Вопрос (элитарная культура)
Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества и характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны. Надо иметь в виду, что культурная элита не совпадает с властной и часто противостоит ей (Сократ, Платон, Пушкин, отказывавшийся «служить царю, служить народу», Толстой), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; поддержка научных и образовательных проектов Екатериной П; союз русской интеллигенции и советской власти в 20-е гг.) В элитарной культуре круг истинных и «высоких» ценностей сознательно ограничен, а система обязательных норм ужесточена. Это приводит к количественному сужению элиты, но к качественному ее росту, делая ценности и формы поведения уникальными для каждого представителя элиты. Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); использовать нарочито субъективные интерпретации; включать предмет в неожиданный смысловой контекст; делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.
Говоря об отношении элитарной культуры к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнею, но в 20 в. очень часто происходи их взаимопереход. Элитарная культура вторгается в те области, которые имеют по своей природе массовый характер. К примеру, представители стиля модерн, для которого была важна функциональность произведения искусства, принимали непосредственное участие в развитии тиражной (газетной, журнальной, книжной) графики, фактически стали создателями искусства плаката, в том числе и рекламного, ставили перед собой задачу слияния художественного высокопрофессионального творчества и массового промышленного производства (последнее было скорее заветным идеалом модерна, чем воплотившейся реальностью). Поп-арт с его искусством коллажа, концептуальное искусство, вводящее в оборот философское осмысление и эстетическое восприятие повседневных массовых предметов, несомненно, отражают процесс элитаризации массовой культуры и одновременно омассовление элитарности. Таким образом, предстатели элитарной культуры невольно, а потом и сознательно начинают апеллировать к массовому сознанию. Поэтому несмотря на то, что постмодернисты выступают против мистификации реальности, которая происходит в процессе воздействия СМИ на общественное сознание и пытаются показать многозначность реального мира, их высокоинтеллектуальная, тонкая, эстетизированная критика зачастую оказывается мало понятной и мало эффективной для большинства.
Вопрос 45 (Европейский модернизм)
Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — новое, искусство которое зародилось в конце 19 в. И связано с глобальным кризисом европейской культуры .Кризис искусства 20 века был следствием мирового кризиса рубежа 19-20в ( мировые войны, революции, элементы нестабильности переходной эпохи) Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этики ,праве ,но в наибольшей степени в искусстве ,прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга ,концепция Ясперса. Смысл этой философии закл. В том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человеку нужно жить настоящим и действовать в настоящем.
Наиболее ярко кризис искусства проявлял себя в живописи: большинство художников 20 в отошло от изображения мира таким ,как мы его видим. Мир представляет деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководились больше собственным воображением ,отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден , он такой каким мы показываем его на своих картинах. Статус вечных приобрели 3 течения : абстракционизм, кубизм и сверхреализм.
Кубизм-это течение связано с именем Пабло Пикассо.
ПЕРИОДЫ:
· «:Голубой период» – все портреты объединены холодной гаммой синего цвета. Развивается тема одиночества,горя.
· «Розовый период» все картины в пепельно- розовом цвете.
· Большой интерес к негоитянской культуре.
· Первая фаза начала кубизма- сине-зеленые тона.
· Вторая фаза-мелкие геометрические фигуры.
· Синтетический кубизм
· Композиции на тему музыкальных инструментров.
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Основатель Василий Кандинский.- сущность течения в том, что с помощью кисти и карандаша можно создать особую вибрацию души и приобщить ее к духу музыки.( квадрат Малевича)
СВЕРХРЕАЛИЗМ
Связан с Сальвадором Дали. Возник на рубеже 20 в.-соединение реальных предметов с неревльными или реальными,но доведенных до абсурда но в иррациональном сочетании.
Билет 21
21 ВОПРОС (Доминирующая и маргинальная культуры.)
Стремление культуры 20 в. к универсальности, постоянный контакт культур друг с другом, миграция привели к появлению маргинальной культуры – культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы (индивиды, их группы и общности) формируются на границах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды переходов и кризисов испытывает каждый человек, но маргинал испытывает такой кризис относительно непрерывно и таким образом превращается в особый тип личности.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти 20 в. Р.Парком, а ее социально-психологические аспекты развиты в 30-40-х гг. Э.Стоунквистом. Но еще К.Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования, а М.Вебер сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу и дают толчок социокультурным изменениям.
