Культура повседневности горожан, дворян и бояр
Города издревле располагались на холмах возле рек. Вокруг любого поселения городского типа обязательно делали ограду или тын. За ней укрывались жители во время вражеских нападений. Особенно важно было укрепить город толстой крепостной стеной в тех местах, где проходила граница Русского государства из угрозы появления многочисленных врагов, которых всегда было с избытком в течение всей русской истории.
Слово «город» в те времена означало «ограда», «забор», но не то, что находилось за ним. Позже появился термин, который стал обозначать укреплённый центр – кремль. Кремль – атрибут не только Москвы, но и Новгорода, Владимира, Киева, Ростова, Смоленска, Минска и многих других русских городов. В кремле жили князь или его наместник – посадник, которого он «сажал» в городе вместо себя. В кремле находились его палаты и главная церковь города – собор. Здесь и решались все главные дела. Кроме того, в кремле жили бояре, там же хранили оружие и судили горожан. Дома простых горожан стояли на посаде – так называлась неукреплённая часть города, где проживали ремесленники и торговцы. Посад делился на слободы. Жители слобод, как правило, были представителями одной профессии. Любимым местом горожан был торг – городской рынок, который располагался обычно возле каменных стен кремля. Торг делился на торговые ряды и лавки для удобства, как купцов, так и покупателей. Самыми удобными для посещения были лавки, где продавались иконы, предметы религиозной утвари, книги. Жители Русского государства были грамотными людьми, очень многие регулярно читали (в отличие от Европы того же времени). Любимым чтением всех сословий (в том числе и крестьян) была агиографическая литература – жития святых. Дальше располагались ювелирные лавки. В следующем ряду торговали рыбой и всякой съестной снедью. Последним был вшивыйряд, где продавали ношеную одежду, обувь и всякое старьё. Со всего товара платили большой налог. На торгу также княжеские глашатаи выкрикивали важные объявления и публичные сообщения. В Москве это делалось на Ивановской площади, откуда и пошло выражение: «Кричать на всю Ивановскую». Названия улиц в городах в своём большинстве происходили от занятий их обитателей – Оружейная, Кузнецкая, Мясницкая, Гончарная, Кожевническая. Эти названия сохранились и в современных городах. Ремесленники кормили и одевали горожан, они очень гордились своими умениями, недаром говорили: «Ремесленников много, а мастеров мало». Наиболее уважаемой и почитаемой была профессия кузнеца. Популярность её была такой, что во время работы, особенно заливки металла, собиралось множество любопытных и зевак поглазеть на этот процесс. Это сильно мешало кузнецам, поэтому в процессе работы они распускали самые изощрённые слухи. Зеваки расходились их посмотреть, либо проверить, и можно было спокойно заниматься своим делом. Отсюда берёт своё происхождение слово «заливать», т.е. «обманывать».
Жители русских городов одевались по особенному. Бояре, купцы, состоятельные горожане носили широкие свободные одежды ярких цветов, шитые золотом и жемчугом. Рукава и подолы кафтанов обязательно отделывали другими по цвету материалами. Большие воротники, украшенные драгоценными камнями, пристёгивались отдельно. Широкие и длинные (до пят) одежды в старину назывались опашнями. Их шили из шёлка или тонкого сукна, с разрезом спереди и очень длинными рукавами. Под рукавами делали отверстия для рук, а сами рукава завязывали узлом на спине. Видимо этот богатый летний наряд надевали летом в хорошую погоду. Носили его на «опашь», т.е. в накидку. Отсюда и название, а также и слово «запахнуться». В XVI веке появилась ферязь – широкое и длинное платье без воротника. Ферязь шили из бархата, шёлка, парчи, подбивали мехом. У ферязи, как и у опашня, были длинные рукава. В один из них, собранный в складки, продевали руку, а другой оставляли висеть на полу. Иногда рукава завязывали сзади. Богатые горожане очень любили шубы. Их надевали даже в не очень большой мороз, чтобы показать своё богатство. А если было жарко, то к одежде прикрепляли красивый соболий воротник. Шубы шили обязательно мехом внутрь и сверху покрывали сукном или шелком. По бокам разреза спереди делали нашивки из другой материи. На них пришивали петли и пуговицы, которые тоже в то время были предметом щегольства и стоили намного дороже самого платья. Но самой модной деталью одежды был стоячий воротник – козырь. Слово «козырять» означало в старину «важничать». Непременной деталью одежды на Руси был пояс. Без пояса могли выйти на улицу только дети. Богатые люди специально подпоясывались высоко под грудью, чтобы виден был живот. Лишить человека пояса значило опозорить его. Отсюда известное слово «распоясаться», что означало «опозориться». Наиболее распространенным поясом был кушак. Он был широким и длинным; его несколько раз оборачивали вокруг талии. Концы его оставались свободными, а иногда подтыкали с боков. За кушаком по обычаю, заимствованному у монголо – татар висел кинжал. Высокая шапка называлась горлатной, потому что её шили из шкурок с горла животных. Она была непременным атрибутом богатого горожанина.
