Поставим точку. монолог
Точка. Оказывается, завершить интонационно предложение «точкой» совсем не просто. Очень важно уметь не только поделить фразу на такты и расставить ударения, но и интонационно показать завершение мысли в предложении. Точка связана с сильным понижением голоса на ударном слове. К. С. Станиславский советовал: «Вообразите, что вы вскарабкались на самую высокую скалу над бездонным обрывом, взяли тяжёлый камень и шваркнули его вниз, на самое дно. Вот так и надо учиться ставить точки перед завершением мысли».
Для тренировки предлагаем вам поставить ударения и выразительно прочитать предложение из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Почувствуйте, как движется к окончанию предложения мысль автора, как интонационно она достигает кульминации поднятием голоса вверх — подобно восхождению на гору, и как «падает» в конце.
В белом плаще / с кровавым подбоем, / шаркающей кавалерийской походкой, / ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана / в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат.
Работа над текстами
Упражнение 2.После диалога, в котором требуется активное общение партнёров,рекомендуем взять для прочтения какой-либо монолог. Чтение таких текстов с распространёнными предложениями хорошо тренирует дыхание и произношение. Наилучшим образом для этого подходят следующие литературные и ораторские монологи:
Шекспир. Монологи Гамлета «Быть или не быть»; Юлия Цезаря «Внемлите, друзья, собратья, римляне…»; заключительный монолог Катарины из «Укрощения строптивой»; Пушкин. Монолог царя Бориса «Достиг я высшей власти», монолог Сальери «Все говорят: нет правды на земле…»
Работая над монологом, старайтесь делать партитуру текста, разбив его на такты (отметив паузы) и подчеркнув главные слова.
Пушкин. Монолог Сальери
(из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»)
Все говорят: / нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. // Для меня
Так это ясно, / как простая гамма. //
Родился я / с любовию к искусству; /
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей, /
Я слушал и заслушивался — слёзы
Невольные и сладкие текли. //
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
и скучен первый путь. Преодолел
я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. (…)
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеёй, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!
***
Накапливайте новые тексты. Пусть они становятся всё более объёмными и серьёзными, требующими углублённой работы. Прокомментируйте богатство и разнообразие слов, употреблённых писателями, пишущими о русском языке и слове. Какие фигуры речи как способы соединения слов они используют?
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без чуждого примеса, течёт как гордая величественная река — шумит, гремит — и вдруг, естьли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса. (Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», 1792 г.)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.
(А.Н. Толстой.)
Совет мастера
Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей (К. С. Станиславский.)
В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения. Вот почему воспитание культуры речевого общения — есть воспитание культуры чувств человека, и это — важнейшая проблема дня.
Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слушателей. (З.В.Савкова. Искусство оратора. Спб., 2004)
ХРЕСТОМАТИЯ ТЕКСТОВ
Краткая хрестоматия текстов прилагается для того чтобы показать, какие тексты могут быть использованы студентами для того чтобы отрабатывать те или иные жанры речи в курсе «Выразительное чтение». Она представляет собой набор дополнительных текстов, которые могут использовать студенты и преподаватели, работая над определенной темой (жанром). Прежде всего, текст должен нравиться, «зажигать» душу, иначе работа над ним теряет смысл. В то же время настрой на занятиях выразительным чтением должен быть таким, что студент мог бы прочитать любой текст, поставив себя на место воображаемого персонажа и «воспламенившись» текстом.