Одна из причин появления маргинальной культуры - одновременное и однопространственное существование группы (индивида) в контексте различных культурных требований. Примерами могут служить мигранты из деревни в город, эмигранты, представители смешанных браков (как по этническому и религиозному, так и по экономическому признаку), этномаргиналы (этнические меньшинства), религиозные маргиналы (люди вне конфессий), женщины-матери с ориентацией на профессиональную карьеру, бисексуалы и т.д.. Особое место занимают социомаргиналы – социально-профессиональные группы в процессе перемещения (потерявшие прежний статус или вновь появившиеся группы, которые еще не имеют общественно приемлемого механизма функционирования). Причина их появления связана с процессами трансформации социальной и профессиональной структуры общества. Важной причиной появления маргиналов на индивидуальном уровне является несовместимость притязаний и культурных установок личности с ценностями той социокультурной группы, к которой принадлежит индивид в силу естественно сложившихся обстоятельств его жизни. Маргиналом человек становится также в том случае, если длительное время пытается стать представителем определенной социокультурной группы, которая, тем не менее, его не принимает.
В силу переходности своего положения и невписанности в какую-либо субкультуру маргиналы почти всегда испытывают внутренний дискомфорт и напряжение личности, чувство растерянности и беспокойства. Они восприимчивы и обидчивы, т.к. обеспокоены невозможностью их принятия в полноценные члены группы. Это порождает соответствующее поведение, которое может выражаться в повышенной активности (нередко агрессивной) с целью самоутверждения. Индивид или группа часто стремятся к обретению значимости в социокультурных движениях (националистических, классовых, конфессиональных, контркультурных). Многие активисты и лидеры социокультурных движений являются маргиналами. Большинство непопулярных в обществе движений на ранних стадиях пополняются из их среды. Маргинальность личности, огромное желание вписаться в новую культуру может стать причиной сверхпатриотизма, религиозной нетерпимости, мелочного следования этикету, заимствования чисто внешних образцов поведения и символики. Другим, прямо противоположным, вариантом поведения становится отрешенность, пассивность, нежелание входить в какую-либо группу, кризис доверия к ценностям каких бы то ни было субкультур.
Подводя итог, можно сказать, что маргинальная культура в целом характеризуется неустойчивостью и эклектичностью, но возможный синтез различных культурных комплексов создает основу для развития новых культурных образцов. Кроме того, именно маргиналы во многом формируют новые социокультурные слои общества.
Вопрос 46 (ПОСТМОДЕРНИЗМ.)
-эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 г. Главная черта- Эклетика. (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, Европейская культура.)
Постмодернизм-результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Форма эстетического бунтарства, озвучены идеи сексуальной революции и новой чувствительности.
Народ уступает место «массе», «электорату», интеллигенция – интеллектуалам, лишенных интеллигентских комплексов и выступающих как представители преуспевающего среднего класса. На первое место выходят средства, а цели перестают быть ценностью. В идеологии уживаются несовместимые вещи. Жизнь начинает восприниматься как игра, лотерея, дело случая и удачи. Широкое распространение получает мода. Важную черту постсовременной культуры составляет театрализация, охватывающая все области жизни (политику, религию и др.).
Главными функциями литературы являются развлекательно-игровые. Ее назначение в том, чтобы веселить публику и доставлять ей удовольствие. Барт рассматривает литературу как «форму удовольствия».
Постмодернизм проявляет себя в философии и в науке. В философии он опирается на позиции релятивизма и плюрализма. Постмодернизм критикует науку за абсолютизацию рациональных методов и недооценку интуиции и воображения. Наблюдается тенденция уравнять науку с религией и искусством.
Тенденция постмодернистского искусства связана со стремлением преодолеть модернизм и авангард с помощью иронии, пародии. Под каждое изображение подкладывается другое изображение, другой «текст». Здесь также широко используются цитирование, коллажи, заимствования и др. Эстетика гармонии сменяется эстетикой шока.
Билет 22
22 Вопрос (Субкультура и контркультура.)
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, характерные только для этих групп. Такие культурные образцы принято называть субкультурами. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, субкультура – это суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой. Субкультура является способом институционализации определенных интересов, которых в культуре бесконечно много. С помощью вхождения в определенную субкультуру индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества. Отличительной особенностью субкультурных образований является тот факт, что они не стремятся навязать свое господство в культуре, чаще всего, наоборот, изолируют свои признаки от иного культурного слоя. Субкультуры являются очень динамичными элементами структуры культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. Существование субкультур обусловлено сложностью процесса вхождения в мир доминирующей культуры (социализация), а также связано с противодействием стремлению официальной культуры заполнить собой всю жизнь общества. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение единой обобщенной доминирующей культуры.