Не отставали от мужчин и горожанки. Они носили ещё более яркие и широкие одежды. Длинные рукава откидывались назад. Руки в них не просовывали. Девушки носили венцы и вплетали в косы ленты. Женщины тщательно убирали волосы под платок или головной убор – кику. Кика имела высокую налобную часть, расширявшуюся кверху, – чело. Его делали из серебряного листа, обтянутого нарядной тканью. Задняя часть кики – подзатыльник – была из плотной материи, собольего или бобрового меха. На ногах богатые горожане и горожанки носили мягкие сапожки, а победнее – обувь из лыка. Выражение «не лыком шит» означало, что человек не из простых.
Одежда ремесленников и слободчан была простой: рубахи, порты и кафтаны. Порты шили из тонкого сукна – брюкиш и заправляли в сапоги (слово «брюки» произошло именно от этого названия). Шапки делали из вяленого сукна. Волосы стригли в кружок и носили бороды. Жёны и дочери ремесленников, как и крестьянки, очень любили носить сарафаны, поверх них надевали душегреи, а на голову кичку или кокошник. Носили и платки – ширинки. Горожанки любили медные и стеклянные и медные браслеты, костяные подвески для головных уборов, обручи и перстни из дерева и кости.
И ремесленник, и купец, и боярин – все горожане обязательно имели огород, либо сад, участок поля, хлев с коровами, свиньями, птицами. И не где то за городом, а в самом городе. За садом любовно ухаживали. До сих пор известны овощи и фрукты, разведением которых славились старинные города: «владимирка» – вишня из Владимира, нежинские огурцы, павловские арбузы и дыни. Каждый горожанин, таким образом, помимо основной профессии занимался ещё и крестьянским трудом, обеспечивая свою семью всем необходимым. Вот почему старые города так напоминали деревни.
Практически все дома в этот период были деревянными. Дома ремесленников были одноэтажными. Знатные же горожане возводили дома в несколько этажей, чаще всего трёхэтажные. Первый этаж назывался подклетом. Он всегда строился каменным. Здесь обычно находился склад для хранения продуктов и имущества. Верхние этажи строили, как правило, из дерева. Все хозяйственные постройки – амбары, хлев, погреба, бани – были рубленные из деревянных жердей. Хоромы – так называли богатые дома – имели очень затейливый, почти сказочный вид. Кровли украшали башенками, резьбой, фигурками зверей. Плотники отделывали красиво и окна дома. Внутри дома настилали деревянные полы. Двери украшали фигурной железной планкой. Дверь делали, как и в крестьянских деревенских избах, с высоким порогом внизу и планкой вверху, чтобы холодный воздух как можно меньше проникал в дом. Двор горожанина окружал большой забор. В заборе делали калитку и ворота. К воротам непременно приставляли широкую доску – подворотню, чтобы со двора не убежала какая – нибудь живность. Двор горожанина, даже не богатого, занимал большую площадь. Здесь размещались – сад, огород, хозяйственные постройки, мастерские, хлев, амбар, баня, сам дом хозяина. Вход в дом всегда был с южной стороны. Любой гость с крыльца проходил на террасу с фигурными столбиками, затем в сени – прихожую. Наконец гость попадал в горницы – верхние отапливаемые помещения дома. На первом этаже в подклете были кладовые. На втором размещались покои хозяина, столовая палата и парадные помещения. Хозяйка с детьми жила на третьем этаже – тереме – подальше от посторонних глаз. Здесь находилась спальня – ложница, неотапливая комната для рукоделия – светлица, детская. Помещения здесь были небольшие и очень тёплые, особенно детская. На втором – более просторные и менее отапливаемые. В доме зажиточного горожанина всегда имелась печь с трубой. Её строили из глины или кирпича, с дымоходом и выводной трубой на крыше дома. Печь украшали плитками из обожженной глины с рисунками – изразцами. Печь и кормила, и давала тепло и свет. Горожане в старину почти не выходили со двора. Их жизнь протекала замкнуто. Только в субботу вечером и воскресенье утром ходили в церковь, а также на гуляния.
