Что же такое риторика?

УДК 801.6

ББК 83.7я73

© Р.В. Головина, 2008

© Курский госуниверситет, 2008

Содержание

Предисловие………………………………………………………………
Что такое риторика?....................................................................................
Занятие 1. Техника речи………………………………………………
Разминки…………………………………………………………………….
Разминка 1…………………………………………………………………
Разминка 2…………………………………………………………………
Разминка 3…………………………………………………………………
Разминка 4…………………………………………………………………..
Разминка 5…………………………………………………………………..
Разминка 6…………………………………………………………………..
Экскурсия…………………………………………………………………..
Занятие 2. Выбор темы. Определение целевой установки………………
Занятие 3. Логические приемы аргументации……………………………
Занятие 4. Психологические приемы воздействия……………………….
Занятие 5. Этические приемы убеждения………………………………...
Занятие 6. Композиция публичного выступления. Вступление, его виды………………………………………………………………………….
Занятие 7. Композиция публичного выступления. Изложение. Виды изложения…………………………………………………………………
Занятие 8. Рассуждение и его виды………………………………………..
Занятие 9. Рассуждение в виде хрии. Структура хрии………………….
Занятие 10. Заключение и его виды……………………………………….
Занятие 11. Приемы захвата внимания аудитории……………………….
Занятие 12. Типы речей…………………………………………………….
Занятие 13. Элокуция (украшение речи)………………………………….
Проверочные задания к аттестации по дисциплине «Риторика»
Советы выступающим…………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………

Предисловие

Данное учебное пособие предназначается для студентов различных специальностей, изучающих курс «Риторика»; им могут воспользоваться также учителя для преподавания названного курса в лицеях, гимназиях, в старших классах общеобразовательной школы, другие лица, стремящиеся овладеть умениями публичного выступления.

Сжатая теоретическая информация по курсу соединяется с практическим наблюдением и серьезной тренировкой; студентам предлагается немедленно применить определенную риторическую теорию в ораторской практике – как по частям, так и в целом.

С самого своего существования риторика обслуживала нужды активной стороны коммуникативного процесса – нужды говорящего и пишущего. Риторика необходима для всех людей, которым в силу их профессиональной принадлежности приходится говорить. Сегодня, как и в давние времена, наибольший интерес к риторике проявляют люди, так или иначе связанные с публичным пространством, – журналисты, политики, политологи. Однако интерес проявляют и те, кто обращается к небольшой аудитории, к группе людей или даже к одному человеку.

Целью учебного курса риторики является: формирование у обучающихся знаний теоретических основ публичной речи и практических умений, касающихся техники речи, построения публичного выступления, разных видов аргументации, составления текстов разных типов речи, замысла, темы и цели речи; работы над формированием правильного дыхания, интонации, тембра.

Основаниями для отбора профессионально значимых знаний и умений, включенных в программу курса, являются:

– система профессиональных задач, структура и содержание деятельности руководителей малого и среднего бизнеса и выявление оптимальных путей повышения профессиональной компетентности руководителей;

– ориентация содержания курса на возможность его корректирования к конкретным потребностям обучающихся в области совершенствования их управленческой подготовки.

Настоящее пособие поможет говорящему и пишущему правильно отобрать языковые средства, целесообразно построить высказывание и текст в целом и наиболее точно и полно донести его содержание до слушателя и читателя.

То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас. Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще. Сначала предполагается знакомство с особенностями звучности и выразительности, с техникой улучшения тембра, с ролью тембра в передаче чувств, с произношением и артикуляцией. Недостатком многих выступающих является монотонность их речи, невыразительность, неинтонационность. Поэтому здесь предполагается провести тренинг, работу над формированием выразительности речи.

Процесс создания замысла речи, т.е. формулировки темы, предмета, тезиса и цели речи, их особенности и предъявляемые к ним требования рассматриваются в следующем разделе.

В центральной части пособия обучающиеся познакомятся с формой и композицией публичного выступления. Узнают об общих принципах и структуре публичного выступления. Зачастую композицией публичного выступления пренебрегают. Основное внимание уделяют содержанию, а не форме. Текст, плохо структурированный, трудно воспринимается и может быть совсем не понят слушателем.

Развертывание темы и тезиса речи, аргументация и виды аргументов, общие правила и приемы эффективной аргументации рассматриваются в следующем разделе.