В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей социальных групп начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя фундаментальным принципам, господствующим в культуре. В этом случае можно говорить о феномене контркультуры. Термин контркультура был введен в 1968 г. Т.Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей индустриального общества. Он выделил основные особенности этих движений: оппозиция ценностям западноевропейской культуры (отрицание массовой культуры, технократизма, рационализма); настроение эсхатологизма; провозглашение необходимости возвращения к природе и целостности человека. Если понимать контркультуру как способ кардинального изменения ценностных ориентаций эпохи, то это понятие можно использовать для анализа всего историко-культурного процесса. Тогда к контркультурным движениям, возможно отнести киников, ранних христиан, движение романтиков.
Говоря о значении контркультуры, заметим, что она является мощным катализатором культурно-исторического процесса и ядром будущих культурных систем. Это первый этап осмысления и первый способ осуществления новых ценностей. Контркультура не переделывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную культуру и трансформирует ее. Эволюция контркультурных движений – от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию.
Вопрос 47 (Мировая культура в эпоху Глобализации.)
Явление глобализации, в общепринятом понимании сопрягающееся с понятиями тотального проникновения, взаимодействия и взаимовлияния, в полной мере захватывает сознание и самосознание как отдельных личностей, так и больших групп людей, в том числе – и в их «культурных сферах». Явление это имеет двойственную природу. С одной стороны, оно может считаться прогрессивным, поскольку способствует приобщению национальных сознаний к мировым достижениям культуры. С другой стороны, оно явно негативно, поскольку в своей направленной на массовое потребление и потому заведомо «сниженной» части агрессивно противостоит уникально-национальному, в отдельных случаях, более развитому, самобытному и высокому.
Характерной чертой глобализации можно считать и то, что при ближайшем рассмотрении оказывается, что большинство из массовых завоеваний великой эпохи модерна не совместимо с логикой глобализации. В первую очередь это касается понятия демократии, или политического суверенитета народа
Глобализация, сущностной основой которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни – экономику, политику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и межконфессиональные отношения. Все эти сферы, вовлекаясь в убыстряющийся темп освоения и обмена информацией, приобретают качественно новые черты.
Глобализация и является предельной формой продуцирования пассивности человека во всемирном масштабе. Вот в чем заключается основной ее негативный смысл. Она посягает на сущность человека – быть ответственным творцом своей жизни. Те горизонты развития, которые процессы современности (синтезируемые глобализацией) оставляют человеку, примитивны. Человек, чем дальше, тем более унифицируется, утрачивает личностную специфику, предает себя, выступает противником глубоко бытийственного многообразия, которое является условием обретения человеком своей сущности. Глобализация, таким образом, ответственна за эти негативные процессы.
В современном мире происходит переход от национальной культуры к глобальной культуре, языком которой служит английский язык. Американский доллар используется во всем мире, западная массовая культура стремительно проникает в нашу жизнь, модель либерально-демократического общества в той или иной степени реализуется во многих странах, создается мировое информационное пространство (Интернет и другие, новейшие информационные и коммуникационные технологии), осуществляется глобализация западной культуры, возникает новая реальность – виртуальный мир и виртуальный человек.
Внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют различные позиции и точки зрения, и это не делает всех людей одинаковыми. Глобализация не устраняет разнообразие способов жизни людей, она лишь создает новые формы, которые частично интегрируют предшествующие. Процесс глобализации культуры реализуется в настоящее время в разных формах во всех областях человеческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте, туризме, личных контактах и т.д. Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этого процесса.
Билет 23
23 ВОПРОС (Сущность народной культуры)
Народная культурав историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенного социального слоя (прежде всего крестьян). Такая традиционная народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности общины. Народная культура проявляется в укладе жизни, формах хозяйственной деятельности, обычаях, обрядах, типах семьи и воспитания, характере жилища, одежде, питании, преданиях, отношениях с природой и т.д.. Особое место в народной культуре занимает фольклор. В современной культуре к народной культуре относят не только прошлые традиции народа, но и любительское художественное творчество.
Если человек идентифицирует себя с народом, с его традициями в стереотипах поведения, обыденных представлениях, выбирает народные формы проведения досуга, то он является представителем народной культуры.
