Концепция культурного релятивизма
В концепции американского антрополога А. Крёбера (1876-1960) важным теоретическим источником стала и философия жизни В. Дильтея, который считал переживание и понимание смысла культурных ценностей основным методом познания в науках о духе. А. Крёбер отрицал разделение культур на «высшие» и менее развитые, рассматривал историю человечества как совокупность сменяющих друг друга культур. Анализируя культуру, он считал, что все они проходят в своем росте одинаковые фазы возникновения, расцвета и упадка.
Каждая культура, по его мнению, представляет собой систему элементов, сцепленных определенным способом и образующих целостность в виде определенной модели, образца, типа. Крёбер считает, что всем культурам присуща доминантная идея, подчеркивающая выдающиеся ее достижения и уникальность. Культура как целостное образование, представляет собой самодостаточную сущность, развивающуюся в силу внутренне присущего ей динамизма (импульса). Проходя все свои жизненные циклы, она движима некоей заложенной в ней «культурной энергии».
Американский антрополог М. Херсковиц (1895-1963) является создателем общетеоретический идеи «культурного релятивизма» (относительности) как способа понимания ценностей культур. Обобщающим итогом его научной деятельности явилась «Культурная антропология» (1948), в которой в систематической форме изложена данная культурологическая концепция. В ней он расходится с предшествующими теориями культуры, решительно высказывается против их «детерминизмов»:
- расистский детерминизм, объясняющий всю специфику культур, исходя из телесной организации индивидов;
- географический детерминизм, когда все своеобразие культур объясняется только особенностями природной среды обитания;
- экономический детерминизм, согласно которому определяющим фактором является способ производства материальных благ.
М. Херсковиц был несогласен с положением развития самобытных культур как части единого всемирно-исторического процесса, имеющего при этом единую эволюционно-прогрессивную направленность. Историко-культурный процесс представлялся ему в виде суммы разнонаправлено развивающихся культур. В каждой культуре он видел неповторимо уникальную модель, определяемую традицией, проявляемую в присущих каждому народу специфических системах ценностей.
Пристальное внимание М. Херсковиц уделил механизму изменения культур. Источник развития он находит в динамическом единстве устойчивости и изменчивости культур. Американский ученый подчеркивает, что всякое изменение возможно только при сохранении некоторых консервативных структур, являющихся субъектом развития. Разрушение же устойчивых структур в культуре в угоду быстрым изменениям, означает ее деградацию и утрату самобытности. М. Херсковиц вводит новое понятие «энкультурация», отражающий процесс приобретения индивидом конкретной формы специфического этнокультурного опыта.
Основное содержание энкультурации состоит в усвоении индивидом особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Главной задачей человека на уровне детства выступают вопросы приобретения культурных норм, этикета, традиций, религии, обеспечивающих стабильность культуры. Основная задача взрослого человека сводится к тому, что у него появляется возможность принимать или отрицать общественные утверждения, высказывать собственные суждения, обеспечивая изменения в накопленном культурном опыте.
Таким образом, энкультурация обеспечивает не только воспроизводство культурного человека, но и содержит механизм осуществления изменений. Содержание энкультурации определяет и смысловое ядро концепции Херсковица – принцип культурного релятивизма. Главной идеей указанного принципа является признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Это предполагает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, отказ от идеи этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур разных народов.