Содержание следующего раздела направлено на формирование знаний о разных видах публичных выступлений в зависимости от поставленной цели выступления, на освоение особенностей построения разных видов выступлений.

И, наконец, последние разделы посвящены знакомству с художественно-образными средствами языка, которые украшают публичную речь и делают ее выразительной, эмоциональной и воздействующей, и овладению основными речевыми средствами усиления изобразительности. Вопросам подготовки и собственно выступления.

Приоритетные формы, методы, технологии обучения.

Дисциплина «Риторика» вмещает курс лекций и систему практических занятий, контрольные работы, консультации, самостоятельную работу. Каждая тема завершается перечнем тех знаний, которые должен получить обучающийся в ходе занятия, и умений, которыми он должен овладеть. Практические занятия направлены на овладение навыками правильной речи, публичного выступления, на создание совершенно индивидуального, особенного стиля речи.

Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются задания, методические рекомендации по ее выполнению. Часть самостоятельной работы осуществляется под руководством преподавателя в аудитории.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является творческий зачет. Зачет представляет собой произнесение заранее написанных трех образцов речей:

– речи-убеждения,

– речи-описания (описать предмет, не называя его),

– речи-рассуждения (в форме хрии по заданному афоризму).

Что же такое риторика?

Что же такое риторика? Ответ на этот вопрос, к сожалению, сразу не дашь. Потребуется некоторое время и некоторые усилия.

Само слово риторика происходит из греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель «384–322 гг. до н.э.». Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», как «общие принципы ведения спора».

Таким образом, в понимании Аристотеля риторика есть искусство убеждать, спорить. И это понятно, потому что именно в Древней Греции зародилось искусство спора и возникли первые школы риторики.

На протяжении длительного времени отношение к риторике менялось под воздействием культурно-исторических, экономических, социально-политических, психологических, коммуникативных. В XX веке интерес к этой науке возрождается и растет.

И сегодня эту науку понимают как

культуру речи (грамотную правильную речь),

публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления),

искусство вести спор,

межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, добиваться коммуникативной цели в межличностном общении).

Соответственно, какие цели мы для себя ставим, таким умениям и обучаемся.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Занятие 1

Техника речи

С точки зрения произношения речь должна обладать рядом достоинств: быть четкой, громкой, звучной, интонированной и т.д. Играют роль многие качества голоса и произношение, такие как 1) постановка дыхания; 2) дикция; 3) интонация; 4) тон и тембр голоса.

1. Дыхание.

Набирать воздух следует через нос, тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань, в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Следует отдавать предпочтение «глубокому дыханию» (диафрагменному или брюшному) и боковому, а не довольствоваться верхним дыханием, последствием которого могут быть спазмы, особенно при поднятом положении плеч.

Полезно представление о вдыхании аромата цветов.

Выговаривайте каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно.

Говорите в нормальном темпе на одном дыхании как можно дольше.

Вдыхайте воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза.

2. Дикция.

Для устной речи крайне важна дикция. Звуки и слова нужно произносить правильно, чтобы слушающий мог их разобрать.

Для тренировки дикции подойдут скороговорки.