Для того, чтобы точнее охарактеризовать сущность народной культуры, нужно выявить ее особенности.
Традиционность – важнейшее качество народной культуры. Традиции определяют ценности, нормы и смысл народной культуры. Традиция формируется обычаями и сопротивляется инновациям. Изменение традиции не имеет продуманного характера. Кроме того, именно традиция является социальным механизмом передачи ценностей народной культуры. Это значит, что навыки здесь передаются при непосредственном общении мастера и ученика, минуя институционально-организационные формы.
Коллективное творчество, при котором практически отсутствует различие между творцами и потребителями, зритель очень часто является активным участником зрелища. Коллективность определяет также анонимность творчества.
Синкретичность (нераздельность, нерасчлененность явлений), проявляющаяся в синтезе различных видов искусства, практической и художественной деятельности. Например, фольклор является одновременно литературой и системой знаний.
Образная интерпретация опыта. В народной культуре используются не логические формы изложения знания, не доказательства, а мифопоэтические образы и символы.
В наше время особенностью народной культуры является ее непрофессиональный статус, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерства, в основе которого лежит свободное владение традицией.
Деление культуры на профессиональную и народную подчеркивает факт институционализации культуры, ее разделения на творца и потребителя. Разделение же на элитарную и массовую связано с наличием в структуре культуры образований, направленных на инновационную, творческую деятельность или, напротив, на тиражирование существующих культурных образцов, их адаптацию к запросам и возможностям культурного большинства.
Вопрос 48.(Истоки культуры восточных славян. Особенности русского типа культуры.)
Генотип культуры восточных славян начинает формироваться с момент образования племенных союзов, составивших основу русской, белорусской и украинской народностей. Основу культуры восточных славян составляли языческие верования, которые отразились в поклонении природным стихиям и атмосферным явлениям (солнцу, земле, воде, огню, грому и молнии), персонификации природных духов, почитании культа предков. Мифологические представления восточных славян не отличались системной упорядоченностью и однородностью, поскольку постоянно дополнялись новыми элементами.
В первой общегосударственной летописи Древней Руси “Повесть временных лет”, составленной в XII в. монахом Нестором, не содержатся подробные сведения о мифологии восточных славян, но сообщается о поклонении Перуну (богу грома и молнии), Хорсу (богу солнца), Дажбогу (богу солнца, благополучия), Стрибогу (богу ветра), Мокоши (покровительнице женщин богине рукоделия). Мифологические образы присутствуют в устных эпических сказаниях (былинном эпосе об Илье Муромце и Соловье – разбойнике) и многочисленных памятниках письменности,которые отражают архаические взгляды на окружающий мир.
Политическое объединение восточнославянских земель и принятие христианства качестве официальной религии и Древней Руси положило начало общевосточнославянскому этапу развития культуры, охватывавшему период с конца Х по середину XIII в. Этот период восточнославянской культуры может быть назван КИЕВСКИМ достаточно условно, поскольку, кроме Киева, в Древней Руси существовали и другие культурные центры.
В период формирования древнерусской народности возник героический эпос классического события. «Слово о полку Игореве» является образцом. “Слово о полку Игореве” основывается на реальных исторических фактах, засвидетельствованных летописными источниками. Основу произведения составляет описание неудачного похода дружины новгород-северского князя Игоря с братом Всеволодом на половцев, в результате чего войско Игоря, не согласовавшего свои действия с киевским князем Святославом, было разбито, а князь Игорь захвачен в плен.
Принятие христианства князем Владимиром явилось знаковым событием в истории Руси и положило начало новой духовной эры в культуре восточных славян. В Древней Руси христианство принято как государственная религия.
Принятие и распространение христианства способствовало укреплению политических, торговых и культурных связей со странами христианского мира. Важным этапом в развитии христианской культуры на землях восточных славян было становление христианско-просветительского комплекса, который создавался на основе византийских традиций и охватывал письменность, книжное обучение, храмовое строительство, иконопись, песнопение.
Христианская просветительская кампания воспринималась как нечто чуждое, к чему восточные славяне не были готовы: их привязанность к исконным народно-языческим традициям и жизненному укладу была достаточно сильной и прочной. Поэтому неслучайно, отдавая своих детей для обучения, матери, еще не утвердившиеся в ере, оплакивали их, как умерших. В ранний период развития христианской культуры у людей не только не было знаний, необходимых для понимания христианского учения, но существовало прямое нерасположение и недоверие к нему.
