Учения, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы существовала действительная аварийная ситуация
8.2.1 Сроки проведения учений
Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере,в одном учении по оставлению судна.
Если в предыдущем месяце более 25% членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 ч после выхода судна из порта.
При вводесуднав эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж (более 75%), то такие учения должны быть проведены до отхода.
Для категорий судов, на которых выполнить перечисленные требования практически невозможно, Администрация может допустить другие условия проведения учений, которые являются, по меньшей мере, равноценными вышеуказанным.
На пассажирских судах еженедельно должны проводиться учения по оставлению судна. Не требуется, чтобы все члены экипажа участвовали в проведении каждого учения, но каждый член экипажа должен участвовать в учении по оставлению судна. Пассажирам настоятельно рекомендуется присутствовать на таких учениях.
8.2.2 Содержание учений
Каждое учение по оставлению судна должно включать:
1) вызов пассажиров и членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала тревоги, после которого по системе громкоговорящей связи или по другой системе связи передается сообщение об учении, обеспечение их ознакомления с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;
2) прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
3) проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;
4) проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;
5) приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки после всей необходимой для спуска ее на воду подготовки;
6) пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;
7) работу плот-балок, используемых для спуска спасательных плотов;
8) поиск и спасание манекенов, блокированных в блок-каютах;
9) инструктаж по использованию радиооборудования для спасательных средств.
Во время каждого учения по оставлению судна должно проверяться аварийное освещение, необходимое для проведения сбора и оставления судна.
8.2.3 Использование спасательных шлюпок
Насколько это практически возможно, во время каждого последующего учения поочередно должны приспускаться различные спасательные шлюпки.
В общем случае каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.
Когда спуск спасательной шлюпки свободным падением практически невозможен, приемлемо ее приспускание на воду, при условии что она спускается свободным падением с расписанной на нее командой и маневрирует на воде, по меньшей мере, один раз в шесть месяцев. Однако, в тех случаях, когда это практически невозможно, Администрация может продлить этот период до 12 месяцев, при условии, что будут приняты меры для организации моделирования ситуации спуска шлюпки на воду не реже, чем через 6 месяцев.
Администрация может разрешить судам, совершающим короткие международные рейсы, не спускать на воду спасательные шлюпки одного борта, если схема их швартовки в порту и характер перевозок не позволяют спускать на воду спасательных шлюпки этого борта. Однако, все такие спасательные шлюпки должны приспускаться по меньшей мере один раз в 3 месяца и по меньшей мере один раз в год - спускаться на воду.
8.2.4 Использование дежурных шлюпок
Насколько это целесообразно и практически возможно, дежурные шлюпки, иные чем спасательные шлюпки, являющиеся также дежурными шлюпками, с расписанной на них командой, один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.
Если учения по спуску на воду спасательных и дежурных шлюпок проводятся на переднем ходу судна, то такие учения, ввиду связанной с ними опасности, должны проводиться лишь в защищенных водах и под наблюдением лица командного состава судна, имеющего опыт в проведении таких учений (См. Руководство по подготовке экипажей для целей спуска спасательных и дежурных шлюпок на ходу судна, принятую ИМО резолюцией А.624 (15)).
На пассажирских судах ро-ро не менее двух команд для каждой скоростной дежурной шлюпки должны быть подготовлены и регулярно проходить учения с учетом Кодекса ПДМНВ и рекомендаций, принятых ИМО, включая все аспекты спасения, обращения со шлюпкой, маневрирования и управления этими шлюпками в различных условиях и ситуациях, включая возвращение их в прямое положение после опрокидывания.
8.2.5 Использование морских эвакуационных систем
Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания таких систем вплоть до их непосредственного задействования. Этот элемент учений должен быть дополнен регулярно повторяемым инструктажем с использованием имеющихся на борту учебных пособий.
Спуск на воду спасательных и дежурных шлюпок, как и развертывание морских эвакуационных систем при проведении учений преследует две цели: с одной стороны - это приобретение членами экипажа полноценных навыков по использованию данных средств, а с другой стороны - это полноценная проверка технического состояния данного спасательного средства.
Каждое лицо, задействованное в команде морской эвакуационной системы, насколько это практически возможно, должно проходить подготовку, участвуя в полном развертывании подобной системы на воду не реже чем через 2 года, но не реже чем через 3 года в любом случае.
Регистрация учений
Дата проведения учебных сборов, а также подробное описание учений по оставлению судна, учения с другими спасательными средствами и содержание проводимых на борту судна учебных занятий должны заноситься в специальный судовой журнал.
8.3. Наставление по оставлению судна
В каждой столовой команды и комнате отдыха, или в каждой каюте команды должно иметься "наставление (руководство) по оставлению судна", в котором должно быть подробно описано следующее:
1) надевание спасательных жилетов, гидрокостюмов и защитных костюмов - в зависимости от случая;
2) сбор в назначенных местах;
3) посадка в спасательные шлюпки, спасательные плоты и дежурные шлюпки, их спуск и отход от борта судна, включая использование морских эвакуационных систем (если на судне установлены);
4) метод спуска изнутри спасательных шлюпок и плотов;
5) разобщение шлюпок со спусковыми устройствами;
6) методы и использование средств защиты в районах спуска;
7) освещение районов спуска;
8) использование всех средств выживания;
9) использование всех средств обнаружения;
10) использование радиооборудования для спасательных средств;
11) использование плавучих якорей;
12) использование двигателей спасательных средств и относящихся к ним устройств;
13) подъем спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок, включая их установку на место и крепление;
14) опасность переохлаждения, перегрева и необходимость иметь теплую одежду;
15) наиболее рациональное использование возможностей спасательных шлюпок и плотов в целях сохранения жизни;
16) методы спасания, включая использование спасательного оборудования вертолетов (стропов, корзин, носилок), спасательных беседок а также береговых спасательных средств и судовых линеметательных устройств;
17) все другие действия, указанные в расписании по тревогам и в инструкциях на случай аварий;
18) инструкции по аварийному ремонту спасательных средств.
Символы спасательного оборудования и снабжения,
принятые резолюцией А.760(18) ИМО