Задание.Произнесите медленно, четко выговаривая звуки, три раза без остановки выбранную скороговорку. Потом можно произносить, постепенно увеличивая темп. Когда будет хорошо получаться, можно усложнить задачу: зажать между передними зубами ластик и в таком положении произносить скороговорки. Органы, участвующие в произношении, напрягутся, станут активными. Главное – зафиксировать такое их состояние.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.   Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.   Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.  
Бык тупогуб, тупогу- бенький бычок, у быка бела губа была тупа, тупа, тупа.     Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.   Волховал волхв в хлеву с волхвами. Уточка-вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.  
— Вы вола, вола вылавливали? — Не вылавливали мы вола, не вылавливали! — Вы вола за валами завяливали? — Не завяливали мы вола, не завяливали! — На вола валуны вы не взваливали? — На вола валуны мы не взваливали, мы не взваливали! — Вы лавинами вола не залавливали? — Не залавливали мы вола, не залавливали!   Под рёв фанфар, под фейерверк фальшфейеров фрегат вошёл в фарватер Финского залива.   Не смейся надо мной, не пересмехотствуйся, Я сам тебя пересмехотствую и перевысмехотствую.   Шлёпают гуськом Гусак за гусаком, Смотрит свысока Гусак на гусака, Ой, выщиплет бока Гусак у гусака. Дрозд дроздиху дразнил-передразнивал, да не вы дразнил, а дроздиха дрозда просто выдрессировала.  
Жил жук по имени Жак. Шил Жак жёлтый пиджак, Маме — пижаму, Жене — жакет, Сыночку — тужурку, Дочке — жилет, Внучке Жучке — Кожаные брючки, Жабе — жабо, А себе — ничего!   Мышонку мама-мышка Шептала: — Шалунишка! Шумишь, шуршишь, болтаешь! Ты маме шить мешаешь! А я,— шепнула мышка,— Подушку шью, малышка! Шёл Шишига по шоссе, Шёл шурша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка!», Шевельнёт ушами.  
Аи, глаза-глазёнки, Аи, глаза-глазищи — Всё на свете разглядят, Разглядят, разыщут.   Мы заходим на вокзал, Входим мы в просторный зал. Быть в таком огромном зале Можно только на вокзале.   Много ли, мало ли, Милями, мелями Медленно плыли мы Вдоль по волнам. Ливни манили мы, Волны молили мы. Мы ликовали: Земля мнилась нам.  
Поймали на леску В лимане налима. Ловили налима в лимане не раз. Налима варили, налима солили — Уха из налима пришлась в самый раз!   Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.     Ложечка ты моя желобоковыгибистая, да с риподвыподвертом.  

3. Интонация важный компонент устной речи, отличающий ее от письменной формы. Интонация окрашивает речь, помогает формированию и различению слуховых образов. Одна и та же информация, сказанная с разной интонацией, имеет разный смысл.

Интонация делает речь объемной, выпуклой, что позволяет быстро воспринять ее слушающему.

Задание.Произнесите скороговорку с разной интонацией.

Для того чтобы найти подходящую интонацию, необходимо мысленно погрузить себя в ситуацию, когда используется та или иная интонация, вызвать определенные переживания.

Например, информационное сообщение – это сообщение новости. Оно практически интонационно нейтрально. Веселое смешное сообщение можно сравнить с зазыванием Петрушки на площади: «Сюда, сюда, честной народ!», на постоянном интонационном подъеме. В сплетне есть момент оценки, язвительной оценки. Сказительная интонация, самая, на мой взгляд, легкая для воспроизведения, так как всем нам в детстве бабушки читали сказки. И мы проносим эти воспоминания через всю жизнь. И, наконец, страшилка. Вспомните, детскую страшилку «В темном-темном лесу…».

Прочитайте следующий текст из скороговорок

· как информационное сообщение диктора телевидения,

· как смешное веселое сообщение,

· как сплетню,

· как сказку,

· как страшилку.

Здание реконструирова­ли, проходы забаррикадировали, жителей эвакуировали, время зафиксировали, результаты запротоко­лировали – всё, как запланировали и запрограммировали.

Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-больтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: не ел, не ел, а за столом посидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул.

Ничто так не упражняет в интонации, как чтение прозаических и поэтических произведений.

Задание.Прочитайте выразительно на выбор прозаический и поэтический тексты.

№ 1

К моему отцу – участнику штурма Берлина (его рота в числе других кровопролитными рывками-атаками выбивала фашистов из имперской канцелярии) пришла пожилая вдова, сокрушаясь и возмущаясь, стала рассказывать.

Подростки у околицы села, где война оставила железный трофейный хлам, траншеи и захоронения, «доискались» фашистских воинских знаков. Один нацепил на грудь. И еще – двое. В торжественные дни они, надо думать, прикалывают на рубашки иные значки!

«Мы сровняли могилы начисто…» Убрали их из Ясной Поляны, из подмосковного Клина, из Кольцовского сквера. Потому что эти пяди земли – не кладбища, но мир жизни, духовные, народные святыни; а еще потому что «…не приглашали»…

Но что было в кровоточащие дни войны, по горячим, обугленным следам. Тогда иные были точки отсчета, ненависть порождала ненависть, возмездие требовало своего, тогда в публицистических статьях частое, как заклинание, «убей!» звучало не режуще.

Теперь же…

«Подростки, молодо-зелено…» То, что подростки, – еще ужаснее. Начав с кощунственного, к чему придешь?