День в жизни русских горожан московского царства начинался с 3 – 4 утра, ещё до зари. Отсюда и знаменитая русская пословица «Кто рано встаёт, тому и Бог даёт». Раньше всех вставала хозяйка дома, брала ключи и отдавала распоряжения по хозяйству. Завтрака в тогдашней России не было. С раннего утра растапливали печь, а в домах зажиточных горожан печь в подклете и печи на остальных этажах по дымоходу. Первым делом кормили скотину. Её считали почти членом семьи, потому что скотина давала горожанину, молоко, шерсть, кожи, мясо – все необходимые для жизни продукты и материалы. Затем начинался рабочий день. Особенно благочестивые горожане шли в храм к заутренней службе. А потом на работу. Семья горожанина обычно собиралась в столовой часам к 12 дня, чтобы обедать. Обедали в трапезной – просторной чистой нарядной комнате. «Трапезничать» означает «есть». Перед обедом, как и вообще перед любой едой все молились. Садиться за стол можно было только по старшинству – младшие после старших. В огромной миске приносили похлёбку. Разливали её деревянным половником. Ложки и миски у трапезничающих тоже были деревянные. Ели по правилам того времени, соблюдая полное молчание. В богатых благочестивых семьях – княжеских, боярских, дворянских, слуги, во время еды, по обычаю, принятому в монастырях, читали жития святых. Кроме похлёбки ели кашу с постным маслом, солёные грибы, в семьях побогаче – репу с маковым соком, рыбный пирог. Еда во всех сословиях, включая крестьян, запивалась обычно клюквенным киселём. После обеда весь народ засыпал. Причём спали после обеда в Московской России все от бедного ремесленника до царя. И в домах, все от мала до велика отправлялись спать. Послеобеденный сон на Руси в это время – почти сакральное действо. После сна все принимались за свои дела – рабочий день продолжался. Вечером народ отправлялся в баню. Читали, слушали рассказы странников, ходили в церковь к вечерне или повечерию, или просто отдыхали. Ужин был ранним – в 6 часов вечера. В это время солнце заходило за горизонт и на юге закат был особенно красив, поэтому еда называлась южной. Отсюда и русское понятие вечернего приёма пищи – ужин. Наступление сумерек означало отход ко сну. В 8 часов русский город, впрочем, как и деревня, погружался в глубокий сон. Часто сигналом к пробуждению был колокольный звон, приглашающий к заутренней службе.
Вера русских людей проявлялась не только в частом и регулярном посещении храма и церковных служб, но и в смиренном благочестивом поведении в повседневной жизни, строгом следовании старинным обычаям. А также в строгом соблюдении постов. Вообще, как это ни странным покажется сейчас, но вся русская кухня Московского царства была прямо или косвенно связана с постом. По церковному уставу во время поста следует воздерживаться от употребления скоромного – пищи животного происхождения – мяса, молочных продуктов, яиц, а иногда рыбы и даже подсолнечного масла. В те времена никому и в голову не могло прийти нарушить пост. Поэтому и блюда в тогдашней русской кулинарной культуре чётко разделялись на постные и скоромные.
Уникальной особенностью русской кулинарной культуры был тот факт, что при всём сословном и имущественном различии, все сословия от царя и князя до крестьянина и бедного жителя посада ели практически схожую пищу. Конечно, у разных сословий был разный выбор и, разумеется, разное количество блюд на столе. Однако, особенно в пост, да во время так называемого мясоеда, когда пост отменялся, общий набор блюд был, в целом, един. В чём проявлялось это единство?
Видится совсем не случайным, что колобок – небольшой круглый хлеб из остатков муки, стал героем народной сказки. Хлеб был главной пищей русских людей. Перед началом трапезы молились именно о хлебе. Он был главной пищей и у князя, и у ремесленника, и у крестьянина. Недаром говорили: «Хлеб всему голова», «Без хлеба нет обеда»», «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и везде тоска». Какая мука – такой и хлеб. Пекли и круглые караваи, фигурные калачи из хорошей белой муки. Пекли и ржаной и ситный, и ячменный хлеб.
Все остальные кушанья делили по церковным правилам на мясные и постные. В пост запрещалось есть говядину – мясо домашнего скота, молоко, сыр, творог, сливочное масло, яйца. Постными днями в течение всего года считались среда и пятница. Соблюдение поста носило название – говение, т.е. воздержание от говядины. Окончание поста называлось разговением.
