Формация. цивилизация и культура
При анализе мировой культуры необходимо прежде всего определиться, какими теоретическими принципами следует руководствоваться. Существуют два подхода: цивилизационный и формационный.
В советское время господствовала единственная теория общественно-экономических формаций и классовой борьбы. Этот подход превращал историю развития человечества и мировой культуры в голую экономико-социологическую схему, где человек как субъект творческого процесса растворялся в тоталитарном понимании класса. Культуру рассматривали как явление производное, обусловленное социально-экономическим развитием общества. Культура господствующего класса и угнетённого. Учение об общественно-экономических формациях возникло в середине 19 века и основывалось на эволюционной теории – человечество развивается постепенно от примитивного состояния к более развитым формам. Маркс выделил из позитивистской философии социально-экономический фактор и абсолютизировал его роль в истории и культуре человечества. Теорию эволюционного развития позаимствовали из области естествознания. Тем не менее, некоторые основатели марксизма употребляли термин цивилизация, а не формация. Энгельс называл переход общества к государству становлением цивилизации. В России теорию цивилизации разрабатывали Данилевский, Мечников, но толковали с точки зрения эволюционной теории.
К концу 19 века эта теория исчерпала себя. Стала утверждаться нелинейная теория развития природы и общества – благодаря открытиям новых наук ( археологии, антропологии, палеозоологии и т.д) Согласно ей природа и общество развиваются скачкообразно, причём движение может быть как вперёд, так и назад. В поступках людей тенденция к повторяемости. Схож с античным циклизмом и подтверждается научными достижениями конца 19 века. Цивилизационный подход освобождает человеческую мысль от фатализма, догматизма и схематизма. Позволяет рассматривать культуру как феномен, развивающийся по своим внутренним законам.
Цивилизация – это достигнутый благодаря человеческой деятельности относительно высокий уровень экологического, материального и духовного развития общества, обусловленный особенностями взаимоотношения общества с природой, другими обществами, своеобразием социально-психологического склада носителей цивилизации, образом их жизни и способом мышления. При нормальном естественном развитии природы и общества действует принцип маятника – если в обществе усиливается тенденция развития материального производства и технократии, маятник качнётся в сторону развития духовной культуры. Расцвет культуры и цивилизации наступает только в условиях взвешенного состояния материального и духовного творчества, но это состояние не бесконечно. Поэтому история характеризуется подъёмами и спадами в культуре, экономике, развитием и гибелью цивилизаций. Это общечеловеческий закон повторяемости, благодаря которому цивилизации не исчезают бесследно, но сохраняется культурное наследие. Цивилизация в отличие от формаций не представляют собой иерархического ряда последовательно сменяющихся поступательных этапов развития общества. Каждая цивилизация уникальна и вместе с тем имеет ряд общих существенных признаков с другими родственными цивилизациями.
I. Общественно-экономическая формация по марксистско-ленинской теории (лат. formatio - “образование, вид”) - исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией.
Основные общественно-экономические формации:
• первобытнообщинная
• рабовладельческая
• феодальная
• капиталистическая
• социалистическая
• коммунистическая
Взаимоотношение понятий “формация” и “цивилизация”:
* это два метода изучения мировой культуры и мировой истории в целом
* в настоящее время наблюдается стремление к их объединению, однако в реальности они несовместимы
* цивилизационная теория признана (большинством развитых стран) как более совершенная.
Несостоятельность формационной теории (критика):
* доказано отсутствие поступательного (линейного) развития от простого к сложному, от менее к более прогрессивному
* не выработано четких критериев понятий прогресс и регресс
* в природе и обществе постоянно действует множество факторов и сил многовекторной направленности
* поступки и деяния людей определяются не социально-экономическими факторами, а социально-психологическими мотивами.
II. Определения цивилизации:
Достигнутый благодаря человеческой деятельности относительно высокий уровень экологического, материального и духовного развития общества, обусловленный особенностями взаимоотношения общества с природой, другими обществами, своеобразием социально-психологического склада носителей цивилизации, образом их жизни и способом мышления (В. М. Строгецкий).
Живая вера в устоявшиеся ценности, постоянно признаваемые как подлинные, постоянно поддерживаемые и утверждаемые (Э. Калло).
