Урок 101. обобщающий урок
по разделу «Зарубежная литература»
Цели: повторить и обобщить изученный раздел; учить работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; развивать память, речь, логическое мышление.
Ход урока
I.Организационный момент
— Сегодня у нас обобщающий урок. Как обычно, такой урок
у нас проходит в виде соревнования. Для этого вы поде
литесь на команды, выберите капитанов, придумаете на
звание и девиз.
(Учащиеся делятся на команды, придумывают название и девиз.)
— Итак, начинаем наш урок-конкурс!
II. Конкурсная программа
Этап I. «Назовите произведение*
—В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. («Путешествие Гулливера».)
—А в этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви. («Русалочка».)
—Главного героя этого произведения учитель часто наказывал. («Приключения Тома Сойера».)
—В нем рассказывается о ночи, в которую происходили чудеса. («Святая ночь».)
—■ Произведение, которое заканчивает раздел. («В Назарете».)
— В этом произведении можно узнать о подводной жизни.
(«Русалочка».)
Этап II. «Найди пару»
— Соедините автора с его произведением.
«Путешествие Гулливера» Сельма Лагерлеф
«Святая ночь» Джонатан Свифт
«Русалочка» Марк Твен
«Приключения Тома Сойреа» Г.Х. Андерсен
«В Назарете»
Этап III. «Бюро находок»
— Из какого произведения эти вещи?
Глиняная серая птичка. («В Назарете».)
Персик. («Приключения Тома Сойера».)
Острый нож. («Русалочка».)
Длинная, остроконечная палка. («Святая ночь».) Длинные лестницы. («Путешествие Гулливера») Грифельная доска. («Приключения Тома Сойера».) Этап IV. «Назовите имя»
—Марка Твена звали... (Самюэль Ленгхдрн Клеменс).
—Полное имя Сельмы Лагерлеф... (Сельма Оттилиана Ло-виза Лагерлеф).
—Имя девочки, в которую был влюблен Том Сойер... (Бек-ки Тэтчер).
— Назовите имя матери Иисуса. (Мария.)
Этап V. «Домашнее задание*
Команды готовят ответы на вопросы 1 и 2, с. 217.
Этап VI. «Задай вопрос»
Команды готовят друг другу по два вопроса.
Этап VII. «Оживи картинку»
■— За короткое время вы должны инсценировать отрывок из изученного произведения, но без слов. Соперники должны его узнать. Надо показать все так, чтобы было узнаваемо.
III. Подведение итогов
Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны»
Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; развивать память, речь, мышление и творческие способности учащихся.
Комментарии для учителя. Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды (на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. Но на столах у ребят не должно быть ни учебников, ни книг. Для детей также готовятся подарки (например, книги), которые будут вручены в конце игры.
Оборудование. Оформляется выставка книг писателей, ко
торых изучали в этом учебном году. Учитель готовит табло.
Тайны животных 10 20 30 40 50
Богатыри 10 20 30 40 50
Писатели 10 20 © 40 50
Поэты 10 20 30 40 50
Сказки 10 20 30 40 50
Детская 10 20 30 40 50
Объяснялки 10 20 30 40 50
Ход урока
I. Организационный момент
— Дорогие мои ребята! Вот и подошел к концу учебный год.
Наш последний урок литературы мы посвящаем книгам
и их авторам. Игра называемся «Литературные тайны».
Вы разделились на команды, выберите капитанов, при
думаете название и девиз.
(Идет представление команд.)
— Напоминаю правила игры. Вы выбираете страницу, в ко
торую будете играть, и цену вопроса. Если команда отве
чает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить
не может, то имеет право ответить другая команда. Итак,
желаю успехов!
П. Проведение игры
1.Тайны животных.
— Речь пойдет о животных, которые живут на воле, но со
седствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввел
в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли
он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об
этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не
могут выбрать себе соседей получше...
10 «Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей...»
— Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети
и птичка». А. Плещеев.)
20 Этот автор не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей. («Лебедушка», С. Есенин.)
30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. («Лошади в океане». Б. Слуцкий.)
40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки он ушел. («Приемыш». Д.Н. Мамин-Сибиряк.)
50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А. И. Куприн.) 2. Богатыри.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик — не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь! 10 «И повелел он своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».
— О ком идет речь? (Об Олеге, его называли Вещим. Из лето
писи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».)
20 Он основал монастырь, посвященный Святой Троице, — Свято-Троицкую Сергееву лавру. Кто он? (Сергий Радонежский.)
30 Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена: «Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано!»
— Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья
Муромец. Он ездил по всем трем дорогам по порядку, как
указано на камне.)
40 Кто написал эти строки?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому...
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
(Иван Саввич Никитин. «Русь».) 50 Записи делались из года в год или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих за-
писей. Самые древние они не сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря труду... О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идет о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Кие-во-Печерского монастыря Нестор.)
3. Писатели.
И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут.
(А. С. Пушкин) 10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.) 20 «Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно - всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом». О ком идет речь, о ком так говорил И.А. Бунин? Подсказка: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Чехов.) 40 Учитель, участник Октябрьской революции, гражданской войны, писатель; ему была присуждена Государственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившем свой родной край, его людей, его легенды и предания на весь мир.(Павел Петрович Бажов.) 50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВО-ЛЫРК. (Это Иван Крылов. Аноним-псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке.)
4. Поэты.
И долго буду те любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
(А. С. Пушкин) 10 Две капли брызнули в стекло, От лип душистых медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит— Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весен
ний дождь». АЛ. Фет.)
20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла.
— Кто это говорит? Кто автор? («Бабочка». АЛ. Фет.)
30 Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
— Кто и кому так говорит? («Дети и птичка». А.Н. Плещеев.
Птичка говорит детям.)
40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноименного стихотворения? («Бабье лето». Д.Б. Кедрин.)
50 Олицетворение — наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Приведите примеры, прочитайте наизусть строчки из стихотворений.
5. Сказки.
Нам сказали про Ивана-то — хитер,
Нам сказали про Андреича — хитер.
Он хитер — мудер — прохитрился,
Он прохитрился — промудрился. 10 Ее перо сверкает так, Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живет...
(Жар-птица. Сказка «Конек-Горбунок», П.П. Ершов.) 20 Узнайте сказку по ее началу: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь...» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.) 30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «История, которую поведал высушенный цветок розы». Но родное название подходит ей больше. Назовите его. («Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.) 40 Мудрец в нем видел мудреца, Глупец - глупца, Баран — барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну — обезьяна,
20 «Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварешек и т.п.), то есть делать очень несложное дело.)
30 «Делу время и потехе час». (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.)
40 «Ждать у моря погоды». (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)
50 «Знать назубок». (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» принималось почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.)