Фашистский воинский знак на груди подростка… Что это? Идеологическое ослепление? Ёрничество? Молодая дурь? Или же просто диковинка, которую захотелось потрогать, иметь? Но тогда чья же это вина, что подростку даже не явилась мысль, что эту «диковинку» носил фашист, который, могло статься, в миг атаки убил его деда, молодого тогда пехотинца?

№ 2

В каком, особенно горько это видеть, состоянии изоляции от массовой молодежной среды пребывает народно-песенная линия музыкальной культуры. Сент-Экзюпери говорил, что достаточно услышать несколько тактов деревенской девичьей песенки XV века, чтобы понять, как низко пала наша цивилизация. В сложное наше время в наш быт вошло много наносного, заемного, нездорового, когда, грубо говоря, иная девчонка стыдится признаться, что ей стыдно было бы мало не нагишом маршировать по сцене в одном из этих аукционов-распродаж очередных «мисс», – неужто не пригодится нам целомудрие, мужество искренность, бескорыстие, душевная опрятность – то есть все то, что через века нес в слове, музыке, танце наш народ? Неужто навсегда отзвучал и «высокий голос русского романса»? И нет с нами песен революции и гражданской войны, наших песен тридцатых годов и «сороковых роковых», потому что гнусностями «культа» подорвана вера народа в правоту своей исторической миссии?

«В песне – душа народа». Тревога народу, если в его песнях (точнее сказать – в тех песнях, которые он поет и слушает в тот или иной период своей истории) объявится душевная недостаточность. Тревога народу, если его молодежь в тот или иной период истории станет стыдиться дедовских напевов. А ведь у нас это в недавние годы наметилось.

Родимый хлеб души многие, ох и многие, мечут под ноги, надеясь на «импорт». Когда же спохватимся?

№ 3

Ты в моих помыслах такая:

Небесная голубизна – светла, ясна. В прозрачности глубоких красок неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний остановилась ты, подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане. А на лице твоем Покой и Благодать – две спутницы твои и каждой женщины, которая готова страдать и ждать, когда дитя – ей, первой ей, произнесет свое вот-вот родившееся слово. Как не гордиться ей, одной из матерей, начальным зернышком огромной жизни, которому она дала родиться – как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей. Так солнце дарит миру на рассвете свой первый луч, младенца нового земного дня. И тот, кто может взвесить на руке песчинку, незаметную в песке, способен ощутить весь вес планеты. Так и мать, свое дитя подъемля, – всю Землю держит. И только потому ее святой позволено назвать.

Так, в красках Рафаэля возникая,

Равно держа и Землю, и зерно,

Ты в помыслах моих такая.

(Эдуард Межелайтис. «Женщина», отрывок. Пер. с лит. С. Кирсанова)

№ 4

Пилигрим

Передо мной страна волшебной красоты,

Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица.

Так почему ж душа в далекий край стремится,

В былые времена влекут меня мечты?

Литва! Своей листвой мне слаще пела ты,

Чем соловей Байдар, чем юная певица;

Бродя среди болот, умел я веселиться,

А здесь не веселят ни рощи, ни цветы.

Какою прелестью манит земля чужая!

Так отчего ж грущу, со вздохом вспоминая

Далекую мою, подругу давних лет?

Она в родном краю, куда мне нет возврата,

Где все ей говорит, как я любил когда-то.

Вздохнет ли обо мне, на мой ступая след?

А. Мицкевич

№ 5

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

Ворон! Где б нам отобедать?

Как бы нам о том проведать?

Ворон ворону в ответ:

Знаю, будет нам обед;

В чистом поле над ракитой

Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,

Знает сокол лишь его,

Да кобылка вороная,

Да хозяйка молодая.

Сокол в рощу улетел,

На кобылку недруг сел,

А хозяйка ждет милого,

Не убитого, живого.

А. Пушкин

№ 6

Прибежали в избу дети,

Второпях зовут отца:

«Тятя! Тятя! Наши сети

Притащили мертвеца».

«Врите, врите, бесенята, –

Заворчал на них отец; –

Ох уж эти мне робята!

Будет вам ужо мертвец!

Суд наедет, отвечай-ка;

С ним я ввек не разберусь;

Делать нечего; хозяйка,

Дай кафтан: уж поплетусь…

Где ж мертвец?» – «Вон, тятя, э-вот!»

