Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир - student2.ru

Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) из Карнака. XIV в. до н. э.

Египетский музей, Каир.

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир - student2.ru

Семья Эхнатона. Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э.

Государственные музеи, Берлин.

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир - student2.ru

Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити. Фрагмент росписи дворца в Амарне. XIV в. до н. э.

Музей Ашмолеан, Оксфорд.

сопровождают Эхнатона повсюду: они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на приё­ме послов, при раздаче наград из «окна явлений», при парадных выез­дах на колесницах, за трапезой и от­дыхают вместе с ним. Фараон пред­стаёт здесь как любящий муж и отец. Царская семья изображена и в мо­мент горя: она оплакивает умершую старшую царевну Макетатон. Жест отчаяния и поддержки — царь каса­ется руки жены — в традиции древ­неегипетского искусства уникален.

Из росписи парадного зала двор­ца в Ахетатоне лучше всего со­хранился фрагмент с двумя обна­жёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи. Их нежные, написанные в тёплых розово-золо­тистых тонах лица с огромными миндалевидными глазами трогатель­ны в своей наивной беззащитности.

Среди мастерских Ахетатона наи­более известна мастерская началь­ника скульпторов Тутмеса — по-ви­димому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие про­изведения погибли или сильно по­страдали. Ворвавшиеся в мастер­скую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Не­фертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известня­ка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совер­шенной красоте царицы: гармонич­ности её точёных строгих черт, бе­зупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посад­ке головы. На шее у Нефертити оже­релье, на голове высокий царский убор синего цвета.

Незавершённое изображение Не­фертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Порази­тельно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают неж­ность юного лица, словно тронуто-

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир - student2.ru

Голова царицы Нефертити из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир - student2.ru

Голова царицы

Нефертити из Амарны.

XIV в. до н. э.

Государственные музеи,

Берлин.

го лёгким загаром. Прошли годы, и ещё одна небольшая статуэтка из из­вестняка являет нам постаревшую Нефертити — на её по-прежнему прекрасном благородном лице пе­чать затаённой грусти.

Правление Эхнатона. которое длилось всего около семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древ­неегипетской истории подобно мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был

восстановлен культ Амона-Ра. Один из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы столицей. Тем не менее искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египет­ской культуры. Прежде всего это сказалось в произведениях середи­ны XIV в. до н. э. — сокровищах, ко­торые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей.

Восстановление военной мощи Египта, новый приток в страну богатств и рабов в правление фараонов XIX династии — Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III — позволили возобновить грандиозное строительство, прежде всего в Фивах. Новые властелины Египта стремились превзойти своих предшественников, затмить их. Искусство того периода приобрело торжественность, памятни­ки архитектуры отличались колоссальными масштабами, обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.

ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА

Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала на­ходка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашли археолог Говард Картер (1873— 1939) и лорд Корнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни од­но другое археологическое открытие. В Долину царей хлынули туристы, страницы газет заполнили многочис­ленные сообщения, возникло немало предположе­ний, слухов и домыслов.

Давно исследованная, суровая, палимая солнцем Долина царей как будто не оставляла никаких надежд на новое открытие. Только небольшой участок земли у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса VI был нетронут. Именно здесь экспедиция Картера обнару­жила те знаменитые двенадцать ступеней, которые ве­ли вниз, к замурованной двери с печатью Тутанхамона. В гробнице побывали грабители, но по неизвестной причине унесли лишь немногое. Когда археологи по­дошли ко второй запечатанной двери, для них насту­пил самый волнующий момент — и ожидания не об­манули учёных.

Они увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья, кресла, табуретки, играль­ные столики, двухколёсные позолоченные инкрустиро­ванные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и ма­ленькие статуи, изображения животных. Среди них на­ходилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, ле­жащего на ларце, которая была выполнена из чёрного дерева, инкрустированного золотом, серебром, але­бастром и обсидианом.

Почти всё помещение погребальной камеры, рас­положенной справа за третьей запечатанной дверью, занимал огромный обитый листовым золотом ящик с большой двустворчатой крышкой. В нём один в дру­гом находилось несколько саркофагов. В последнем, из чистого золота, весом более ста десяти килограм­мов, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой зо­лотой маской на лице. Мумия была буквально с голо­вы до ног осыпана драгоценностями — от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного ис­кусства. Исследователи мумии установили её портрет­ное сходство с золотой маской фараона. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскош­ных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изы­сканная красота находок до сих пор производят оше­ломляющее впечатление.

Тутанхамон (около 1400—1392 гг. до н. э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона Эхнатона и царицы Нефертити, выросли при царском дворе в Ахетатоне (ныне Амарна). Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы, изме­нить имена (Тутанхамон стал именоваться Тутанхатоном), возродить старые культы, в придворном искус­стве сохранились традиции Ахетатона. Прекрасны изображения молодого царя в скульптуре, в росписях на драгоценных ларцах, в золотых статуэтках на свя­щенной ладье и на спине чёрного леопарда. Царь и царица, которым, возможно, чуть больше четырнад­цати лет, часто изображены вместе. Они связаны, как Эхнатон и Нефертити, чувством взаимной нежности. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках че­тырёх богинь, охраняющих ковчег с канопами (алеба­стровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели — из­готовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку тро­на украшают гибкие фигуры царственной четы, выгра­вированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир - student2.ru

Наши рекомендации