Материальный и духовный прогресс в жизни как индивидов, так и массы людей (Альберт Швейцер; 1875 - 1965).
Черты, которые отделяют цивилизованное общество от примитивного:
* язык
* религия
* политическая и военная организация
* право
* развитые формы экономической и хозяйственной деятельности
* этническое единство народа
* особенности социально-психологического склада, характера мышления и образа жизни
Преимущества цивилизационного подхода:
* основывается на нелинейном характере развития природы, общества и культуры, восходящем к античному циклизму и подтвержденным научными достижениями конца XIX в.
* освобождает человеческую мысль от фатализма, догматизма и схематизма
* позволяет в центр мироздания ставить человека, рассматривая его и как венец творения природы, и как существо весьма противоречивое
* позволяет рассматривать культуру как феномен, не связанный напрямую с социально-экономическими и политическими факторами, развивающийся по своим внутренним законам, действие которых обусловлено общецивилизационными законами развития.
Точки зрения на соотношение понятий “цивилизация” и “культура”:
* Культура и духовное творчество - одна из сторон понятия “цивилизация”; вторая - материальное развитие и экологическая культура. Эти стороны взаимодействуют по принципу маятника - перевес на той или другой стороне в определенную историческую эпоху (В. М. Строгецкий).
* В антропологическом смысле: цивилизация - это особая сфера жизненного мира или культуры. Цивилизация обеспечивает передачу всех накопленных культурных достижений разных сфер жизнедеятельности через процесс образования, обучения и воспитания, т. к. социальный опыт не передается человеку генетическим способом (О. Н. Сенюткина).
* Не оправдано разграничение этих двух понятий , т. к. под цивилизацией, как и под культурой, часто подразумевают достижение высокого уровня развития и высоких моральных принципов (А. Швейцер).
III. Культура (cultura, производное от colo, colui, cultum - “возделывать, обрабатывать”) - исторически и социально обусловленное, отраженное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человека к природе, обществу и самому себе, побуждающее его к творчеству и обеспечивающее обществу возможность развиваться в быстроменяющемся мире.
6.Определение понятия "географическая среда" и характеристика его содержания.
Тема взаимоотношения общества и природы с древности привлекала ученых. Уже в античности возникло понятие географического детерминизма. Основателями его считают Полибия (историка III – II вв. до Р.Х.) и Страбона (географа I в. до Р.Х. -1 в. от Р.Х.). Итак, уже в античности люди осознавали, что географическая среда - важнейший фактор, который оказывает существенное влияние на жизнь общества. С ней у греков и римлян связаны были хозяйственные отношения, экономическая жизнь и политический строй, национальные черты и характер народа, его образ жизни и способ мышления. Характеристика географической среды как важнейшего фактора развития истории и культуры общества была сформулирована Полибием, выдающимся древнегреческим ученым и мыслителем. Полибий описал 84 города, что говорит о широте его географического кругозора. Описывая города, он отмечал выгодность или невыгодность их географического расположения, удаленность от моря, удобство сообщения, рельеф местности. Таким образом, географическая среда, характеризующаяся климатом, ландшафтом, наличием полезных ископаемых, оказывала существенное воздействие на различные виды деятельности людей античного мира
Современные исследователи, рассматривая роль географической среды, выделяют два вида естественных источников существования и развития человечества: естественные источники средств существования и выживания и естественные источники средств труда и производства. Первые - это плоды земли, растений, деревьев, рыбы, птицы, звери, материалы, используемые для изготовления простейших орудий труда, встречающиеся на земной поверхности. Вторые - это материалы, добываемые из земли ранее созданными орудиями труда и способствующие созданию средств производства. Первые действуют на стадии примитивного первобытного общества. Вторые - в условиях перехода к цивилизации.
• Природа влияет на народы. Например, жаркий климат оказывает пагубное воздействие, так как люди становятся ленивее, расслабленнее, а народы умеренного климата более деятельные и активные.
• Просвещение: Монтескье («О духе закона») говорит о роли климата в истории. Идет дальше античных сторонников географического детерминизма: считает, что природа влияет на общественное и политическое устройство. Например, в жарком климате – деспотия, а народы умеренного климата свободолюбивы. НО: Греция (полисное устройство), абсолютная монархия в России.