В самом деле, при реке,

Где разостлан мокрый невод,

Мертвый виден на песке.

А. Пушкин

№ 7

Типичный случай

Двое тихо говорили,

Расставались и корили:

«Ты такая…»

«Ты такой!..»

«Ты плохая…»

«Ты плохой!...»

«Уезжаю в Ленинград… Как я рада!»

«Как я рад!!!»

Дело было на вокзале,

Дело было этим летом,

Все решили. Все сказали.

Были куплены билеты.

Паровоз в дыму по пояс

Бил копытом на пути:

Голубой курьерский поезд

Вот-вот думал отойти.

Уезжаю в Ленинград… Как я рада!»

«Как я рад!!!»

Но когда

Чудак в фуражке

Поднял маленький флажок,

Паровоз пустил барашки,

Семафор огонь зажег…

Но когда…

12 : 20

Бьет звонок. Один. Другой.

Надо было расставаться…

«До-ро-гая!»

«До-ро-гой…»

«Я такая!»

«Я такой!»

«Я плохая!»

«Я плохой».

«Я не еду в Ленинград… Как я рада!»

«Как я рад».

И.П. Уткин

4. Тембр и тон голоса.

Тембр – характерная окраска, сообщаемая звуку голоса обертонами, призвуками [Ушаков 1996: 4: 675]. Тембром называется особая голосовая окраска, имеющаяся в каждом достаточно развитом голосе, пишет В.И. Аннушкин [Аннушкин 2007: 210]. Ученые пишут, что тембр мало поддается классификации. И тем не менее выделяют, например, такие характеристики тембра голоса: бархатный, грустный, детский, жесткий, звонкий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, ласковый, пустой, светлый, мрачный, холодный и т.д. Считают также, что развитие тембра голоса возможно. Происходит это «вследствие накопления жизненного опыта, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая и бывает отражена на лице взрослеющего ритора, и находит постепенное отражение в его голосе» [Аннушкин 2007: 211].

Тон – тот или иной оттенок речи [Ушаков 1996: 4: 788]. Например, можно привести следующие характеристикитона: спокойный, повышенный высокомерный.

Задание. Продолжите ряд тембровых характеристик голоса. Затем выберите одну из них и попытайтесь произнести фразу выбранным тембром и тоном.

Сила действия равна силе противодействия.

Разминки

О необходимости разминок инее приходится и рассуждать. Об их несомненной пользе пишут, например, авторы методических рекомендаций по преподаванию риторике в школе [Риторика 2002: 18]. Актуальность речевых разминок сохраняется и в вузе. Их проведение позволяет:

· обеспечить систематическую работу студентов над речевым аппаратом;

· подготовить речевой аппарат к произнесению речи;

· показать, что работа над техникой речи должна осуществляться постоянно, непрерывно;

· учитывать индивидуальные речевые особенности, возможности и потребности каждого студента;

· нацеливает студентов на самостоятельную работу по совершенствованию произносительной стороны речи;

· развивать и совершенствовать другие качества, необходимые оратору.

Разминка 1

Цель заданий, помещенных в данном разделе, – повторение сведений о слагаемых интонации, выполнение комплекса дыхательных, артикуляционных и дикционных упражнений.

Оценка уровня развития произносительно-речевых умений, проявленных каждым студентом.

Задание. «Насос». Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, – выдох.

Усложним задачу: теперь со звуком. Соберите губы как бы для свиста и, с силой выдыхая воздух, произносите «фффффуу!..». Не торопитесь, распрямляясь, успевайте сделать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4–5 раз подряд. Постепенно можно увеличивать число наклонов.

Задание.«Вежливый поклон». Поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох), затем медленно склоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносите растянутое на звуке «с» слово «зздрас-ссссссте». Следите за тем, чтобы слог «те» прозвучал громко, отчетливо, сохраните для него полноценную порцию воздуха.

Задание.«Свеча». Перед вами на расстоянии полуметра находится зажженная свеча. Попытайтесь сфокусированным потоком воздуха погасить ее: «пфффф-ф!». Губы должны быть собраны и чуть напряжены.

