Культура Возрождения и Реформации

Эпоха Возрождения (Ренессанс) XV - XVII вв. не имеет статуса эпохи, поскольку она занимает сравнительно небольшой отрезок исторического времени, именуемый Средними веками. Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода от культуры Средневековья к культуре Нового времени.

Переход к культуре Нового Времени опосредован процессами Возрождения и Реформации, которые меняют привычный средневековый образ мира. Возрождение знаменует собой светское направление культурных процессов, а Реформация – религиозное. Возрождение в Италии охватывает XIV-XVI вв., в странах Западной Европы XV-XVII вв.

Выделяют Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение. Возрождение характеризуется усилением светских мотивов в европейской культуре. Более самостоятельными и независимыми от церкви становятся искусство, философия, литература, образование, наука. Все культурные движения Ренессанса проникнуты духом нового самоутверждения человека. Основные перемены в эти три века произошли в сфере искусства и литературы.

Мировоззрение

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. Мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира Мыслители эпохи верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Но, сотворив мир и человека, он дал ему свободную волю.

В мировоззрении эпохи происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь, но и телесная. Тело - это не «оковы души», которые обусловливают греховные помыслы и побуждения. Основная ставка делается не на помощь Божию – «благодать», а на собственные силы человека. Ранний Ренессанс на первый план в культуре выдвигает идею свободной человеческой индивидуальности, считая, что человек способен самообновляться в эстетической удовлетворенности красотой жизни.

С самоценностью тела связан распространенный в эпоху Возрождения культ красоты. Только в последующие века возникнут теории, которые будут выводить сущность человека из его морали. Ренессанс есть борьба между этой беззаботностью и постоянным поиском подлинного (истинного) человеческого поведения. Вера и безграничные возможности человека, присущие этой эпохе, характеризуется новым уровнем самосознания человека. В данную эпоху появляется идея прометеизма – человек выступает со-творцом мира, сотрудником Бога.

Религия и Философия

Философия эпохи Возрождения имеет свою специфику, характерной чертой которой является антисхоластическая направленность. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Если в центре внимания философов античности была природно-космическая жизнь, в средние века – религиозная жизнь с идеей спасения, то эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека по достижению счастья на Земле.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антпропоцентрическое. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Лоренцо Балла (1407 - 1457), который в своем труде «Об истинном и ложном благе» выступил с критикой аскетизма, пытаясь возобновить эпикурейскую традицию на христианской основе.

Философ Пикоделл Мирандол (1463 - 1494) стремился объединить взгляды Христа и Платона, Аристотеля и Магомета в собственном учении о личностной активности человека. Другим представителем философии эпохи Возрождения является Николай Кузанский (1401 - 1464), который утвердил понятия «максимум» (бесконечное) и «минимум» (единое).

В его философии центральным пунктом выступает учение о совпадении противоположностей – абсолютный максимум и абсолютный минимум. Абсолютный максимум есть высший предел – Бог, а поскольку ему ничто не противостоит, то с ним совпадает абсолютный минимум. Не выступая открыто против идеи креационизма, он фактически устраняет принцип творения мира Богом.

Идеи Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548-1600). Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожаемость – исходные философские посылы, формирующие базу его космологических представлений. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - ничтожная пылинка в беспредельном мироздании, и поэтому в мире вообще нет ни центра, ни границы. Космологические воззрения Николая Кузанского и Джордано Бруно заложили основы для последующего развития философии и естествознания Нового времени.

Литература

В культуре Возрождения занятия литературой зачастую ставились выше всех других форм человеческой деятельности. Стиль – то главное, что отличает поэзию от прочих искусств и наук. Благодаря стилю полнее всего проявляется «литературность» литературы, ее специфичность. Однако существование литературы определялась не только стилем, но и жанром. Именно жанровая эстетика помогла разрешить проблему сохранения собственной самобытности перед лицом недосягаемого совершенства. Литература Ренессанса отличается мировоззренческой насыщенностью гуманистическими и национальными идеалами.

Человек в эпоху Возрождения соотносится уже не с абсолютизированным природно-социальным бытием как в античной литературе, не с трансцендентным абсолютом как в средневековой литературе, а с самим собой, со своей сущностью и индивидуальной инициативой. В жанре новеллы, получившей наибольшее развитие в Италии, впервые соединились идеалы гуманистической культуры со смеховой культурой народных масс. Во Франции подобную роль сыграл роман, в Англии – драма, а в Испании – драма и роман.

Джованни Боккаччо стал первым новеллистом, у которого было много последователей и подражателей. В Италии – Франко Саккетти (1332 - 1400), Мазуччо Гуардати (1410 - 1475), Лунджи Пульни (1432 - 1487); в Испании – Тирсо де Малина (1581 - 1648), Гаспар Лукас Идальго (1560 - 1619); во Франции – Маргарита Наварская (1492 - 1549), Бонавантюр Деперье (1510 - 1543) и Франсуа Рабле (1494 - 1553). В творчестве Рабле происходит развенчание героических идеалов Ренессанса, где вместо них выступает «богема», ничтожная по своему внутреннему настроению и внешнему поведению.

Произведения итальянского и испанского Возрождения создаются в открытой полемике с поэтикой рыцарского романа. Это «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (1544 - 1595) и «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса (1547 - 1616), ставший символом окончательного заката не только рыцарского романа, но и всей эпохи Ренессанса. Сущность образа Дон-Кихота символизирует гибель эпохи. Пророчество гибели возрожденческого индивидуализма дает в своих трагедиях и английский драматург Вильям Шекспир (1564 - 1616).