Важным событием в развитии христианской культуры Древней Руси было возникновение оригинальной литературы.
Церковная письменность в Древней Руси развивалась на основе сложившейся в Византии жанровой системы, которая в дальнейшем была приближена к реальности и потребностям восточных славян. Главным ориентиром в творческой деятельности восточнославянских книжников являлась христианская каноническая литература, определяющая актуальные проблемы и идеи, обеспечивающая просветителей фактическим материалом (сюжет ми, мотивами, образами), на основе которых создавались произведения церковной письменности.
Средневековая церковная письменность 11-13вв акцентировала особое внимание на необходимости строгого соблюдения верующими религиозных предписаний и участия в культовой деятельности, направленной на популяризацию вероучения.
Важную роль в сохранении исторической памяти играло летописание, отражавшее официальные сведения о значительных событиях государственно-политической и духовной жизни общества, а так же сообщения фольклорного и легендарного характера прославлявшее героические заслуги народа и поэтизировавшее историческую реальность.
Татаро-монгольские набеги в Древней Руси, сопровождавшиеся разрушением городов, сокращением численности населения, обусловили период упадка в культуре и привели к изолированности восточнославянского мира от христианской Европы. Набеги кочевых племен убеждали в необходимости формирования единовластия, способного обеспечить оборонительную способность и прочность государства. Объединение русских земель и создание централизованного государства способствовали синтезу полиэтнических традиций и становлению евразийской основы русской культуры. Крушение Византийской империи определило возникновение идеологической концепции Москва – Третий Рим, утверждавшей идею мессианской роли Руси как единственного православного государства в мире, претендующего на статус центра христианской культуры и главной опоры православия.
В середине XVII в., в период правления царя Алексея Михайловича, была проведена религиозная реформа патриарха Никона,направленная на согласование русской церковной практики с греческой традицией и предполагавшая устранение различий в обрядности , исправление и унификацию богослужебных книг, борьбу с ересью.
XVIII в. считается началом новой культурной эпохи в истории России и периодом коренных изменений в разных сферах жизни. Реформы Петра I значительно ускорили темпы социального развития Росии и способствовали ее сближению с европейской культурой. Известными культурными достижениями петровских преобразований стали усиление авторского начала в культурном творчестве, активное развитие периодической печати, введение нового гражданского шрифта, распространение переводной литературы, внимание к образовательной политике, про едение реформы календаря. Более успешными были нововведения в армии, инженерии, навигации, перенимавшиеся из стран протестантского мира и отличавшиеся утилитарной направленность.
Вторая половина XVIII в. характеризуется развитием классицизма в русской культуре,получившего национальное своеобразие в литературе и искусстве. Его отличительной черт й была связь с отечественной и теорией и русскими фольклорными традициями. Параллельно с классицизмом запоздалыми темпами развивался стиль барокко, получивший отражение в роскошных архитектурных ансамблях и дворцовых комплексах.
19 в в русской культуре совпал с периодом активации духовной жизни и получил название «золотого века»
В начале XIX в. ощущаетс ослабление просветительской идеологии в социокультурной жизни и на смену классицизму приходит искусство романтизма. Движение декабристов стимулировало становление русского критического реализма в культуре. Творчество многих авторов отразило одновременно романтические и реалистические тенденции в художественной литературе (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). Влияние классицизма сохранялось в архитектурных формах в тиле ампир распространявшемся преимущественно в публичных и административных постройках и выражавшем идею государственного могущества. Официальным протестом творческой интеллигенции против изживших себя канонов классицизма было создание сообщества художников-передвижников, отстаивавших эстетическую свободу и пользовавшихся большим признанием и коммерческим успехом( суриков, репин..) Знаковым событием культурной жизни России стала деятельность содружества музыкантов “Могучая кучка”, боровшихся против академизма в искусстве и разрабатывавших национальный стиль в русском музыкальном творчестве (М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков).
Чаадае одним из первых дал оценку русс кой культуре и отметил ее изначальную обреченность на неудачу. Главной причиной культурной отсталости России он считал выбор византийской культурной парадигмы, ориентированной на православие, а так же отстраненность от традиций западной культуры.