Теперь попробуйте отклонить ее пламя по горизонтали и удержать несколько секунд в таком положении. Затем еще раз отклоните и остатком воздуха задуйте. Перед толчком не добирайте воздух, сумейте распределить его так, чтобы на толчок осталось достаточное количество.

Задание. Тренируем при помощи скороговорок части речевого аппарата:

У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

Зевая Захар задвинул засов, заслыша скрипенье старинных часов.

На семерых сани, по семеро в сани уселись сами.

С буквой «С» в достатке слов

Заниматься будь готов.

Упражненья с «C» по речи –

исправление увечий.

Сколько сказок, снов, рассказов

Рассказал сегодня сразу

Славный, шустрый, сероглазый

Из Сибири старичок.

Самшит, самшит,

как ты крепко сшит.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Нисколько ни скользко, нисколько.

Саша Сашке шляпу сшиб.

Летела овсянка на овёс.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Сидела сорока на старой сосне,

Смеялась сорока прекрасной весне,

Всем весело стало в сосновом лесу,

А солнце сияло, сушило росу.

Сумерки совсем спустились постепенно,

смолкло, успокоилось всё во всей вселенной.

Под кустом раскидистым сумрак сонно стелется.

Смолкнул свист отрывистый, ствол берёзы стелется.

И спешат осинки стайками собраться,

И росы слезинки в листьях серебрятся…

Сколько до рассвета страхов нам приснится,

поскорей бы солнца поднялись ресницы.

Коси коса пока роса,

роса долой – коса домой.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Сам Самсон сам мост мостил.

Две синицы прилетели на сосну,

Две синицы засвистели про весну:

—Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

А на той же самой ветке сосны

Две сосульки — висюльки видны.

Две сосульки свисают с сосны,

Две висюльки боятся весны.

А синицы то-то рады весне!

В пляс пустились на высокой сосне.

Раскачали ветку вверх да вниз!

Две сосульки, две висюльки сорвались,

полетели вниз в овраг, в темноту,

рассердились и свистят на лету: -

Вот какие вы, синицы,

несознательные птицы! Бессердечные!.. (Вольт Суслов)

Слонёнок удивил ребят,

слонёнок сел на самокат,

немножко покатался –

и самокат сломался. (Т. Сапгир)

Косарь Касьян

Косой косит косо.

Не скосит Касьян косарь покоса. (И. Демьянов)

Купила Марусе

Бусы бабуся.

На рынке споткнулась

Бабуся о гуся…

Не будет подарка у внучки Маруси,

– Все бусы склевали по бусинке гуси. (И. Демьянов)

В поле полет Фрося просо,

сорняки выносит Фрося. (И. Демьянов)

Задание. Прочтите фразу с интонацией, которая выражает точный смысл, вложенный в эту фразу писателем; следуйте комментариям писателя:

а) «Николенька, полно сердиться! Извини меня, если я тебя обидел… », – сказал он мне простым, кающимся голосом (Л. Толстой);

б) «Я ни в чем не виновата! Уверяю вас!» — сказала она тихо, но решительно (Л. Нарекая);

в) «И она еще спрашивает? И она еще осмеливается спрашивать?!
Неисправимая притворщица!» – кричала или даже взвизгивала
Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями (Ш. Перро);

г) «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» —
сказал он таким веселым голосом, что у меня слово камень с души
упал (В. Драгунский).

Разминка 2

Развивает навыки свободного речевого общения, речевой находчивости, неагрессивности в речевом общении, интерпретации языкового материала с учетом аудитории.

Задание. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей:

С курением надо бороться.

Государство должно заботиться о неимущих

Человек в жизни должен занимать активную позицию

Обществу необходима доброта

Дети – это будущее нашей страны

Нам необходимо сохранять свой язык

Задание. Скажите, что Вы будете делать в следующих случаях:

1) В аудиторию залетел воробей, забежала кошка.

2) В аудиторию все время заглядывают посторонние.

3) Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и
мешают лектору.

4) Некоторые слушатели встают и уходят.

5) Слушатели зевают.

6) По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что
они совершенно не согласны с вами.

7) С места раздаются громкие реплики несогласия.

8) С места раздаются грубые, провокационные выкрики,
реплики.

9) По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на
который отвлечет вас от темы.

10) По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который
вы не можете сразу ответить.

11) Стало душно.

12) Погас свет.

13) Выключился микрофон.

