Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа
Анализ изобразительных средств
1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов:эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставленияи т.д.
2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.
Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение.
Анализ стихотворения в контексте
1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) - и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.
2. В контексте национального литературного процесса:найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.
3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.
АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:
- сюжета или мотива;
- образной системы;
- лексики;
- изобразительных средств;
- синтаксических конструкций;
- других параметров, подсказанных самими текстами.
Найти различия на тех же уровнях.
Объяснить выявленные различия
а) в произведениях одного и того же автора:
- разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
- различием художественных задач;
- противоречиями мировоззрения и мироощущения;
- другими причинами;
б) в произведениях разных авторов:
- различием художественных миров;
- если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития;
- если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.
АЛГОРИТМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
Поэзия
1. Прочитайте текст.
2. Вспомните, что вы знаете об этом произведении и его авторе.
3. Дайте общую характеристику произведения (если возможно, время написания, место в творчестве поэта).
4. Сформулируйте первое впечатление о тексте (о чем стихи?).
5. Каков смысл заглавия (если оно есть)?
6.Найдите ключевые образы - обычно они противостоят друг другу по эмоциональной окраске, и это «противостояние» определяет всю «энергию», напряжение стиха.
7. Какие лингвистические средства помогают понять смысл образов и основнуюмысль автора:
§ лексика – синонимы и антонимы, в том числе контекстуальные; слова в переносном значении; изобразительная или эмоционально окрашенная лексика; стилистическая окраска лексики – высокая, книжная или низкая, разговорная, наличие архаизмов, славянизмов и т.д. их функция;
§ наличие тропов, (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)их функция;
§ фонетика, звукопись: аллитерация (повтор согласных) и ассонанс (повтор гласных), их функция;
§ морфология: какие части речи преобладают? - Обилие глаголов, деепричастий придает динамизм действию, обилие прилагательных – замедляет ритм, придает произведению плавность, напевность; частицы, междометия усиливают эмоциональное воздействие и т.п.;
§ синтаксис:количество предложений, их размер и структура (простые, сложносочиненные или сложноподчиненные, наличие второстепенных членов, их функция и т.п.).
8. Стиховедческие параметры и их роль в общем звучании текста:
§ строфика и ее соотнесение с синтаксисом: деление на строфы исовпадение конца предложений и конца строф или строк (если не совпадают, определить художественную функцию переносов – приближение к разговорной речи, выделение определенного слова в конце строки, нагнетание эмоции и др.);
§ размер: двусложные или трехсложные размеры, какие именно (хорей – «веселый», «легкий», трехсложники – напевные, замедляющие ритм и т.д.);
§ особенности рифмы (мужская, женская, их чередование) и т.п..
9. Интонация стиха и средства, ее определяющие: наличие бессоюзия или многосоюзия, повторы слов, строк, синтаксических конструкций, длина строк.
10.Обобщение– уточнение главной мысли и принципов ее художественного выражения.
Проза
1. Прочитайте текст.
2. Определите характер текста: законченное произведение или отрывок из большого произведения.
3. Если самостоятельное произведение, определите жанр текста: эссе, лирическая миниатюра, притча, стихотворение в прозе и т.п. Если эпизод, охарактеризуйте его: сюжетный эпизод, описание пейзажа, монолог или диалог героев, слова «от автора».
4. Вспомните, что вы знаете об этом произведении и его авторе.
5. Сформулируйте первое впечатление о тексте (о чем в нем говорится?).
6. Каков смысл заглавия (если его нет, придумайте заглавие к данному тексту)?
7. Если это часть произведения, определите его роль в произведении (развитие сюжета, раскрытие характера героя, его внутреннего мира; создание определенного настроения у читателя и пр.).
8. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).
9. Какова композиция данного текста (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?
10. Как связаны части текста (лексические и синтаксические средства связи)?
11. На каком приеме (приемах) построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное развитие чувства – или мысли; динамичность, быстрая смена событий или плавное течение сюжета, неторопливое созерцание и т.д.)?
12. Хронотоп текста (пространство и время), особенности его выражения (может быть, рассказ в рассказе, «столкновение» времен и т.п.).
13. Найдите основные образы текста (есть ли образ автора?).
14. Какие лингвистические средства помогают созданию образной системы и воплощению основной мысли текста?
Для этого выделить элементы текста, дающие представление о «голом» сюжете и анализировать остальной текст с точки зрения художественной функции «лишних» элементов:
§ лексика (синонимы и антонимы, в том числе контекстуальные; слова в переносном значении; фразеологизмы; изобразительная или эмоционально окрашенная лексика; стилистическая окраска лексики – высокая, книжная или низкая, разговорная, наличие архаизмов, славянизмов и т.д., их функция);
§ наличие тропов (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) и их функция;
§ фонетика: аллитерация (повтор согласных) и ассонанс (повтор гласных), их функция;
§ морфология: обилие глаголов, деепричастий придает динамизм действию, обилие прилагательных – замедляет его; частицы, междометия усиливают эмоциональное воздействие и т.п.;
§ синтаксис: размер предложений, их структура (простые, сложные, наличие второстепенных членов, их функция и т.п.).
15. Определите стиль речи (художественный, публицистический, научный и т.д.); возможно, сочетаются разные стили речи (высокий, разговорный, книжный); речевая характеристика героев.
16. На основе проделанного анализа сформулируйте основную мысль текста.