На рубеже XIX–XX вв. начался краткий период русского модерна, связанный с расцветом русской поэзии и известный в истории культуры как Серебряный век. Русский модернизм представлял собой сложное и разнородное явление, отличался обращенностью к мистическому и оккультному началам в творчестве, пессимистическими прогнозами кризиса истинной культуры (Д. Мережковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Брюсов, О. Мандельштам, М. Цветаева, В. Хлебников, В. Иванов, В. Маяковский).
Билет 24
24 ВОПРОС (Этническая, национальная и региональная культуры.)
Культурный регион – это территориальная целостность, характеризующаяся совокупностью существенных признаков социокультурной деятельности людей и отличающаяся от соседних областей социальными структурами, этнонациональным составом населения, элементами образа жизни, особенностями языка, религии, традиционной материальной культуры. Примером культурного региона в широком смысле (макрокультуры) может быть пространство европейской культуры, в пределах которого, в свою очередь, можно выделить отдельные локальные общности (микрокультуры), например западноевропейскую и восточноевропейскую. Региональные культуры являются неотъемлемыми компонентами национальной культуры, а национальная культура представляет собой комплекс органически связанных региональных культур.
Этническая культура – культура исторически сложившейся, устойчивой традиционной общности людей, которая характеризуется социальной самоорганизацией, общими признаками самосознания, относительно стабильными особенностями языка, существующего в разных народных формах, единством локализации (общей территорией), схожими антропологическими чертами, отличается оригинальными коммуникативными моделями и относительной гомогенностью социокультурного содержания. Важным условием формирования этнической культуры является наличие определенных природных границ, в которых происходят процессы этногенеза. Причем более замкнутое пространство, в котором осуществляется развитие этноса, способствует формированию достаточно устойчивых и своеобразных культурных признаков. Л.Н. Гумилев понимал этническую целостность как динамичную систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. По его мнению, “объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к тому или другому этносу воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению. <…> Человек принадлежит к своему этносу с младенчества”
Этническая культура как наиболее древний слой и исходное начало национальной культуры охватывает обусловленные средой обитания и путями исторического развития традиционный хозяйственный уклад и ремесла, орудия труда, традиционное питание (кулинарию), социальные и семейные отношения, обычаи, нравы, народное творчество, религиозные верования, мифологию и др. Этнокультурные традиции отражают архетипы духовности народа, выражают и закрепляют его отличительные особенности как культурной целостности. Ритуально-культовая сторона этнической культуры выполняет функцию самоорганизации жизнедеятельности этнической общности и является первичной формой коллективного сознания.
“Этническая структура – это арена наглядного проявления и воплощения этнической культуры в текущей жизни. Этносы отличаются сложной внутренней структурой и могут разделяться на отдельные этнические группы (субэтносы), обладающие территориальным единством и отличающиеся между собой, как правило, языковыми особенностями, историко-культурными традициями, спецификой социокультурной организации и религиозной жизни. Национальная культура является более сложной по своей структуре и содержанию системой и представляет собой трансформировавшийся вариант этнической культуры, характеризующийся наличием и исключительной ролью городов и государственно-политических структур, письменности, литературного языка, социально-экономических и дипломатических отношений, специализированных каналов коммуникации, систематического образования и научно-технического потенциала. Национальные культуры отличаются полиэтничным составом населения, совокупностью символов, верований, убеждений, ценностных установок, норм стилей и моделей поведения, которые характеризуют духовную жизнь людей в пределах государства. А. Бердяев считал национальную культуру сложным образованием, формирующимся в результате смешения этнокультурных традиций народов, чьи судьбы связала история. По его определению, “ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определении. <…> Нужно быть в национальности, участвовать в ее творческом жизненном процессе, чтобы до конца знать её тайну”.
К.Н. Леонтьев определял культуру как сложную систему государственных, религиозных, нравственных, философских и художественных идей и считал, что “она, как продукт, принадлежит государству; как пища, как достояние, она принадлежит всему миру”. В эволюции всех локальных типов культуры он выделял период первоначальной простоты, совпадающий с стадией традиционной этнической культуры; цветущей сложности (сложного цветения), охватывающий эпоху “многообразного и глубокого развития, объединенного в высшем духовном и государственном единстве всего или частей”, вторичного смесительного упрощения, характеризующийся кризисными тенденциями в культуре и ассимиляцией.
Вопрос 49. (Пограничный характер белорусской культуры. Особенности менталитета белорусов)
Менталитет, ментальность (фр. mentalité от лат. mentalis - разумный), своеобразный тип мышления, мировидения отдельного человека или какого-либо сообщества.