Фидель Кастро«Речь Фиделя Кастро на заседании ГА ООН в 1960 г.»
37) Вацлав Гавел«Мы живем в зараженной моральной среде»
38) Джордж Буш-младший«Великий народ вынужден защитить великую страну»
Раздел I.Тема 9. Семинар 10:«Основы техники речи судебного оратора»
Формируемые компетенции:
1) способность анализировать тексты русских ораторов,
2) способность ясно строить устную речь,
3) способность совершенствовать свою речь, используя риторические упражнения.
1. Риторическая разминка:
- Артикуляционная гимнастика;
- Выступление со стихотворным текстом.
2. Вопросы для обсуждения:
· Профессиональные значимые качества голоса юриста (чистота и ясность тембра, широкий диапазон по высоте и громкости, выносливость) и процесс их воспитания.
· Основы техники речи. Упражнения на развитие основных качеств речи.
· Качества фонационного дыхания.
· Интонации и паузы (логические, психологические) в публичной судебной речи.
3.Практическое задание:
1) Приготовьте выступление с презентацией «Имидж судебного оратора».
2) Составьте этикетный словарик на темы «Приветствие», «Извинение», «Благодарность», «Просьба».
4. Литература:
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи.-М., 1988.
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления.-М., 1988.
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие для студентов.-М., 1998.
Леонтьев А.А. Психология общения.-М., 1997.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.-М.,2001.
Педагогическая риторика: Учебное пособие./ Под ред. Н.А.Ипполитовой.-М., 2001.
Стернин И.А. Практическая риторика.-М.,2003.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Курс «Риторика» включает три раздела. Дисциплина изучается на 1 курсе в течение второго семестра. Порядок изучения тем изложен в тематических планах. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия и индивидуальные консультации.
В ходе лекций дается общая характеристика отдельных видов красноречия, рассматриваются основные этапы истории развития риторики как науки, влияние на современную теорию и практику речевой коммуникации и др. Лекции являются основой для самостоятельной работы студентов.
В ходе семинарских занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно, выполняются упражнения по развитию речи и подготовке речи на определенную тему.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:
· изучить рекомендованную литературу;
· дополнить конспекты лекций;
· подготовить ответы на вопросы семинара;
· по согласованию с преподавателем подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских занятиях методом устного опроса или посредством тестирования, в течение семестра студенты обязательно выполняют контрольную работу.
В ходе изучения дисциплины «Риторика» каждый студент должен обязательно несколько раз публично выступить. Виды публичных выступлений: басня, стихотворный текст, фрагмент судебной речи, анализ судебной речи, анализ речи, изменившей ход истории.
Номинации «Конкурса ораторского искусства»:
1) Художественное слово (басня, стихотворение, прозаический отрывок);
2) Речь, изменившая ход истории;
3) Судебная речь;
4) Выступление с презентацией;
5) Авторские речи студентов.
Научно-исследовательская работа студентов согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Итоговой формой контроля является зачет.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Тест
1)Основоположником риторики был:
А) Сократ В) Горгий
Б) Аристотель Г) Цицерон
2)К невербальным средствам судебного оратора относятся:
А) кинесические средства В) просодические средства
Б) праксемические средства Г) содержание речи
3)Определите, какие виды аргументов являются: 1. сильными; 2. слабыми; 3. несостоятельными.
А) аналогии и непоказательные примеры, доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;
Б) экспериментально проверенные выводы, заключения экспертов;
В) доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество, выдаваемые авансом посулы и обещания.
Вопрос для развернутого ответа:
1) Когда зародилась риторика? Что из наследия античной риторики может быть, по вашему мнению, использовано судебными ораторами в наши дни? Обоснуйте свою точку зрения.
2) Чем знамениты речи Ф.Н. Плевако? Охарактеризуйте их с точки зрения соблюдения правил риторики.
3) В чем заключается и как проявляется специфика речевого идеала современного юриста?
Вопросы для краткого ответа:
4) Перечислите известных судебных ораторов России (не менее 5).
5) Кто является адресатом судебной речи?
6) Какие этапы на пути от мысли к слову отражены в классическом риторическом каноне?
7) Какие роды красноречия вам известны?
8) Приведите примеры упражнений на тренировку артикуляционного аппарата и совершенствования фонационного дыхания.
9) Творческое задание:Составьте текст строгой классической хрии на тему «Нужен ли суд присяжных? »
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие.-М., 2002.*
Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Смелкова З.С. Риторика. Учебник.М.: Велби 2010.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи.-М., 2002.*
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.-М.,2001.
Дополнительная
Антюшин С.С., Михалкин Н.В. Риторика. Учебное пособие для студентов юридических факультетов. М.: Юрайт, 2011.- 170 с.
Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика».-М.,1998.
Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект: Учеб. пособие.- М.: Высшая школа, 2003.- 397 с.
Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб.пособие/ В.И. Аннушкин.-2 изд.-М.: Флинта: Наука, 2008.-224 с.
Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики.-М., 1991.
Введенская Л.А. Риторика для юристов: Учебное пособие/ Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.-568 с.
Волков А.А. Основы русской риторики.-М., 1995.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи.-М., 1988.
Граудина Л.К., Миськевич Г. Теория и практика русского красноречия.-М., 1991.
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации.- М., 1998.
Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать.-М.,2002.
Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство: Учеб.пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 255 с.[*]
Кони А.Ф. Избранное. - М., 1989.*
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления.-М., 1988.
Кохтев Н.Н. Ораторская речь: Стиль и композиция.-М., 1992.
Крыленко Н.В. Судебные речи.-М., 1964.
Костомаров В.Г., Ладыженская Т.А., Луков В.А., Николина Н.А. Основы культуры речи // Педагогическая риторика: Сб. программ учебных курсов.- М, 1998 - с.5-12.
Кузнецов И.Н. Риторика.- Мн.: Амалфея, 2000.- 464 с.
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие для студентов.-М., 1998.
Леонтьев А.А. Психология общения.-М., 1997.
Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики.-М., 1997.
Панов М.И. Афинская демократия, судопроизводство, ораторское искусство: как все это влияло на переговорный процесс?// Ведение переговоров: Междисциплинарный подход / Отв. ред. М.И.Панов, В.В.Петров, А.В. Сурин.- М., 1998.
Педагогическая риторика: Учебное пособие./ Под ред. Н.А.Ипполитовой.-М., 2001.
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Изд.2-е, испр. и доп./ Под ред. Т.А.Ладыженской и А.К.Михальской: сост. А.А. Князьков. М., 1998.
Рождественский Ю.В. Теория риторики.-М.,1999.
Риторика: Методология и практика: сборник программ/ Отв. ред. и сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина.- Москва: МПГУ; Ярославль: «Ремдер», 2003 – 724 с.
Рузаева Н.Г. Судебное красноречие: история и практика. Учебно-методическое пособие. - М.РАП, 2007.-118 с.*
Сергеич П.(Пороховщиков П.С.) Искусство реи на суде. Тула, 2000
Стернин И.А. Практическая риторика: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений-М.: Издательский центр «Академия»,2007.-272с.
Судебные речи: Сборник/ Авт.-сост. М.Ф. Чудаков. Минск, 2000.
Юридический энциклопедический словарь / Под ред. В.Е. Крутских. - М., 2000.
Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма.-М.,1994.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие «риторика» и его развитие в произведениях известных специалистов по теории риторики. Риторика – наука об убеждении.
2. Судебное и политическое красноречие Античного мира.
3. Диалектика Сократа и ее значение для развития риторики как науки.
4. Риторические приемы Аристотеля и Демосфена.
5. Красноречие в республиканском Риме и Римской империи.
6. Судебные выступления Лисия и Цицерона.
7. Риторический идеал. Античный риторический идеал, древнерусский и современный.
8. Развитие риторических традиций в России.
9. Проблемы периодизации русской риторики.
10. Риторическое наследие М.В.Ломоносова.
11. Вклад Н.Ф. Кошанского в разработку проблем общей риторики.
12. Кризис русской риторики в середине 19 века. В.Г.Белинский – «злой гений риторики».
13. Основные классификации красноречия. Роды и виды (жанры) красноречия.
14. Специфические особенности судебного красноречия.
15. Российское судебное красноречие второй половины XIX века.
16. Характеристика идеального защитника и обвинителя в работах А.Ф. Кони.
17. Особенности судебного красноречия Ф.Н. Плевако.
18. Нравственные основы судебной речи.
19. Обвинительная и защитительная речь.
20. Этапы подготовки речи (риторический канон).
21. Использование этапов подготовки речи современными юристами.
22. Риторический канон: инвенция и диспозиция. Структура прямой и обратной хрии.
23. Риторический канон: элокуция, запоминание произнесение. Риторические тропы и фигуры.
24. Аргументация: специфика понимания в рамках риторики.
25. Основные различия между корректной (лояльной) и некорректной (нелояльной) аргументацией.
26. Основные требования к говорящему. Основные требования к слушающему.
27. Правила рефлексивного и нерефлексивного слушания.
28. Законы и принципы современной общей риторики.
29. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли.
30. Приемы убеждения слушателей и воздействия на аудиторию.
31. Невербальные средства судебного оратора.
32. Особенности имиджа современного судебного оратора.
33. Кинесические особенности этикетного невербального общения в суде (жесты, мимика и т.д.).
34. Основы техники речи судебного оратора. Основные характеристики голоса. Артикуляционные и фонационные упражнения.
35. Структура публичного выступления и подготовка к нему.
Приложение 1