Искусство

В искусстве итальянского Ренессанса XIV в. ведущими были сиенская и флорентийская, в XV веке – флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, а в XVI веке – римская и венецианская художественные школы. С конца XIV в. начинается расцвет ренессансной культуры во Флоренции, где власть переходит к дому банкиров Медичи. Крупнейший флорентийский скульптор Донателло (1386 - 1466) в статуе Давида подчеркивает юность героя, победившего Голиафа. Самый известный ученик Донателло – Андрей Вероккио (1436 - 1488), известный творением конного монумента кондотьер Коллеони.

Ведущая роль в живописи флорентийского XV века выпала на долю художника, известного под именем Мазанчо (1401 - 1428). На его фресках в церкви Санта Мария дель Кармине учились поколения художников. Сандро Боттичелли (1445 - 1510) знаменит картинами «Рождение Венеры» и «Весна». Огромную роль в становлении живописи Ренессанса сыграло учение о перспективе, благодаря которому возникает интерес к эстетике красоты.

Великий художник Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452 - 1519) стал известен истории благодаря полотнам «Поклонение волхвов» и «Тайная вечеря». Одно из самых совершенных творений Рафаэля (1483 - 1520) «Сикстинская мадонна». Великим художником Высокого Возрождения признан Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564) за роспись Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Крупнейшими венецианскими художниками были Джорджоне (1477 - 1510), Тициан (1477 - 1576), Веронезе (1528 - 1588), Тинторетто (1518 - 1594).

Одним из ярких признаков заката искусства Ренессанса был маньеризм – направление в живописи и эстетике. Крупнейшим представителем маньеризма был нидерландский художник Иероним Босх (1460 - 1516) и Питер Брейгель Старший (1525 - 1569). Эстетика маньеризма проявлялось в экспрессивном творчестве немецких художников Альбрехта Дюрера (1471 - 1528), Матиаса Грюневальда (1475 - 1530), Гольбейна Младшего (1497 - 1543), Лукаса Кранаха (1472 - 1553) и французских живописцев Жана Фуке (1420 - 1481), Жана Клуэ (1485 - 1541), Жана Гужона (1510 - 1566), Жермена Пилона (1535 - 1590).

Наука

Симптомы заката культуры Ренессанса проявились и в гелиоцентрической системе Николая Коперника (1473 - 1543) и учении Джордано Бруно (1548 - 1600) о бесконечных мирах. Гелиоцентрическая модель Вселенной Коперника легко объясняла движения планет, которые он выстроил в новом порядке их удаления от Солнца – Меркурий, Венера, Земля и Луна, Марс, Юпитер, Сатурн. Труд Коперника «Об обращении небесных сфер» был написан в 1542 г. и издан в год смерти автора.

Однако, в мировоззренческом отношении, система Коперника лишала человека места в центре эстетически созерцаемого космоса. Новая система мироздания, открыв перед человеком безграничное пространство и бесконечное время, стала менять привычную картину мира. Итальянский пантеизм XVI века стал выдвигать на первый план безличную, но одушевленную материю. Самую непротиворечивую форму безличностного пантеизма создал Джордано Бруно, которого казнили за отрицание личностного подхода к бытию.

Наука Ренессанса не столько познавала объективный мир, сколько искала разнообразные сходства между словами языка и вещами мира. Слова и вещи образовывали «единый текст» в Книге мира. Ученые Ренессанса считали, что мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке, для чего было необходимо прибегнуть к единству магии и эрудиции. Научные рассуждения «возрожденцев» представляли стройную логическую схему: знать – значит истолковывать, идя от видимости примета к тому, что высказывает о себя знак.

При всей слабости научной школы в эпоху Возрождения она вновь обращается к изучению природы, что было обусловлено развитием производства и науки: изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии. Развитие экспериментального естествознания расширяло человеческий кругозор.

Реформация

Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движение за реформу (преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавил движение за Реформацию монах и доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546), который считал, что вера как внутреннее состояние человека даруется ему непосредственно от Бога. Лютер считал, что прийти к Богу можно без посредничества католического духовенства.

Он и его сторонники отказались вернуться в лоно католицизма и выразили протест на требование церкви отречься от своих взглядов. Тем самым, они положили начало протестантскому направлению в христианстве. Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации. Живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) создал цикл гравюр «Апокалипсис», где он добился небывалой выразительности.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Пвингли (1484 - 1531), который провел церковную реформу в Цюрихе по упрощению церковных обрядов и богослужения. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, где движение возглавил Жан Кальвин (1509 - 1562). Он исходил из идеи об абсолютной предопределенности человека или к спасению, или к гибели, что необратимо и непостижимо. Реформация победила в Швейцарии к середине XVI века. Эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе.

Социальная культура

Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Хотя Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Структура общества представляет собой иерархическое деление на социальные слои: папство и духовенство, король и феодалы, «третье сословие» – крестьяне и ремесленники.

Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений в сфере экономики, чем обусловлено становление нового социального слоя «буржуазия». В центре внимания деятелей Возрождения становится человек, которого гуманисты Возрождения оценивали не по его происхождению или социальному положению, а личностным качествам. Идеи честности, трудолюбия, целеустремленности получили особое распространение в странах Северной Европы.

В эпоху Возрождения важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является значительное ослабление мотивов греховной сущности человека.

Меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма. Гуманисты, не оспаривая основные положения христианства, утверждали, что человек способен творить себя сам, определять свое место в мире. Согласно учениям протестантского христианства, показателем того, что человек на правильном пути, является его успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия.

Они считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму. Гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами человека этого времени. Эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей и целеустремленной энергией. Получает дальнейшее развитие наука.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает в роли кода культуры Возрождения и Реформации?

2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры эпохи Возрождения.

3. Постройте системную модель сущности культуры эпохи Возрождения.

Наши рекомендации