Вопрос №21. Апполоническое и дионисийское начала культуры (Ф. Ницше)
Центральное место в философско-культурологической концепции занимает понятие «жизнь», основополагающей чертой ее является «воля». Ницше приравнивает волю к жизни и волю к власти. Мораль для Ницше противоестественная категория. Эта идея слабых, то есть тех, кто живет по законам общества. Сильная личность морали не приемлет, поступки сильной личности аморальны с точки зрения большинства. Сильная личность пытается подавить слабое большинство, стремится к власти. Ницше считает, что жизнь – это биологическое существование, к которому должна прирастать воля к власти, так как оно уничтожило в человеке волю к власти, ослабив его существо понятием греха и его искуплением. Ницше называет 3 стадии развития человека:
1. Верблюд (человек несет на себе груз ответственности).
2. Лев (человек развивает ценности)
3. Ребенок (человек играет с ценностями, их переоценка). Повод задать вопрос об основании этих ценностей)
Ницше говорит, что еврейская культура победила, так как евреи осуществили переоценку ценностей своих врагов. Аристократическое уравнение ценностей: хороший=знатный =могуществ= прекрасный= счастливый= боговозлюбленный. У евреев наоборот (с боговозлюбленный). Попыткой избавиться от христианской этики стало учение Ницше о апполонистическом и дионистическом началах. Благодаря их взаимодействию осуществляется развитие искусства. Сами эти понятия были введены Шиллингом, но анализ этой антиномии принадлежит Ницше (работа «Рождение трагедии из духа музыки»). Основополагающий, типологический критерий своей модели Ницше видит в способе восприятия, освоения мира. Ницше считает, что в основе мировосприятия лежат 2 начала: апполлонистское и дионистское, которым соответствуют наличие в человеке 2-х природных естественных оснований: мужского (Апполон) и женского (Дионис). Для Ницше Апполон – воплощение духа Эллады, солнечное существование, Свет, носитель небесной стихии, покоя, упорядочности, меры, мудрого самоограничения, золотой середины→рациональность. Дионис – бог земель, идей стихии, бог земледелия, плодородия, виноделия, чувственности, эмоций, радости, веселия, всякого избытка_иррациональное. У Ницше человеческая жизнь и культура существуют неразрывно, так как культура – это маски человечества. Чтобы обрести истинную культуру, человеку необходимо пройти путь освобождения от общепринятых ценностей, религиозных иллюзий и научной фальши. Человек пройдя путь познания, достигает диониссийского уровня, осуществляет его синтез с апполоническим и в результате возникает искусство.
Итак, Ницше усматривал идеал в равновесии, культуре нужны оба начала. Художественные шедевры возможны, если 2 начала уравновешены; с двойственностью типов культур связано поступательное движение культуры.
Немецкий философ и культуролог, один из основоположников “философии жизни”. Центральное место в философско-культурологической концепции Ницше занимает понятие “жизнь”, основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. На раннем этапе для немецкого мыслителя характерна эстетизация жизни и воли. По Ницше, понять импульсы воли, выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Это способно сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия. На самом деле в искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое и дионисическое. Аполлоническое - рациональное, упорядоченное и критическое. Дионисическое - чувственное, вакхическое, опьяненное. Ницше исходит из предпосылки, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис - противоположные символические типы. Аполлон - это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он - источник света, носитель божественного откровения. “Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее”. Дионис же, напротив, олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис - бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. “Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном - человеком”. Чтобы показать, в чем состоят различия “аполлонического” и “дионисического” начал культуры, необходимо обратиться к понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис. Аполлон - выражение покоя и порядка, Дионис - его противоположность. Если первый - “полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов”, то второй - избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он - великолепный божественный образ этого принципа, “в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость “иллюзии”, вместе со всей ее красотой”. Дионис символизирует ужас и восторг “чудовищный ужас”, охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и “блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы”, когда нарушен принцип индивидуализма, “разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и “дерзкой модой”... каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним”. Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как “аполлоническое” и “дионисическое”. Эти начала прорываются из самой природы “без посредства художника-человека”. Человек в концепции Ф. Ницше - только “подражатель” и проводник имеющихся в природе сил: “...каждый художник является только “подражателем” и притом либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец... одновременно художником и опьянения и сна”. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. Эта трагедия не только вид искусства, но и состояние человека, у которого творчески импульсивное, образно-художественное начало подавляется понятийным рационально-критическим анализом. Именно трагическое мировосприятие, основанное на борьбе в культуре аполлонического и дионисийского начал, позволило, по мнению Ницше, древним грекам добиться огромных успехов. Но рационализация культуры, связанная с эпохой Просвещения, уничтожила истоки ее процветания. Задача современного искусства восстановить трагический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества. Некоторое время возрождение искусства Ницше связывал с музыкальными драмами Р. Вагнера в их байретской постановке. Культура в этот период истолковывалась Ницше как форма стихийной жизни, выражение в художественной форме “народного духа”. Но вскоре Ницше разочаровывается в этих идеалах, и творчество Вагнера теперь характеризуется им как проявление декаданса и нигилизма. Именно в это время в его творчестве получает наиболее яркое выражение элитарная концепция культуры Первоначально она опирается только на эстетические истоки. Ницше обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям. Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента. Жизнь истолковывается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти - сверхчеловека (“белокурой бестии”). Прообразом сверхчеловека в прошедшей истории является узкая каста господ - врожденных аристократов, природных “жизнелюбов”, которым присущ истинно художественный вкус, - вкус к жизни во всех ее проявлениях. В подлинном же смысле сверхчеловек - это идеал, к которому стремится человечество. Сверхчеловек занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили, возвещает он устами Заратустры, и на его место должны прийти сверхчеловеки. Эта идея получила в современной философии широкий резонанс и позволила трактовать философско-культурологическую концепцию Ницше как атеистическую.