Супы были постными или богатыми – мясными. Все от боярина до крестьянина очень любили похлёбки из кваса с овощами – окрошку. Щи и похлёбки варили из репы, капусты и свёклы. Из моркови, бобов, гороха, репы, редьки варили и густые каши с постным маслом. Все блюда в старину готовили с большим количеством лука и чеснока. Да и самих терминов «суп», «бульон» в то время не было. Это понятия уже XVIII – XIX веков. Все супы в то время назывались ухой, хотя они готовились не из рыбы. Мясо в ухе заправляли перцем, чесноком и мукой. Любили свинину и птицу, которую сами же и выращивали. Мясные супы и блюда обязательно приправляли сметаной – забелой. Так и говорили: «Забелить щи». Любили в это время и рыбу. Благо в те времена она в изобилии водилась в многочисленных реках, озёрах и прудах московского царства: лосось, осетрина, сом, стерлядь. Без рыбной икры не обходился ни один стол, даже не обязательно праздничный. Ели икру и богатые и бедные. В России тогда икра – пища серых будней. Икра была разной: щучьей, осетровой, паюсной, лососевой. Из неё пекли пироги – икрянники, икру ели с блинами. А сами блины замешивали на гречневой муке.
Без каши не мог прожить ни один горожанин, ни один крестьянин. Как это ни парадоксально, но каша – непременный атрибут царского, княжеского, боярского стола. Манной каши в старину не знали. Каши варили из овсянки, гречки, пшена, гороха. Сегодня мы называем кашей только блюда из крупы, а тогда этим словом обозначали вообще все кушанья, сделанные из измельчённых продуктов, даже из овощей. Кашу ели каждый день. Любое дело начинали с каши: сначала съедали приготовленную в печи разваристую кашу, потом приступали к делу. Отсюда и известная поговорка: «С ним каши не сваришь». Ещё любили кисели. В старину говорили: «Киселём брюха не испортишь». Но кисель был непохож на тот, что мы пьём сегодня. Он был гораздо гуще, что - то вроде студня, из овсянки, с кисловатым вкусом. Ели его с постным маслом. Овощем в то время называли любой фрукт: дыни, яблоки, груши, вишню, малину. Мёд ели вместо сахара каждый день. В стекавшую с сот «медовую слезу» клали куски фруктов, а потом ели их как сладости. Непременно с мёдом пили пиво. Пиво варили не только из ячменя, но и из пшеницы. Очень любили в это время взвары(компоты), мазюню (сладкую массу) и пастелы (желе из фруктов). По праздникам на пирах обязательно подавали на стол пироги. Любили пироги с мясом, грибами, капустой, морковью, творогом, мёдом, грибами, маком, яблоками. Рыбник – старинный русский пирог из теста с начинкой из рыбы и капусты. Ели также пироги с репой и изюмом. В гостях непременно угощали пряником. Пряники были весом в пуд (16 килограмм) и больше, их везли в подарок на санях. Были и маленькие размером с ноготок – игральные. Сначала в них играли, а затем ели. Детям больше всего нравились пряники в форме букв – так учили азбуку. Пряники лепили из тёртых фруктов с мёдом и тестом, украшали лепными узорами. Был и «разгонный» пряник, получив кусок такового, гости отправлялись по домам.
Итак , Московская Россия – не просто этап нашей культуры, а уникальное культурное и цивилизационное образование. Не похожее ни на Восток, ни на Запад. Это был этап максимального проявления национальной самостоятельности и своеобразия. Несмотря на сословное и имущественное различие все люди от царя до крестьянина ощущали себя единым народом, соединённым Православной верой, религиозной миссией в мире (Москва – третий Рим), единством ритма жизни и даже основных бытовых форм и вкусов. Боярин мог как угодно сильно отличаться от крестьянина богатством нарядов, изобилием стола, чувством собственного превосходства. Но здесь и в помине не было той брезгливости и культурного отчуждения, которое появилось в петровский период. Это был русский боярин и крестьяне это прекрасно ощущали. Впрочем, как и сам боярин, чей быт лишь количественно и более акцентировано отличался от крестьянского. Но не отличался от него по основным содержательным качествам. И культура повседневности Московской Руси – наглядное тому подтверждение.
Вопросы для самоконтроля:
1.Выявите 3 сходства и 4 различия в бытовой культуре крестьянина и горожанина.
2. Как вы считаете, почему подклет в домах состоятельных горожан всегда был каменным?
3. Дайте сравнительную характеристику внутреннего устройства дома жителей деревни и города в эпоху Московского царства.
4. Какая профессия среди ремесленников русского города пользовалась наибольшим уважением и популярностью?
5. Какие компоненты в системе ценностей человека русской культуры московского периода являлись самыми главными?
Плавская Е.Л.