IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова

1. Рассказ учителя о писателе.

IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова - student2.ru Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве. В 1956 г. окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, факуль­тет журналистики. Член СП СССР с 1966 г.

Первой научно-фатастической публикацией стала повесть «Приключения на дне моря» издательства Детгиз в 1960 г. Пи­сатель был членом редколлегии альманаха «Мир приключе­ний». Награжден орденами Дружбы народов, «Знак Почета», медалью. Лауреат Государственной премии СССР (1982 г.).

Жена писателя Баранова Марта Петровна работала коррек­тором в Управлении делами Совмина СССР, литературным сотрудником, заведующим отделом литературы и искусства, а также в отделе писем редакции газеты «Пионерская правда». Написала в соавторстве с Евгением Серафимовичем несколь­ко книг для детей: «Тяпа, Борька и ракета», «Излучать свет». 5 декабря 1962 г. в семье Велтистовых родился сын Велтистов Максим Евгеньевич.

Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл повестей объединенных главным героем — Электроником. Электроник — это робот, внешний вид которого был скопиро­ван с реального мальчика московского школьника Сергея Сы-роежкина. Первая книга цикла «Электроник — мальчик из че­модана» впервые увидела свет в публикации издательства «Дет­ская литература» в 1964 г.

По мотивам повести «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг» был снят телевизионный худо­жественный фильм «Приключения Электроника». Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 г. в кинозале Одесского сана­тория. 2 мая 1980 г. фильм вышел в телеэфир.

Произведения Е.С. Велтистова неоднократно переизда­вались, и полная библиография включает в себя десятки из­даний.

Умер Е.С. Велтистов в 1989 г.

V. Физкультминутка

VI. Чтение отрывка из повести «Приключения Электроника»

1.Чтение учителем и учащимися.

— Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключе­ния Электроника», которую написал Велтистов Евгений
Серафимович.

2. Первичное восприятие текста.

— Понравился ли вам отрывок? Чем?

VII. Итог урока

— Какой раздел начали изучать на уроке?

—Почему фантастика — отдельный жанр литературы?

—Какие еще жанры вы знаете? : Домашнее задание: перечитать отрывок, найти объяснения не-1 понятных слов.

Ход урока 2

I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Их видимо-невидимо, Не сосчитаешь их! И кто их только выдумал — Веселых, голубых? Должно быть, оторвали От неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали И сделали цветок.

(Е. Серова)

— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

—Как вы поняли, о каком цветке говорится? (О незабудке или о подснежнике, так как они похожи цветом и оба рас­тут полянками.)

—Как автор представляет, каким образом сделали цветок?

—Что ей помогло в этом? (Фантазия.)

—Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две с удивлением, остальные — загадочно.

III. Работанад рассказом!

1. Словарная работа.

—Мы продолжаем работу над рассказом Е.С. Велтистова «Чемодан с четырьмя ручками». Дома вы должны были пе­речитать текст и разобрать непонятные слова и выраже­ния. Проверим, все ли вам осталось понятным в тексте.

—Как вы поняли значения слов:

КИБЕРНЕТИК — специалист по кибернетике. КИБЕРНЕТИКА — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в ма­шинах, живых организмах и обществе. КОНТРАБАС — самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низ­кого регистра.

— Подберите синонимы к словам: прозрачный (1) чистый,незамужненный, хрустальный, кристальный, чистый как слеза; 2) ясный), раздался (1) послышался, заслышаться,зазвучать, прозвучать, пронестись; 2) расступиться; 3) по­
полнеть).

—Какое значение подходит больше к словосочетанию «го­род раздался»? (Подходит второе значение.)

—Подберите синоним к словам: похорошел (расцвел), сюр­приз (неожиданность, нечаянность).

2. Выборочное чтение.

3. Беседа.

—Что вы узнали о профессоре Громове?

—Чем он занимается?

—Куда он приехал?

—Прочитайте о том, как директор гостиницы занялся ве­щами профессора.

—Как автор показал нам, что чемодан был очень тяжелый?

—Сравните описание города с обычным, в котором мы жи­вем. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?

—Прочитайте, как профессор открыл чемодан.

—Почему он долго смотрел на спящего?

—Что сделал профессор после того, как мальчик вышел из чемодана?

—Отчего он дернулся?

—Как вы считаете, побег Электроника — это протест или каприз?

—Могло ли с Электроникой произойти несчастье, когда он прыгнул со второго этажа?

—Как он это сделал?

—Как понимаете значение слова «молниеносно»? Что ав­тор хотел показать читателю?

—Почему профессор испугался побега Электроника? Что могло произойти?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над рассказом

—Согласны ли вы с тем, что Е.С. Велтистов рассказал о нео­бычном событии? Объясните.

—Как бы вы охарактеризовали профессора Громова? Был ли он жестоким человеком?

—Почему Электроник сбежал от профессора?

—В чем Электроник похож на обычного мальчика?

VI. Итог урока

—Как вы думаете, в какое время могли происходить такие события?

—Что вы знаете о современных достижениях в области ки­бернетики?

Домашнее задание:подготовить пересказ текста, подготовить пересказ понравившегося отрывка.

Наши рекомендации