): динь - динь - динь". Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет "динь - динь - динь" (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Наши рекомендации