Позднее средневековье 13-14 века

По мере становления феодального строя, произошло отделение ремесла от с/х. Это привело к возникновению городов, где сосредоточились ремесло и торговля. Эти города возникали вдалеке от старых центров – замков и монастырей, они возникали на пересечении дорог и на берегах судоходных рек. Монастыри начинают утрачивать своё влияние и власть. Нарождающиеся буржуазия и бюргерство (городские жители, в основном мелкие торговцы и ремесленники, бюрг – по немец. город) крепло и завоёвывало свои права. Они начинают утверждать и свои вкусы в культуре.

13 ВЕК – РАСЦВЕТ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В вольных городах образовывались коммуны – крупные городские общины, которые устанавливали самостоятельное управление городами, а для охраны города формировали военные отряды. Большое значение имели ремесленные цехи – это объединение ремесленников по специальностям. Они регулировали не только экономическую деятельность, но и определяли весь жизненный уклад горожан. Возникшие города пользовались поддержкой усиливающихся королей. В Италии и Германии города превратились в города-республики. Например:

ü Венецианская торговая республика главенствовала в средиземноморской торговле, помогала Папе Иннокентию III организовать 4-ый крестовый поход на Константинополь,

ü Ганзинский торговый союз с центром в городе Любек – стал крупнейшим союзом северогерманских торговых городов ( в него входило 70 городов), имел свои торговые дома в Лондоне, Новгороде, часто выручал новгородцев хлебом во время татаро-монгольского ига.

Города становились центрами ремесла, торговли, наук и искусства. Особое значение в городах имели артели каменщиков, т.к. строительство церквей перешло от монастырей к горожанам. Их члены считали себя братьями, овладевшими тайнами высочайшего искусства архитектуры, ученики давали присягу верности товариществу соблюдать тайны своих профессиональных знаний. Средневековые каменщики придавали исключительное значение своему искусству, это вдохновляло их на строительство прекрасных средневековых соборов.

М. Горький: « В средние века ремесленные коллективы каменщиков, плотников, резчиков по дереву умели строить здания и делать вещи изумительной красоты. Таковы средневековые соборы Европы».

Соборы и ратуши в средневековом городе были основными общественными зданиями.

Ратуши – место для общегородских собраний и торговых сделок, здесь же на площади перед ратушей устраивались и праздники. На ратуше обязательно была башня, которая служила сторожевой вышкой, на башне же располагались и городские часы. Высота и размер башни олицетворяли богатство и достоинство города.

К ратуше и соборной площади со всех сторон вели узкие и кривые улочки, они были не мощённые, грязные, канализации не было, нечистоты и отбросы стекали по канавам в реки, поэтому часты были эпидемии. В 14 веке чума унесла пол Европы.

Города становились центрами просвещения, т.к. растущим городам нужны были грамотные люди: подсчитывать доходы, вести дела. Нарождающаяся королевская власть так же стала нуждаться в образованных чиновниках, в людях со знанием иностранных языков. Церковные школы уже не могли удовлетворить новым запросам. При ратушах открываются городские школы. Образовываются и первые университеты:

ü 2/2 12 века Парижский университет, самый старый в Европе,

ü кон.12 века, Италия, Болонская академия,

ü 13 век Англия – Кембридж и Оксфорд,

ü 14 век Краковский университет.

В университетах преподавание велось на латыни для того, чтобы учиться могли студенты из разных стран. Основной метод преподавания были лекции и семинарские занятия.

Переход строительства от монастырей к городам имел огромное значение, назначение храма меняется – храмы, соборы становятся и сосредоточением общественной жизни. В городских соборах проходили не только богослужения, но и читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления, заседал городской парламент. В соборах проходили и церковные и светские церемонии.

Менялось время, усложнялась архитектура, настало время готических соборов с многочисленными башнями, винтовыми лестницами, ажурной резьбой, витражами, которым отводилась особая роль. Появляются здания невиданной высоты. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СОБОР своим величием и грандиозными размерами, обилием декоративного и скульптурного убранства как бы утверждал МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО ГОРОДА.

Гёте: «Готика – это безмолвная музыка».

Гоголь: « Готоческая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, есть явление такое, которого ещё никогда не производил вкус и воображение человека. Это искусство сообщать тяжёлой массе здания роскошь украшений и лёгкость. Здесь ощущаешь невольный ужас присутствия святыни, приходя в религиозный экстаз, витражи придают таинственность и создают мистическое настроение».

В этом одна из черт готического искусства, расчёт на натиск, на использование эффектов, усиливающих эмоциональный накал.

ИТОГ:

Культура Средневековья – сложное сочетание церковной и простонародной культуры, которая формировалась и развивалась в рамках единого для всех народов Европы христианского мировоззрения.

Наши рекомендации