Тема 1 Понятие «Культура». Предмет культурологии
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра «Философия, история и политология»
Н. В. Бессольнова
Культурология
Учебно-методическое пособие
Гомель 2011
Министерство образования республики беларусь
учреждение образования
«белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра «Философия, история и политология»
Н. В. Бессольнова
культурология
Учебно-методическое пособие
Одобрено методической комиссией факультета безотрывного обучения
Гомель 2011
УДК 008(075.8)
ББК 71.0
Б53
Р е ц е н з е н т – канд. филос. наук, доцент кафедры «Философия, история и политология» Е. Г. Кириченко (УО «БелГУТ»)
Бессольнова, Н. В.
Б53 Культурология : учеб.-метод. пособие / Н. В. Бессольнова ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель : БелГУТ, 2011. - 78 с.
ISBN 978-985-468-823-7
Пособие выполнено в соответствии с базовой программой курса «Культурология». Кратко раскрыты основные проблемы, факты, события мировой и отечественной культуры.
Предназначено для студентов всех специальностей ФБО.
УДК 008(075.8)
ББК 71.0
ISBN 978-985-468-823-7© Бессольнова Н. В., 2011
© Оформление. УО «БелГУТ», 2011
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………… | |
Раздел I Теория культуры…………………………………………………………........ | |
Тема 1 Понятие «культура». Предмет культурологии………......………………... | |
Тема 2 Культура как система. Функции культуры………......……………………. | |
Тема 3 Типология культуры…………………...………………………………….... | |
Тема 4 Понятие «цивилизация»………………………..…………………………… | |
Тема 5 Искусство как социокультурный феномен…..……………………………. | |
Тема 6 Религия в системе культуры………...…………………………………........ | |
Раздел II История культуры………………………………………………………........ | |
Тема 7 Культура первобытного общества…………..………………………........... | |
Тема 8 Культурное наследие Древнего Египта…………...………………….…..... | |
Тема 9 Культурное наследие Древней Месопотамии…...………………….…...... | |
Тема 10 Культура Древней Индии. Буддизм…………...………………….…….... | |
Тема 11 Культура Древнего Китая. Конфуцианство……………..………..…….... | |
Тема 12 Культура Арабского Востока. Ислам…..……………………….….…….. | |
Тема 13 Культура Древней Греции………..……………………………..……….... | |
Тема 14 Культура Древнего Рима………...……………………………………....... | |
Тема 15 Возникновение христианства. Христианская система ценностей…........ | |
Тема 16 Культура Западной Европы в средние века (V–XIV вв.)……….……….. | |
Тема 17 Культура эпохи Возрождения (ХIV–ХVI вв.)………...…………….….... | |
Тема 18 Культура Западной Европы Нового времени (ХVII–ХVIII вв.)…...…… | |
Тема 19 Расцвет западноевропейской культуры ХIХ в…………...………….…… | |
Тема 20 Культура Древней Руси (IХ–ХIII вв.)…...…..………………….….……... | |
Тема 21 Культура Московской Руси (ХIV–ХVII вв.)……………………………... | |
Тема 22 Культура Великого Княжества Литовского (ХIV–ХVIII вв.)…………... | |
Тема 23 Культура Российской империи (ХVIII в.)…………………………...…… | |
Тема 24 «Золотой век» русской культуры (ХIХ в.)……………………………...... | |
Тема 25 «Серебряный век» русской культуры (кон. ХIХ – нач. ХХ вв.)…..……. | |
Тема 26 Становление белорусской национальной культуры (ХIХ – нач. ХХ вв.)… | |
Тема 27 Культура советского периода (1917–1991 гг.)……………….…………... | |
Тема 28 Белорусская культура в ХХ – нач. XXI вв.…..…………..………………. | |
Тема 29 Современные тенденции в культурной жизни человечества………..….. | |
Список литературы……………………………………………………………………... | |
Контрольные вопросы по курсу «Культурология»…………………………………... | |
Приложение А Рабочая программа курса «Культурология»……………………..…. |
ВВЕДЕНИЕ
Исследование культуры имеет глубокие философские традиции, привлекает внимание представителей других наук, прежде всего археологии, этнографии, психологии, истории.