14) В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

Задание. Смягчите категоричность

· вы не правы,

· вы ошибаетесь,

· что вы ерунду говорите,

· это совсем не так,

· ничего подобного,

· кто Вам это сказал?

· откуда Вы это взяли?

· совершенно с этим не согласен.

Задание.Перескажите короткий текст с авторскими комментарием и в «рамке» за 2–3 минуты:

· для заключенных в колонии,

· соседу,

· в пивном баре,

· в веселой дружеской компании.

Текст для выполнения задания

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ПОЙМАНА ОТРАВЛЕННАЯ ИНДЕЙКА

На нижегородском комбинате № 1 задержано 19,6 тонны фарша индейки, полученной несколько дней назад из Бельгии. Закуплен и доставлен сюда фарш частным предпринимателем Кузнецовым. Пока эта партия птичьего мяса опечатана и хранится в отдельной холодильной камере в связи с подозрением на повышенное содержание в нем сильного яда – диоксина. Образцы мяса направлены в Казанский научно-исследовательский ветеринарный институт для проведения необходимых анализов».

(Известия. 1999. 4 июня)

Разминка 3

Развивает чувство композиции, навыки публичного общения, умение строить стратегию убеждения, подбирать аргументы, доказывать свою точку зрения.

Задание. Сделайте короткую «рамку» для Вашего выступления на тему:

· о моде (на ежегодном показе моделей Дома моды «Вера Геппа»),

· о домашних животных (перед учащимися 5–9 классов),

· о дельфинах (перед детьми, отдыхающими в пионерских лагерях),

· об индийском чае (студенты первых курсов вузов),

· о кактусах (домохозяйки).

·

Задание. Сделайте короткую «рамку» для Вашего выступления на тему:

· экологическую (в молодежной аудитории),

· социальную (люди старшего поколения, пенсионеры),

· о военных действиях (в кругу военнослужащих),

· о красоте (на конкурсе красоты).

Задание. Подготовьте два коротких выступление (на две минуты каждое):

· Когда я занят своими мыслями, о чем я думаю…

· Сколько людей – столько мнений.

· О чем может рассказать почерк.

· И все же происхождение человечества божественно!

· О вкусах не спорят.

Задание. Вежливо не согласитесь с собеседником, приведя аргументы и примеры из жизни:

· Самые умные – это те, у кого большой лоб.

· Если мама хорошо готовит, то и дочь будет хорошо готовить.

· Спортсмены всегда глупые.

· От собак одна грязь в доме.

· Самая лучшая телевизионная передача – «Поле чудес».

Задание. Согласитесь с автором афоризма, приведя свои аргументы и примеры, начиная словами да, это действительно так или я согласен с автором, что:

Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые – влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое (В.О. Ключевский).

Самое умное в жизни – все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни (В.О. Ключевский).

Страшно только одно – ослабление работоспособности мозга (В.О. Ключевский).

Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться (Ф. Ларошфуко).

Разминка 4

Позволяет вырабатывать навык понимания чужой речи.

Задание. Произнесите двухминутную речь по выбранному афоризму, развейте или опровергните идею, повторив не менее 2 раз афоризм и иллюстрируйте свое выступление примером из жизни:

Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению (Ф. де Ларошфуко)

Нельзя творить великое, не рискуя вызвать глумление (Р. Роллан)

Ни ты, ни я не могли бы жить, если бы не забывали. Забвение жестоко, но и милосердно, оно заставляет нас умирать и воскресать…! (Р. Роллан)

Когда человеком владеет одна мысль, он находит ее во всем (В. Гюго)

Тот, кто не выступал с настойчивым обвинением в дни благоденствия, обязан молчать, когда произошел крах (В. Гюго)

Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан – то голосом совести, если человек не слышит и голоса совести, то Бог обращается через рупор страданий (К. Льюис)

Верность, которую удается сохранить ценой больших усилий, ничуть не лучше измены (Ф. де Ларошфуко)

Задание.Перескажите афоризм своими словами, скажите, как вы это понимаете, облеките данную мысль в оболочку собственного понимания.

Не иди впереди меня –

Я могу не пойти вслед.

Не иди позади меня –

Я могу не суметь возглавить.

Иди рядом со мной

И будь мне просто другом.

(Альбер Камю)

Что кажется порой п

Наши рекомендации