В середине XX в. начинается осознание потребности и возможности специального исследования культуры. Так рождается новая научная дисциплина – культурология. Быстрое становление культурологии свидетельствует о потребности в обобщающих понятиях, которые помогли бы привести в систему огромное количество фактов, относящихся к общественной жизни.
Культурология призвана сыграть ключевую роль в гуманитарной подготовке студентов, так как задача высшей школы – готовить не просто специалиста в какой-то сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам. Проблемы культурологии, над которыми работают студенты в процессе изучения учебного курса, способствуют решению этой задачи.
Р а з д е л I ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1 Понятие «Культура». Предмет культурологии
В XX в. термин «культура» органично вошел в категориальный аппарат гуманитарных наук.
Слово «культура» происходит от латинского глагола «colere», что означает “возделывание, обработка земли”. Постепенно вырабатывается переносный смысл данного понятия со значением «развивать, совершенствовать человека».
Современное научное понятие культуры возникло как результат осознания человеком своеобразия создаваемого им искусственного мира. Важный шаг в осмыслении культуры как целостного феномена был сделан учеными XIX в. (Я. Бурхард, Дж. Спенсер, Н. Данилевский, Ф. Ницше, Д. Фрэзер, Б. Малиновский, М. Вебер и т. д.).
Следует отметить, что единства в понимании термина «культура» у ученых нет. Одни видят в культуре совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Другие под культурой подразумевают только духовную жизнь общества. Третьи включают в культуру сам процесс творческой деятельности человека и общества. Каждый из подходов имеет право на существование.
Несмотря на различные подходы к пониманию культуры, все исследователи единодушны в том, что культура представляет особый класс общественных явлений.
На основе обобщений различных подходов к определению культуры можно предложить следующее: культура – это специфически человеческая деятельность, направленная на создание, сохранение, передачу и потребление духовных и материальных ценностей, результатом чего является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
Таким образом, в содержание понятия «культура» включается:
1) специфически человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей;
2) система идеалов, ценностей и норм, которыми руководствуются индивиды и их группы в своем поведении;
3) историческая память человечества, воплощенная в традициях, обрядах, стандартах поведения;
4) духовное развитие человека и человечества, проявляющееся по-разному на различных этапах исторического развития общества.
В таком определении культура выражает качественную характеристику общества, т. е. определенное состояние общества на каждом данном этапе его развития.
Термин «культурология» означает буквально «наука о культуре». Культурология – это интегративная научная и учебная дисциплина, изучающая культуру как сложный социальный феномен. Таким образом, объектом культурологии является культура во всех ее проявлениях. Впервые термин «культурология» ввел в употребление выдающийся немецкий химик, нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд в 1913 г. Однако в значении, близком современному, впервые употребил этот термин американский антрополог и культуролог Лесли Уайт.
Вычленение предметной области культурологии как науки началось сравнительно недавно – в ХХ столетии. Предметом культурологии является исследование закономерностей становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение людей и развивающихся по своим собственным принципам, в контексте исторических особенностей социально-экономического, политического и духовного развития определенного народа и определенной эпохи.
Уточнение предмета изучаемой научной дисциплины дает возможность сформулировать определение культурологии. Культурология есть система научных знаний об особенностях, тенденциях и закономерностях становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности и системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих взаимодействие людей и социальных общностей в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях определенной эпохи.
Культурология как интегральная отрасль научных знаний о целостном и динамично развивающемся феномене культуры выполняет следующие задачи:
1) изучает реальные процессы культуротворческой деятельности людей, создающих материальные и духовные ценности;
2) выявляет особенности развития культуры в социально-экономических, политических и духовных условиях определенной исторической эпохи;
3) выявляет основные тенденции и закономерности смены культурных эпох, методов, стилей, их роли в формировании человека и развитии общества;
4) разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования конкретных социокультурных явлений и процессов;
5) использует фундаментальные знания о культуре в целях прогнозирования и регулирования социокультурных процессов.
Отсутствие необходимого внимания к проблемам культуры может обернуться культурным отчуждением и культурной дезориентацией, что чревато наиболее непредсказуемыми и опасными последствиями для мировой цивилизации, вступающей в свой новый информационный период развития.